НАУКА И ВЛАСТЬ В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ
Наталья Притвиц
Заместитель министра промышленности, науки и технологий В. Голощапов, выступая на международном форуме "Российский промышленник-2002", заявил, что неперспективные НИИ будут ликвидированы и что "проведение инвентаризации для определения эффективно функционирующих институтов и закрытия практически неработающих НИИ может увеличить финансирование важных научных программ". Он сообщил также, что за счет сокращения финансирования неэффективных проектов в 2003 году инвестирование российской науки будет увеличено на 20 процентов ("Неперспективные НИИ будут ликвидированы", НоГ 26-29.09). Комментируя грядущую инвентаризацию, которой в ближайшее время вновь будет подвергнут государственный сектор науки, вице-президент РАН Г.Месяц напомнил, что пять лет назад была проведена большая работа по совершенствованию сети научных учреждений РАН. Некоторые институты были ликвидированы, другие укрупнены. Тогда удалось почти безболезненно сбросить немалый "балласт". "Сейчас разговор вновь идет о "балласте". Он, безусловно, еще есть. Но проблема эта не так проста, как некоторым кажется. Наука слишком тонкий механизм, чтобы настраивать его примитивными методами. Механическое сокращение штатов или числа институтов нас категорически не устраивает. Академия не раз доказывала свою способность к эффективному саморегулированию. К счастью, такая возможность существует и теперь. У нас есть несколько месяцев для того, чтобы выработать приемлемый сценарий дальнейших событий. Будем думать, искать варианты. Одно могу сказать уже сейчас и абсолютно точно: науку и ученых академии в обиду не дадим" ("Сильному воля", П N 43). Что касается состоявшейся недавно реорганизации специализированных отделений, то они, по словам Г.Месяца, должны получить максимальную самостоятельность. "Взятый курс я бы назвал курсом на академический федерализм. Перефразируя известное высказывание, можно сказать так: сильные отделения сильная академия". А вот мнение нобелевского лауреата академика Ж.Алферова: "Саму процедуру мы постарались провести так, чтобы она приносила наименьший вред. Это связано с тем, что со всех сторон шел накат: везде идут реформы, а у вас нет. Ну, мы и выбрали вариант, когда можно сказать, что реформирование идет, но так, чтобы от этого не было вреда" ("Электроника вытащит экономику", ПГ 23.10).
Слово о фондахЕще в марте на заседании Совета безопасности руководители страны считали, что государственные фонды, которые финансируют науку, делают очень полезное дело и должны активно развиваться. А в сентябре в проекте бюджета руководители этих фондов, к своему удивлению, обнаружили, что доля денег, которые им выделили, уменьшилась. Куда же пошли полагавшиеся фондам 900 миллионов прибавки? Они достались Минпромнауки, доля которого выросла на 4 миллиарда рублей. Напомним: этих фондов три Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Задача государственных фондов обеспечить независимое от чиновников финансирование ученых. Фонды работают так: государство выделяет им деньги, а ученые подают заявки. Экспертные советы, независимые от руководства фонда, их оценивают, после чего совет фонда принимает решение о выделении финансирования. Теперь придется отказаться от многого. Так, РФФИ сосредоточит деньги на инициативных научных проектах. А в результате "под нож" пойдут поддержка материально-технической базы центров коллективного пользования, издание книг, поддержка конференций, гранты молодым ученым и инновационно ориентированные проекты. Сокращение программ больно ударит по научному сообществу, так считает председатель совета фонда академик М.Алфимов ("Открытие легко погубить в зародыше", ПГ 23.10). Академики Г.Абелев, А.Богданов, Л.Киселев в статье "Опасайтесь перекосов" (П 4.10) доказывают: роль госфондов в том и состоит, что они компенсируют недостатки программно-целевого финансирования, позволяя поддерживать любую группу исследователей, если она успешно работает на передовых рубежах науки, независимо от тематики, ведомственной принадлежности, географии и других факторов. Заместитель председателя совета РГНФ профессор Е.Семенов видит в сокращении финансирования еще один этап опасной тенденции последовательного свертывания деятельности научных фондов. Так, в 2001 г. были утверждены новые уставы РФФИ и РГНФ, в которых "самоуправление фондов было подстрижено, как английский газон". По мнению Е. Семенова, события эти (изменение уставов и формирование бюджета) существуют не порознь, а во взаимосвязи. Они отражают вполне оформившееся новое отношение влиятельных сил к государственным фондам поддержки науки; реальную, а не декларативную научную политику; попытку реанимации системы административного управления наукой; ослабление институтов, поддерживающих свободу научного творчества и расширение прав ученых; подавление зарождающихся форм самоорганизации научного сообщества. Эти события полны зловещего смысла. Они направлены на ликвидацию зачатков гражданского общества в научно-технической сфере. ...За последние 6-7 лет в России принято новое законодательство, существенно ущемляющие интересы науки. И никакой государственный орган все это время не реагировал на этот законодательный процесс и, похоже, даже не отслеживал его. Неужели государству в самом деле безразлично, что произойдет с наукой, а научное сообщество безропотно смирится с усиливающейся деградацией национальной научной системы и механизмов государственного управления наукой в стране?" "О перспективах грантовой поддержки науки в России", П 1.11). Наверное, все же не безразлично, поскольку Совет Государственной Думы принял решение провести 17 декабря 2002 года парламентские слушания на тему "О совершенствовании законодательных основ научной деятельности в Российской Федерации". Соответствующее предложение внес на рассмотрение Совета думский Комитет по образованию и науке (П 25.10).
Сколько будут платить?Научную общественность весьма волнуют предстоящие изменения в доплатах за ученую степень. Председатель Совета профсоюза РАН В.Соболев рассказывает: "Социальную напряженность в научных коллективах РАН вызвала грубейшая ошибка, которую допустили Правительство РФ и Госдума при утверждении федерального бюджета по отношению к кандидатам и докторам наук, аспирантам и докторантам, работающим и обучающимся в научных организациях РАН. В то время, как для кандидатов и докторов наук, работающих в системе Минобразования РФ, запланировано с 1 января 2003 года повышение доплат за ученую степень в три раза, до 900 и 1500 рублей соответственно, для кандидатов и докторов наук НИИ и КБ доплаты за степень планируется оставить на прежнем уровне 300 и 500 соответственно. Подобное решение является откровенной дискриминацией работников научных организаций". Такая же дискриминация планируется и в отношении стипендий для аспирантов и докторантов (1000 и 2000 рублей в вузах и 500 и 1000 в НИИ). Совет профсоюзов РАН обращался с протестами в Правительство, в Минпромнауки, но ответов не последовало ("Указали на ошибку", П 25.10). Вице-президент РАН Г.Месяц комментирует ситуацию так: "Нынешняя надбавка за ученую степень "оторвана" от функции, которую выполняет тот или иной сотрудник в исследовательском коллективе. Кандидат наук может быть и лаборантом, и заведующим сектором, а надбавка независимо от должности остается неизменной. Мы считаем, что это неправильно, и предлагаем учитывать научную квалификацию при определении должностных окладов. На более ответственной работе человек должен получать больше, в том числе и за степень" ("Сильному воля", П 25.10).
Безопасность в опасностиВ Государственной Думе рассматривается проект закона "Об основах технического регулирования в Российской Федерации". Перемены новый закон обещает поистине революционные: он фактически полностью меняет политику государства в области стандартизации и сертификации продукции. Предлагается в одночасье объявить все существующие национальные стандарты необязательными и ввести вместо них комплекс новых документов, получивших название "Технические регламенты". Они будут определять основные, неукоснительно выполняемые требования ко всей производимой в стране продукции, причем касаться такие нормы будут лишь безопасности. Причем приниматься технические стандарты вы не поверите! будут путем голосования в Госдуме. Фактически Государственная Дума станет ответственной за безопасность граждан, ежедневно сталкивающихся с техникой, например, летающих самолетами. По прогнозу экспертов в области расследования катастроф, это помимо прочего приведет к тому, что истинные виновники смогут избежать наказания, а все шишки будут валить на Госдуму. Главный сторонник Минэкономразвития, поддерживающее основного лоббиста нового закона Госстандарт. По-видимому, в их интересах, с одной стороны, получить новые рычаги для управления промышленностью, а с другой обеспечить самих себя долгосрочным госзаказом на разработку новых нормативно-правовых документов в технической сфере. Суммарные расходы на эти цели, по оценке экспертов, достигнут 10 млрд. руб. По другую сторону баррикад практики, которым предстоит выполнять "предначертания" и отвечать за последствия. Это Минпромнауки, Минатом, ведущие научно-производственные центры и отраслевые агентства ("Готовится закон о деиндустриализации", НГ 11.10). С открытым письмом к депутатам Госдумы обращалась группа членов РАН, руководителей Российского научного центра "Курчатовский институт" во главе с Е.Велиховым, руководители Госатомнадзора России и другие ученые. В нем говорится, что, по мнению экспертов, новый закон противоречит международным требованиям и договорам и может разрушить сложившуюся эффективную систему государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации. В письме подчеркивается, что в целом концепция закона, направленная на либерализацию регулирования отношений между производителями (продавцами) продукции и федеральными органами исполнительной власти, а также принципиальные положения, регламентирующие техническое регулирование, возможно полезные в других сферах деятельности, противоречат основному принципу, принятому в области использования атомной энергии, приоритету безопасности над другими аспектами предпринимательской деятельности. Авторы обращения убеждены, что для России, пережившей крупнейшие в мире аварии на ядерном комплексе (ПО "Маяк" и Чернобыльской АЭС, признанной мировым сообществом крупнейшей техногенной катастрофой ХХ века), последствия которых не ликвидированы до настоящего времени, безопасность в этой области деятельности является важнейшим фактором в обеспечении устойчивого развития и национальной безопасности страны. Поэтому они считают необходимым сохранить существующую систему государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности и исключить из сферы действия предполагаемого закона область использования атомной энергии ("Приоритет безопасность", ЛГ 30.10 5.11).
У них и у нас"Механизмы предоставления научных рекомендаций для принятия решений государственными органами" такова была тема российско-британского семинара, который прошел в Министерстве промышленности, науки и технологий РФ при поддержке Британского совета. В Великобритании существует и тщательно "прописан" порядок проведения научных консультаций при принятии правительством страны стратегических решений. Регламентируется этот порядок системой правил, разработанных Министерством науки и технологий и изложенных в двух специальных документах. Они диктуют действия правительственных департаментов по получению и использованию научных рекомендаций. В частности, предусмотрено заблаговременное определение круга проблем, для решения которых могут потребоваться консультации ученых-экспертов, а также привлечение в качестве материалов для размышления максимально широкой научной информации из "самых компетентных источников". Все полученные правительством сведения и рекомендации ученых по общественно значимым вопросам принято незамедлительно обнародовать. Вывод британских экспертов: общество не станет доверять правительству, пока не получит доказательств обоснованности его действий. А для этого власть обязана хорошо финансировать и изо всех сил пропагандировать науку, обеспечивать взаимодействие между государственными учреждениями и учеными, поддерживать связь науки и общества. Как пишет С.Беляева в "Поиске" (N 43) "российские участники семинара только руками развели. Ну нет в России такой стройной системы взаимодействия министерств и научного сообщества..." А.Ваганов в "Независимой газете" ("Наука принадлежит народу", 23.10) приводит весьма скептические выступления российских участников семинара. Ректор Международного инженерного университета академик Ю. Рыжов: "Несмотря на существование многочисленных советов, призванных выносить на рассмотрение исполнительной власти предложения и рекомендации научных организаций и отдельных ученых, эффективность таких механизмов как на высшем уровне (Совет при президенте России), так и отраслевом (при министерствах и ведомствах) остается крайне низкой. Среди многочисленных причин такой неэффективности следует числить громоздкую, неуправляемую, а часто коррумпированную бюрократическую "вертикаль", внутри которой расширяется тормозящее влияние спецслужб, особенно когда дело идет о научно-техническом сотрудничестве с иностранными партнерами". Сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Н. Косолапов считает, что "рекомендации, выдаваемые правительственным органам для принятия решений по вопросам научно-технической политики, никогда не бывают объективными и незаинтересованными, а процесс их выдачи уже давно превратился в разновидность лоббизма. При сохранении сложившихся тенденций общество с течением времени будет все менее способно компетентно участвовать в решении вопросов научно-технической политики".
По материалам прессы за октябрь-ноябрь. Сокращения: ЛГ "Литературная газета", НГ "Независимая газета", НоГ "Новая газета", П "Поиск", ПГ "Парламентская газета". стр. 4 |