КЛЮЧ К ПРОДВИЖЕНИЮ ИДЕЙ —
|
— Николай Леонтьевич, насколько, на ваш взгляд, весомо прозвучало слово науки на втором Байкальском экономическом форуме, и было ли оно услышано?
— Я бы сказал, что голос науки прозвучал весомо и был услышан. Государство поворачивается, наконец, лицом к науке, понимая, что инновационная политика без усиления науки и научно-технической инновационной деятельности невозможна. Она вообще станет (и уже стала) неэффективной, если этого не сделать. Но это не просто забота о науке. Есть понимание проблем и того, что наука найдет свое место. Невостребованность науки обществом была главной нашей бедой. И эта невостребованность поддерживалась еще и правительством. Оно не ставило перед наукой задач и финансировало науку по остаточному принципу. Сегодня ситуация меняется и это главное, а как реализовать этот разворот в конкретные меры — есть довольно много предложений и есть признаки понимания их.
Нам бизнесмены и сейчас говорят — не нужно никакого государства, идите к нам, рекламируйте свои разработки, предлагайте идеи, и мы дадим деньги. И это, действительно, одна из возможностей реализации наших разработок и зарабатывания средств на фундаментальные исследования. Но все к этому свести нельзя. У нас есть и другие заказчики, в том числе и зарубежные. На одном из докладов в Вашингтоне, когда я сказал, что у нас много заказов от зарубежных и транснациональных компаний, меня спросили: так что, российская наука уже превратилась в придаток транснациональных кампаний? Я ответил not yet, нет еще. Но интерес к нам проявляют большой. В своем докладе на форуме сказал про Китай, который сейчас так активно к нам внедряется, приглашает руководителей, студентов, аспирантов, создает совместные малые предприятия. Действительно, иногда возникает ощущение, что там мы более востребованы, чем в родной стране.
— Но все-таки вам удается продвигать разработки и в своей стране?
— Пока удается. Более того, и Стратегия экономического развития Сибири, и Основы политики РФ в области науки и техники разрабатывались с активным участием ученых. Наконец-то мы были услышаны, в значительной мере, видимо, благодаря тому, что новый президент будирует этот процесс. Но с другой стороны, и сама наука очень медленно разворачивается, она не умеет работать с промышленностью, не умеет доводить свои разработки до практического использования. Конечно, от академических институтов этого можно было бы и не требовать. Но сегодня мы вынуждены занимать эту нишу, поскольку многие отраслевые институты разрушены, а компании еще не созрели, чтобы создавать свои институты. Этот вакуум надо заполнять, и СО РАН старается это делать, хотя в будущем, я думаю, выстроится иная, более совершенная иерархия целей и возможностей.
— На форуме много говорили о Стратегии экономического развития Сибири. У нас в стране рождалось множество идей, программ, концепций, которые так и не воплощались в жизнь. Каковы механизмы реализации Стратегии, что для этого надо сделать и что делается сейчас?
— Как было сказано, в выступлениях на форуме полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Леонида Драчевского, министров и других ответственных лиц, конкретные проекты, которые предлагаются в Стратегии, сейчас учитываются при формировании различных программ. Она дает именно стратегическое направление принимаемым решениям. С одной стороны она слабее конкретных программ, с конкретными цифрами, какие создаются, скажем, для отдельных округов, отраслей. Но, с другой стороны она сильнее, потому что многостороннее и, более того, пытается влиять и на выработку общей стратегии развития России. И кое-что уже удается сделать. Например, Основы научно-технической политики — это, конечно, уже стратегический документ.
Меры по продвижению Стратегии можно разделить на три категории. Первая — это поддержка на уровне правительства. Если будет создан, как прозвучало на форуме, совет по развитию Сибири и Дальнего Востока, под председательством Касьянова, то оба документа — и Стратегия экономического развития Сибири, и программа развития Дальнего Востока — будут контролироваться им. Это будет конкретный инструмент влияния со стороны правительства. Второе — это интерес бизнесменов, крупных компаний, которые уже говорят на одном языке с нами. И мы с ними находим общий язык, не со всеми, но находим. Здесь не только привлечение инвестиций, но и проявление их общего интереса к возможностям нашей науки. Примеры приводились на форуме, и впервые здесь прозвучали выступления руководителей крупных компаний. И третье направление — это работа с губернаторами и самих губернаторов. И тут тоже есть подвижки. Например, в Новосибирской области разрабатывается закон о создании территории инновационного развития на примере Советского района Новосибирска. В Томске тоже пытались создать такой закон, но мы его раскритиковали. И в Иркутске ждут, что же у нас получится, чтобы последовать более удачному примеру.
Наконец, очень многие регионы увеличили строчки бюджета, касающиеся науки, создают различные структуры, которые помогают взаимодействовать предприятиям власти и науки. Это только первые шаги. Я жду больше всего и, как бы опасаюсь одновременно, более активной роли руководителей регионов. В частности, когда мы обсуждали Стратегию развития Сибири, губернаторы проявили недостаточно активный интерес. Понятно, что они заняты сиюминутными, текущими проблемами: поиском зарплаты для учителей и врачей, спасением урожая, какими-то катастрофами и ЧП, и настолько сегодня заняты, что им не до стратегических задач, не до видения перспектив. Возможно, в свободные минуты они и размышляют об этом, но до практических шагов руки не доходят. Это, очевидно, главная причина сдержанного отношения, хотя могут быть и разногласия, которые будут обнаруживаться постепенно. Я не надеюсь на чудо, на то, что Стратегия сразу все сделает благополучным, и Сибирь будет процветать. Но это один из важных шагов, и мы должны, не снижая темпов, каждый месяц, каждый квартал чего-то добиваться, что-то пропагандировать. Имею в виду не только науку, но и общественность. Если все сведется к тому, что сами ученые придумали, пусть сами и организуют, продвижения не будет. Мы добились того, чтобы ответственным за исполнение было названо Министерство экономического развития и торговли, то есть правительство взяло на себя ответственность. Это вселяет некоторые надежды, но мы не должны успокаиваться, нужно все время будировать процесс, подвигать к принятию нужных решений. Как сказал Драчевский, в октябре этого года руководители регионов Сибири и представители сибирского бизнеса намерены выработать программу совместных действий по реализации предложенной Стратегии. Это станет важным шагом в продвижении.
— А кто осуществляет финансирование проектов Стратегии?
— Финансирование заложено пока через федеральные целевые программы. Есть, например, программа развития транспортной сети, инновационная программа, и в них поддерживаются те проекты, которые заложены в Стратегию. По Министерству промышленности, науки и технологий проходит несколько крупных инновационных проектов, среди которых есть и наши. Хотя, может быть, со временем удастся все проекты Стратегии сконцентрировать в отдельную программу. Сейчас это делать уже поздно, поскольку бюджет следующего года уже сверстан и в него вошли наши проекты лишь небольшой частью.
Мы и в этом году, и в следующем будем предпринимать усилия для небольшого продвижения, а потом, может быть, удастся влиять на ситуацию более системно. Мы все должны действовать, и предприниматели, и журналисты, и ученые, и государственные деятели, и власть и на местах, и в Москве. Один из самых сложных вопросов — баланс интересов. Я уже много раз давал интервью, и мне задавали вопросы: а почему же Министерство экономического развития и торговли так сильно сопротивлялось, почему неактивно поддерживают предприниматели? Да потому, что интересы разные. Интерес рядового обнищавшего населения один, бизнесменов — другой, правительства — третий, науки — четвертый. Поэтому очень важен поиск компромисса, баланс интересов. И когда у нас выработаются общие точки зрения, с какой-то потерей, но все-таки все организуется, и все начнут участвовать в этом, как в своем родном деле, и губернаторы, и крупные бизнесмены, и банкиры, и ученые, тогда дело пойдет.
— И форум как-то подвигнул к этому?
— Безусловно, помог в поиске компромисса, взаимопонимания. В этом его большая роль, я считаю, главная роль. Те конкретные предложения, которые здесь прозвучали, они тоже важные, но это не то место, где принимают решения. Предложения еще надо выводить на уровень правительства, региональной власти. Но вот само сближение интересов здесь происходит. Многие отметили такую интересную тенденцию — если на первом БЭФе роль крупного бизнеса не прозвучала, то здесь не только прозвучала, но и сами представители бизнеса захотели высказаться. Вот это уже, продвижение на пути к балансу интересов. Компромисс бывает разный, а это именно баланс интересов.
— Вы говорили на пленарном заседании, и "на круглом столе" о тех научных разработках, которые находят и уже нашли конкретное применение. Назовите наиболее яркие.
— Это, например, программа по нефти и газу. Она давно идет, и заслуга в этом не наша, но мы стараемся в ней участвовать. Вторая программа, которая сейчас разворачиваются — "Силовая электроника Сибири". Она в перспективе лет через пять будет давать готовую продукцию на сумму около 1 млрд. в год. Программы "Электронная Россия" и "Электронная Сибирь" по производству программного продукта, хотя и развиваются стихийно, хорошо оформленной программы нет, но конкретная продукция, измеряемая уже сотнями миллионов долларов, производится. Программы, связанные с конкретными производственными технологиями, как-то лазерный раскрой металла и установки для этого, электронно-лучевые технологии по упрочнению кабеля, производство новых видов лекарств тоже действуют. Это технологии еще "точечные", но со временем каждая из них может развиться в программу, сопоставимую, например, с "Силовой электроникой". И, наконец, у нас довольно много программ, связанных, так или иначе, с топливно-энергетическим комплексом. Это программы взаимодействия с ЮКОСом, с РАО ЕЭС, железнодорожным транспортом. Здесь мы делаем только первые шаги и надеемся, что со временем научимся работать с крупными монополистами, и они научатся работать с нами.
— Институты Иркутского научного центра в этом продвижении научных идей занимают, очевидно, не последнее место?
— Председатель Президиума Иркутского научного центра в своем выступлении на "круглом столе" форума привел много ярких примеров. Они впечатляют, и, конечно, центр имеет большой потенциал и занимает не последнее место в продвижении своих идей, но он пока и не лидер. Это парадокс — Иркутский центр был один из первых, где возникла масса малых предприятий по доведению своих разработок до конкретных технологий, конкретной продукции, но большинство из них не состоялось, они повымерли. Значит, была допущена какая-то тактическая или стратегическая ошибка. И в других центрах произошло нечто подобное, в Томском институте физики прочности и материаловедения, например, тоже была масса малых предприятий, но в результате только конкретные люди обогатились и ушли. Что-то не продумано в этом направлении. И потому масса приоритетных разработок, которые есть в институтах центра, пока лежат без движения. Даже Институт химии им. Фаворского, который имеет больше всех предложений, не достиг весомых успехов на пути в продвижении своей продукции, что-то мешает этому. Но, думаю, это дело времени. Иркутянам есть что предложить, и интерес к их разработкам большой.
Фото В.Короткоручко
стр. 3