В оглавление

УВОЛИТЬ УВОЛИВШИХСЯ?

Снижение нормативной численности работников не улучшит кадровую ситуацию в РАН.

Валерий Соболев
"Поиск" 1'2003

На одном из своих последних перед Новым годом заседаний Президиум Российской академии наук одобрил распоряжение руководства РАН о сокращении на 4% нормативной численности работников научных организаций Центральной части РАН. Для обоснования этого решения были приведены следующие аргументы. С 1999 года рост численности работников бюджетной сферы, в том числе организаций РАН, законодательно запрещен. В Центральной части академии фактическая численность работников ниже нормативной в среднем на 3,5%. В ходе перестройки структуры РАН и уточнения приоритетных направлений фундаментальных исследований возникает необходимость изменения числа научных организаций, приведение его в соответствие с объемом и важностью решаемых проблем. При этом нужно усилить подразделения, которые выполняют исследования, имеющие мировой приоритет, в том числе и за счет увеличения численности работников. Решение Правительства РФ о переходе на отраслевую систему оплаты труда потребует перераспределения бюджетных средств между институтами РАН. Придется также высвободить часть средств для того, чтобы обеспечить новые условия оплаты труда во всех организациях академии.

В связи с вышеизложенным бюро отраслевых отделений РАН и президиумам научных центров РАН в месячный срок было поручено провести сокращение нормативной численности работников учреждений, входящих в их состав, в среднем на 4%. Аналогичное сокращение запланировано и в академических учреждениях здравоохранения, образования и домах ученых.

Президиум Совета Профсоюза работников РАН считает, что в указанном виде распоряжение президиума не столько направлено на упорядочение нормативной численности работников организаций РАН, сколько стимулирует кампанию увольнений. Таким образом, кадровая проблема не только не решается, но, наоборот, усугубляется.

Действовавшая до настоящего времени в организациях РАН нормативная численность была установлена в 1997 году в полном соответствии с фактической численностью. По данным Госкомстата РФ за 1997-2000 годы, общая численность работников РАН сократилась на 5,4%, при этом количество исследователей - на 5,2%. В 2001 году эта тенденция получила дальнейшее развитие: РАН потеряла по различным причинам 4% докторов наук, 6% кандидатов наук и почти 9% молодых специалистов. При этом отток работников в региональных отделениях РАН за прошедшие годы был заметно меньше, чем в Центральной части РАН.

Таким образом, средняя фактическая численность работников организаций Центральной части РАН должна быть меньше существующей нормативной численности более чем на 5%, а не на 3,5%, как указано в распоряжении. Из этого следует, что для сокращения нормативной численности на 4% нет никакой необходимости проводить кампанию по увольнению работающих сотрудников.

Сокращение численности ни в коем случае не может быть продиктовано и переходом с 1 октября 2003 года на отраслевую систему оплаты труда. Расходы РАН на фундаментальные исследования в федеральном бюджете 2003 года были проиндексированы в 1,33 раза. В то же время введение новой системы оплаты труда вместе с увеличением в три раза с 1 января 2003 года доплат за ученые степени кандидатов и докторов наук потребует увеличение совокупного фонда оплаты труда РАН не более чем в 1,15 раза.

Профсоюз РАН признает, что академия действительно нуждается в повышении эффективности научных исследований и разработок, а следовательно, в совершенствовании научно-организационной и кадровой структуры. Но сведение столь важной работы к краткосрочной кампании не может привести к положительным результатам. Она нуждается в тщательной проработке и непременном участии ученых советов институтов и первичных профсоюзных организаций. Для того чтобы предупредить конфликты, нужен индивидуальный подход к каждому научному коллективу, учет сложившейся в нем демографической ситуации.

В распоряжении Президиума РАН директорам институтов рекомендуется шире практиковать перевод работников, достигших пенсионного возраста, на работу по трудовым соглашениям. А значит появляется возможность нарушения трудового законодательства РФ, которое не допускает дискриминацию работников по возрастному признаку. При этом не принимается в расчет демографическая ситуация, сложившаяся в РАН к настоящему времени. Ведь именно на сотрудниках старшего поколения лежит основная нагрузка, в том числе в деле передачи молодежи фундаментальных знаний и технологий научного поиска. Интенсивное привлечение в науку молодежи за счет массовых увольнений работников старшего поколения опасно для всей нашей науки. При катастрофическом дефиците работников среднего поколения это неизбежно приведет к окончательному разрыву преемственности поколений и разрушению отечественных научных школ.

В 1997 году уже было проведено упорядочение нормативной численности работников организаций РАН. Тогда удалось решить все проблемы без конфликтов. Большое значение в этом сыграла система рассмотрения жалоб, заявлений и предложений научных коллективов, которую совместно утвердили Президиум РАН и Совет Профсоюза РАН. И, кстати, на недавнем заседании Президиума РАН, принявшем упомянутое распоряжение, президент академии Юрий Осипов поддержал предложение Совета Профсоюза РАН по максимальному использованию опыта 1997 года.

Нелишне будет сказать, что в течение последнего десятилетия количество рабочих мест в научно-технической сфере ведущих стран мира, в том числе США, Канаде, ФРГ, Великобритании, Франции, неуклонно возрастает. Совет профсоюза решил направить в Президиум РАН соответствующие статистические данные. При той кадровой политике, которая проводится в настоящее время в России, доля работников науки в общей численности населения страны к 2008 году может сократиться до уровня экономически отсталых стран мира.

стр. 8