В оглавление

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЭК СИБИРИ

Доклад академика А.Конторовича на научной сессии Общего собрания СО РАН 15 декабря 2002 года.

photo

Работа над Стратегией развития Сибири была сложной проблемой и мы прошли достаточно большой путь прежде чем получили документ, одобренный Правительством. И я считаю, что несмотря на то, что мы не добились в полной мере того, что задумывалось вначале, но благодаря поддержке Полпреда Президента, Президиума СО РАН, Президента и губернаторского корпуса, мы получили ценный стратегический документ, четко сформулированную позицию правительства, опираясь на которую можно добиться большего. Поэтому я в докладе постараюсь лишь выделить наиболее существенные компоненты этого документа, касающиеся топливно-энергетического комплекса и обратить ваше внимание на следующее: документ принят, но для того чтобы Стратегия стала реальностью, необходимы усилия администраций субъектов Федерации на территории Сибири, академического сообщества (в первую очередь, Сибирского отделения). И если эти усилия будут действовать в одном направлении, только тогда мы сможем добиться поддержки правительства в реализации этой Стратегии.

Что констатирует Стратегия развития Сибири? Она подтверждает и признает, что основные минеральные ресурсы страны сосредоточены на территории Сибири.

Огромный ресурсный потенциал Сибири

Одним из основных факторов, определяющих перспективы экономического развития Сибири и ее место в российской экономике, является огромный ресурсный потенциал этого региона, в том числе месторождения полезных ископаемых. Извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77 процентов российских запасов, природного газа — 85 процентов, угля — 80 процентов, меди — 70 процентов, никеля — 68 процентов, свинца — 85 процентов, цинка — 77 процентов, молибдена — 82 процента, золота — 41 процент и металлов платиновой группы — 99 процентов.

Важно и то, что Сибирь признана в своих исторических границах, а не в границах федеральных округов. В этом важную роль сыграла поддержка Президента.

Можно проиллюстрировать это двумя схемами — "Основные месторождения нефти и газа" и "Основные рудные месторождения". Вся сырьевая база страны сосредоточена на территории Сибири.

"Ложка дегтя"

Должен заметить, что редакторы программы в правительстве не удержались от того, чтобы бросить ложку дегтя на нашу сырьевую базу и нашу землю. В том плане высказывание Клебанова, что цитировал ак. Кулешов — да, сырьевая база у вас есть, но ситуация ухудшается в том плане, что и транспорт у вас дорогой, и повышенный расход топливно-энергетических ресурсов, и земля, мол, у вас холодная — это было единственное негативное место в принятом документе.

Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции оказывается неконкурентоспособной. К числу основных факторов, сдерживающих экономическое развитие Сибири, относятся следующие:

— Качественное ухудшение сырьевой базы. Наиболее освоенные крупные нефтегазоносные месторождения Западной Сибири находятся на поздней стадии разработки, когда происходит падение уровня добычи нефти и газа. Доля трудноизвлекаемых запасов нефти составляет 55-60 процентов и продолжает расти. Некоторые месторождения практически исчерпаны.

— Высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более развитой европейской части России и промышленно развитых стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, низкой плотностью населения в самой Сибири и недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры.

— Повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на производственные и социальные нужды из-за суровых природно-климатических условий.

Приоритеты стратегии в части минерально-сырьевого комплекса

Приоритетами при реализации Стратегии являются:

— обеспечение развития сырьевых производств с целью их стабилизации на российском и внешних рынках природных ресурсов и притока финансовых средств. Важнейшими стратегическими ресурсами Сибири являются нефть, газ, частично уголь, цветные и благородные металлы;

— повышение энергоэффективности экономики Сибири, сокращение издержек на удовлетворение потребностей общества в энергоресурсах в первую очередь за счет интенсификации энергосбережения;

— оптимизация системы расселения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с целью снижения нерациональных расходов бюджетов всех уровней, предприятий и организаций (вопрос отнюдь не бесспорный).

Цели Стратегии

Реализация положений Стратегии предусматривает достижение следующих основных целей: обеспечения устойчивого развития "сырьевых" регионов; повышения уровня жизни населения сибирских регионов; обеспечения геополитических и экономических интересов России.

Очевидно, что вся компонента экспорта на ближайшие десятилетия будет связана с минерально-сырьевым комплексом Сибири и изменить это никак не возможно.

Основными целями в области освоения природных ресурсов являются:

— увеличение нефтеотдачи пластов, повышение коэффициента извлечения газа и газового конденсата, добыча и использование низконапорного газа (каждое из перечисленных положений — это огромная научная и научно-техническая проблема, которые должны быть в центре внимания институтов СО РАН);

— углубление переработки углеводородного сырья и производство высококачественных топлив и масел, современных полимерных материалов (то же, что и ранее отмечено);

— высокоэффективное и экологически чистое сжигание топлива при производстве тепло- и электроэнергии (прямая тематика Института теплофизики);

— полное извлечение ценных химических компонентов (этансодержащие, гелийсодержащие газы и др.);

— облагораживание углей, утилизация метана угольных пластов;

— комплексное использование многокомпонентных руд цветных и редкоземельных металлов.

Формулируя эти цели, правительство в значительной степени признало целесообразность, правильность и оправданность многих направлений нашей деятельности, и нам только важно сосредоточиться на них еще больше и сделать отдачу наиболее эффективной.

Перспективы развития нефтегазового комплекса

От чего всегда уходили создатели всех основных правительственных документов? От четких цифр. Нам удалось добиться и зафиксировать рубежи развития нефтегазового комплекса Сибири.

Принято, что ресурсный потенциал позволяет в перспективе (при условии осуществления инвестиций в соответствующих объемах) обеспечить ежегодную добычу нефти с газовым конденсатом на месторождениях в Западной Сибири в объемах до 255-270 млн тонн (в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе — до 200-220 млн тонн, в Ямало-Ненецком автономном округе — до 40-50 млн тонн, в Томской области — до 12-15 млн тонн), освоение месторождений юга Тюменской области, Новосибирской и Омской областей, а также добычу газа — до 620-670 млрд кубометров (в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе — до 580-635 млрд кубометров).

В соответствии с прогнозами Сибирь до середины века останется главной нефтяной базой страны. То же самое и по прогнозу добычи газа.

Эти положения являются основополагающими для Энергетической стратегии России, которая сейчас разрабатывается.

Особое внимание должно уделяться формированию новой крупной нефтегазовой базы для разработки углеводородных ресурсов Иркутской области и Красноярского края.

Геологические условия позволяют довести добычу нефти и газового конденсата в Восточной Сибири до 40-50 млн тонн в год, газа — до 70-80 млрд кубометров в год.

Это первый правительственный документ со времен СССР, где все зафиксировано четко и однозначно. Следует сказать об одном. Если аппарат Полномочного представителя Президента, губернаторский корпус, ученые Сибирского отделения, вузов, отраслевых институтов не будут добиваться, того, чтобы это было решение единое, системное, а как и прежде в прошедшие 10 лет каждый губернатор будет тянуть одеяло на себя, мы никогда эту программу не реализуем.

Ключевым вопросом для будущего формирования этого нового нефтегазового комплекса станет развитие трубопроводного транспорта в регионе.

Развитие энергетического сектора на базе газа

Сложилась странная ситуация. Девяносто процентов газа добывается в Сибири, а в энергетике Сибири газ практически не используется, газификация промышленных южных районов Западной Сибири также близка к нулю.

Стратегия признает в качестве важной задачи газификацию регионов Сибири, в том числе крупных промышленных центров южной части Восточной Сибири (к сожалению, в этом направлении реально делается очень мало и в значительной степени это связано с несогласованной деятельностью администраций субъектов Федерации).

Необходимо расширение и техническое перевооружение действующих Сургутской ГРЭС-1 и Тюменской ТЭЦ-1; важное место в структуре топливоснабжения села и рассредоточенных потребителей имеет сжиженный газ.

Перспективы развития угольной промышленности Сибири

Сибирскому отделению приходится много бороться за придание важного внимания развитию угольной промышленности Сибири. На недавнем совещании в Междуреченске, которое проводил Президент страны, фигурировал подготовленный Сибирским отделением доклад. Важно, что в Стратегии нам удалось всеобщими усилиями добиться признания, что добыча угля в Сибири должна расти.

Потенциальные возможности добычи угля в Сибири составляют до 400 млн тонн в год. Особое внимание должно уделяться диверсификации производства в энергетическом секторе на основе создания предприятий, обеспечивающих углубленную переработку местных ресурсов, развитию основных угольных баз России (Кузбасса и Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса), оптимизации добычи и использования угля в Иркутской области.

Направления развития теплового хозяйства

Известно, что тепловое хозяйство имеет для Сибири особое значение. Ключевые вопросы теплового хозяйства, по мнению специалистов, в Стратегии обозначены очень четко и нам необходимо сосредоточить свои усилия для того, чтобы реализовать эти программные вещи в реальных проектах.

В развитии теплового хозяйства приоритетными направлениями являются: оснащение источников тепловой энергии и тепловых сетей средствами измерения, контроля и регулирования; техническое перевооружение котельных установок; создание мини-ТЭЦ; перевод мазутных котельных на газ (при наличии возможности) и экологически чистое сжигание угля; реконструкция и строительство тепловых сетей с принципиально улучшенными теплогидроизоляционными свойствами (использование базальтовых пластиковых материалов).

Развитие систем транспорта

Без развития систем транспорта невозможно освоение нефтяных и газовых богатств Сибири. Стратегия предусматривает, что для привлечения потенциальных инвесторов и освоения природных ресурсов Сибири необходимы: строительство новых и продолжение имеющихся ответвлений от Транссиба, БАМа, автомагистралей "Байкал" и "Амур" к месторождениям полезных ископаемых; разработка генерального плана развития газо- и нефтепроводов с учетом перспектив формирования балансов внутреннего и внешнего потребления этих ресурсов; развитие системы транспорта углеводородов и создание новых маршрутов; развитие западного сектора Северного морского пути, работающего в режиме продленной навигации, восстановление и дальнейшее развитие ледокольного и транспортного флота, совершенствование навигационного и гидрометеорологического обеспечения на основе глобальных навигационных спутниковых систем; оптимизация транспортной системы с использованием внутренних водных путей для обеспечения сообщения с отдаленными северными районами.

Сооружение магистральных нефте- и газопроводов "Запад-Восток" экспортного направления будет способствовать развитию топливно-энергетического комплекса в Восточно-Сибирском регионе и на Дальнем Востоке, позволит решить важнейшие стратегические задачи, связанные с выходом на перспективный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Первоочередная задача развития инфраструктуры трубопроводного транспорта нефти — строительство нефтепровода, который соединит Юрубченко-Тохомскую зону нефтегазонакопления с Транссибирским магистральным нефтепроводом, сооружение нефтепровода Талаканское месторождение — Верхнечонское месторождение — Ангарск. Магистральный нефтепровод от Ангарска может быть продлен в северо-восточные районы Китая и в морские порты на востоке России (Ванино, Советская Гавань, Находка).

В перспективе потребуется соединение трубопроводной сетью газодобывающих центров Эвенкийского автономного округа, Иркутской области, а также западных районов Республики Саха (Якутия) с последующей газификацией Республики Бурятия и Читинской области, а также выходом к портам российского Дальнего Востока и в северо-восточные районы Китая и, возможно, в Корею.

Задачи геологоразведочных работ

Мы неоднократно говорили о том, насколько серьезна возникшая в стране после 1994 года диспропорция в добыче и разведке минеральных ресурсов. По существу уже восьмой год мы "проедаем" подготовленные в советское время запасы нефти и газа (в лучшем случае восстанавливая их новыми запасами лишь на 60-70 %). Стратегия признает крайне важной расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы. То есть а-ля-гайдаровские тезисы о том, что нефти и газа нам хватит надолго, и заниматься этим не надо — правительство перечеркнуло. И признало важность регионального изучения территории.

Главными задачами геологоразведочных работ являются:

— расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечивающее устойчивое развитие добывающих отраслей промышленности;

— геолого-геофизическое изучение территорий и акваторий региона с целью выявления новых перспективных месторождений полезных ископаемых для формирования минерально-сырьевой базы на средне- и долгосрочную перспективу.

Основная часть геолого-разведочных работ будет проводиться компаниями-недропользователями в соответствии с действующими и уточненными условиями пользования недрами. Одновременно необходимо обеспечить проведение работ по геологическому изучению недр. Предполагается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири (при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти), разработают и реализуют региональные программы проведения работ по геологическому изучению недр в районах приоритетного развития нефтяной и газовой промышленности на основе федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)".

Пути реализации Стратегии. Разработка федеральных,
межрегиональных и региональных программ

Государственная политика в отношении Сибири должна быть направлена на совершенствование законодательной деятельности, повышение эффективности институциональных преобразований, разработку и реализацию федеральных, межрегиональных и региональных программ, устанавливающих приоритеты в решении экономических, социальных и демографических задач.

При разработке и реализации федеральных, межрегиональных и региональных программ необходимо учитывать приоритетные направления экономического развития Сибири.

Основные мероприятия по реализации Стратегии будут осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири, Сибирским отделением РАН и предприятиями Сибири.

Координацию действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ при реализации положений Стратегии предполагается осуществлять в процессе разработки и согласования региональных программ социально-экономического развития.

Усиление интеграционных процессов между регионами Сибири является одной из приоритетных задач. Наиболее перспективными направлениями являются:

— использование имеющихся в распоряжении органов исполнительной власти субъектов РФ способов координации хозяйственной деятельности в первую очередь посредством формирования региональных и межрегиональных программ социально-экономического развития;

— стимулирование развития прямых долговременных связей крупных предприятий с производителями и поставщиками оборудования, комплектующих и запасных частей, расположенными на территории Сибири, с целью обеспечения социальной и экономической безопасности региона, сокращения импорта товаров, производство которых может быть налажено в регионе;

— стимулирование развития договорных отношений администраций субъектов РФ с предприятиями топливно-энергетического комплекса с целью стабилизации поставок энергетических ресурсов по взаимоприемлемым ценам.

Необходимо разработать программу оптимизации деятельности в районах Крайнего Севера и поддержки его коренных малочисленных народов.

Таковы основные компоненты Стратегии развития Сибири, документа, рождавшегося в сложной борьбе и я постарался в своем выступлении выделить те моменты, которые определяют основные направления в нашей деятельности в прикладной области по реализации этой Стратегии.

Я полагаю, что Сибирское отделение должно иметь свою программу содействия реализации Стратегии экономического развития Сибири.

стр. 3-4