В оглавление

ЛИДЕРСКАЯ РОЛЬ МОЛОДЕЖИ
В РАЗВИТИИ НАУКИ И ОБЩЕСТВА:
ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ННЦ

Такое исследование проведено коллективом молодых ученых Отдела социальных проблем ИЭОПП: Е.Гвоздевой, А.Ждановым, А.Нуртдиновым. Для организации опроса и информирования молодых ученых был привлечен информационный ресурс Совета молодых ученых ННЦ СО РАН. Пока на вопросы ответили 56 человек (35 мужчин и 21 женщина) из 12 институтов ННЦ СО РАН, и опрос продолжается.

Проект нацелен на расширение возможностей научной молодежи для активного участия в процессе развития общества, что предполагает осознание молодыми исследователями стоящих перед ними целей и поиск эффективных путей их достижения. Значение диалога между активными молодыми учеными заключается в том, что дальнейшее взаимодействие поможет сформировать резерв молодых лидеров, которые будут готовы взять на себя решение стоящих перед обществом проблем.

Кто такой лидер в глазах молодежи? Судя по ответам, это ученый-инициатор, "генератор идей" (52,2%), "вождь", вдохновитель масс (41,3%), новатор, "первопроходец" (21,7%), "разведчик будущего" (15,2%). Основная часть научной молодежи в лидере видит источник идей, служащий детонатором процесса научного познания и направляющего этот процесс в нужное русло.

Полученные данные позволяют утверждать, что в Новосибирском научном центре существует преемственность поколений. Научные руководители пользуются большим авторитетом у молодежи. Вместе с тем, молодое поколение считает, что имеет определенные преимущества: лучше ориентируется в потоках информации (78,3%), свободно от "багажа прошлого", влияния идеологий (54,3%), легче перенимает зарубежный опыт и достижения(54,3%), может быстрее реагировать на возникающие проблемы (50,0%).

Самыми важными путями развития Сибири, на которых нужно сосредоточиться в первую очередь, молодые ученые считают: развитие науки и наукоемких производств (84%), сделать жилье доступным для молодых семей (67%), повышение уровня культуры и образованности населения (47%), создание высокоэффективных рабочих мест (45%), существенное увеличение зарплаты в бюджетной сфере (43%).

Что же мешает развитию науки? К числу наиболее острых проблем, тормозящих развитие науки, отнесены: невозможность приобретения жилья и низкий уровень зарплаты; снижение престижа науки в России, отсутствие стратегии ее развития; не продуманность организации и обеспечения условий труда научной молодежи, прежде всего финансирование не обеспечивает должной оснащенности рабочих мест, а также научных стажировок в крупных научных центрах.

Отсутствие уверенности в завтрашнем дне не позволяет молодому специалисту заняться действительно тем, что ему интересно, и направить свои усилия на исследование новых областей и поиск путей решения новых проблем. И как следствие — тормозится развитие науки и экономики.

Решение каких проблем в наибольшей степени зависит от молодежи?

На первом месте — развитие науки, наукоемких производств и новых технологий; на втором — решение демографической проблемы, связанной с необходимостью роста уровня рождаемости и переход к здоровому образу жизни; на третьем — отказ от алкоголя и наркотиков.

Женщины, кроме того, отметили роль молодежи в воспитании детей и в искоренении неравенства возможностей в зависимости от пола, национальности, места жительства.

Молодые ученые считают, что необходимо быстрее реагировать на возникающие проблемы и быть более "гибкими" в оценках происходящих событий, но брать на себя ответственность за будущее науки и общества большинство молодежи еще не готово. Каждый второй молодой ученый даже не задумывался над тем, как он может изменить ситуацию к лучшему, не видят для себя возможности участия в принятии решений.

Данное исследование позволило выявить представления молодых научных сотрудников о их роли в развитии науки и жизни общества. Вместе с тем, наш проект не заканчивается, он нацелен на будущее. Разработанная нами программа позволит получать дополнительные данные о молодых ученых всех институтов ННЦ. Также мы надеемся привлечь к опросу научную молодежь Москвы и Санкт-Петербурга. Дальнейшая работа в этом направлении может способствовать: налаживанию обратной связи между руководством СО РАН и молодежью, повышению их заинтересованности в научной работе; обмену научной информацией, объединению усилий по изучению проблем и построению будущего; повышению активности молодых ученых ННЦ, формированию резерва новых лидеров.

В заключение хотелось бы привести высказывание одного из респондентов о наиболее острых проблемах, тормозящих развитие науки:

— Отсутствие ясной перспективы в жизни (прежде всего в материальном плане) и научной деятельности — в случае потери работы ученый рискует остаться не только вне профессии, но и за бортом жизни вообще. Поэтому, пока работа ученого в чем-то сродни жизни и ощущениям маньяка, с которыми обществу, как известно, надо быть осторожнее.

стр. 2