ЛИДЕРСКАЯ РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В РАЗВИТИИ НАУКИ И ОБЩЕСТВА:
ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ННЦ
Такое исследование проведено коллективом молодых ученых Отдела
социальных проблем ИЭОПП: Е.Гвоздевой, А.Ждановым, А.Нуртдиновым.
Для организации опроса и информирования молодых ученых был
привлечен информационный ресурс Совета молодых ученых ННЦ СО РАН.
Пока на вопросы ответили 56 человек (35 мужчин и 21 женщина) из
12 институтов ННЦ СО РАН, и опрос продолжается.
Проект нацелен на расширение возможностей научной молодежи для
активного участия в процессе развития общества, что предполагает
осознание молодыми исследователями стоящих перед ними целей и
поиск эффективных путей их достижения. Значение диалога между
активными молодыми учеными заключается в том, что дальнейшее
взаимодействие поможет сформировать резерв молодых лидеров,
которые будут готовы взять на себя решение стоящих перед
обществом проблем.
Кто такой лидер в глазах молодежи? Судя по ответам, это
ученый-инициатор, "генератор идей" (52,2%), "вождь", вдохновитель
масс (41,3%), новатор, "первопроходец" (21,7%), "разведчик
будущего" (15,2%). Основная часть научной молодежи в лидере видит
источник идей, служащий детонатором процесса научного познания и
направляющего этот процесс в нужное русло.
Полученные данные позволяют утверждать, что в Новосибирском
научном центре существует преемственность поколений. Научные
руководители пользуются большим авторитетом у молодежи. Вместе с
тем, молодое поколение считает, что имеет определенные
преимущества: лучше ориентируется в потоках информации (78,3%),
свободно от "багажа прошлого", влияния идеологий (54,3%), легче
перенимает зарубежный опыт и достижения(54,3%), может быстрее
реагировать на возникающие проблемы (50,0%).
Самыми важными путями развития Сибири, на которых нужно
сосредоточиться в первую очередь, молодые ученые считают:
развитие науки и наукоемких производств (84%), сделать жилье
доступным для молодых семей (67%), повышение уровня культуры и
образованности населения (47%), создание высокоэффективных
рабочих мест (45%), существенное увеличение зарплаты в бюджетной
сфере (43%).
Что же мешает развитию науки? К числу наиболее острых проблем,
тормозящих развитие науки, отнесены: невозможность приобретения
жилья и низкий уровень зарплаты; снижение престижа науки в
России, отсутствие стратегии ее развития; не продуманность
организации и обеспечения условий труда научной молодежи, прежде
всего финансирование не обеспечивает должной оснащенности рабочих
мест, а также научных стажировок в крупных научных центрах.
Отсутствие уверенности в завтрашнем дне не позволяет молодому
специалисту заняться действительно тем, что ему интересно, и
направить свои усилия на исследование новых областей и поиск
путей решения новых проблем. И как следствие тормозится
развитие науки и экономики.
Решение каких проблем в наибольшей степени зависит от молодежи?
На первом месте развитие науки, наукоемких производств и новых
технологий; на втором решение демографической проблемы,
связанной с необходимостью роста уровня рождаемости и переход к
здоровому образу жизни; на третьем отказ от алкоголя и
наркотиков.
Женщины, кроме того, отметили роль молодежи в воспитании детей и
в искоренении неравенства возможностей в зависимости от пола,
национальности, места жительства.
Молодые ученые считают, что необходимо быстрее реагировать на
возникающие проблемы и быть более "гибкими" в оценках
происходящих событий, но брать на себя ответственность за будущее
науки и общества большинство молодежи еще не готово. Каждый
второй молодой ученый даже не задумывался над тем, как он может
изменить ситуацию к лучшему, не видят для себя возможности
участия в принятии решений.
Данное исследование позволило выявить представления молодых
научных сотрудников о их роли в развитии науки и жизни общества.
Вместе с тем, наш проект не заканчивается, он нацелен на будущее.
Разработанная нами программа позволит получать дополнительные
данные о молодых ученых всех институтов ННЦ. Также мы надеемся
привлечь к опросу научную молодежь Москвы и Санкт-Петербурга.
Дальнейшая работа в этом направлении может способствовать:
налаживанию обратной связи между руководством СО РАН и молодежью,
повышению их заинтересованности в научной работе; обмену научной
информацией, объединению усилий по изучению проблем и построению
будущего; повышению активности молодых ученых ННЦ, формированию
резерва новых лидеров.
В заключение хотелось бы привести высказывание одного из
респондентов о наиболее острых проблемах, тормозящих развитие
науки:
Отсутствие ясной перспективы в жизни (прежде всего в
материальном плане) и научной деятельности в случае потери
работы ученый рискует остаться не только вне профессии, но и за
бортом жизни вообще. Поэтому, пока работа ученого в чем-то сродни
жизни и ощущениям маньяка, с которыми обществу, как известно,
надо быть осторожнее.
стр. 2
|