ПЕРВЫЙ ШАГ К ГАРМОНИЧНОМУ
|
Предстояло рассмотреть и адаптировать инструментарий ЛП не только как содержательную проработку знаний о природных особенностях территории с ее целевой оценкой, но и как процедуру планирования экологически целесообразной жизнедеятельности человека в целом. ЛП рассматривается как инструмент демократизации отношений в сфере землепользования и территориального развития. Он должен вовлечь в эту процедуру не только специалистов и чиновников, но и всех физических и юридических лиц, заинтересованных в рациональном использовании природных ресурсов, в сохранении и улучшении ландшафтов. Это первый шаг к гармонизации и экологизации земельных отношений в условиях рыночной экономики.
В декабре 1992 года Федеральное ведомство охраны природы Германии провело тендер по определению модельного участка для разработки инструментов ЛП, а точнее, адаптации европейского, прежде всего немецкого опыта, в области ЛП. В результате в качестве модельной определена Байкальская природная территория.
В 1994 году Немецкое общество технического сотрудничества (ГТЦ) получило заказ на реализацию проекта. Была создана организационная структура координационный и исполнительный комитеты, определен заказчик работ (администрация Иркутской области) и исполнители (Институт географии СО РАН и Плановое бюро г. Ганновера, Германия). Проведен выбор конкретного модельного участка исходя из таких требований, как репрезентативность, изученность, готовность населения и администраций к совместной работе и т.д. Этим критериям отвечали два участка бассейн реки Голоустная и Ольхонский район.
Первый этап сотрудничества по становлению ЛП завершился в 1997 году подготовкой и изданием в Германии двух рамочных ландшафтных планов в масштабе 1:200000 для модельных участков.
Для большей убедительности результатов ЛП немецкие партнеры инициировали малые проекты: малый кемпинг на берегу озера Байкал; содействие экологически ориентированным предложениям местных жителей.
В 1999 году была начата большая работа по определению законодательных возможностей придания разработанным планам нормативной силы. В России не существуют пока таких документов, которые могли бы придать ЛП обязательность. Группа юристов (немецкие специалисты из Университета г. Бремен и сотрудники иркутского Института регионального законодательства) провела анализ законодательной базы и предложила проект закона Иркутской области по планированию территориального развития.
В 2000 году вышли в свет два тома методических рекомендаций по ЛП. Следующим шагом стало распространение опыта ЛП на другие территории. В течение 2000-2002 гг. по заданию Министерства природных ресурсов РФ разработана серия ландшафтных планов: для всей Байкальской природной территории (масштаб 1:1000000); для всех районов иркутского Прибайкалья (масштаб 1:200000); для особо ценных участков дельты р. Селенга и р. Верхняя Ангара (масштаб 1:200000); национальных парков (масштаб 1:200000); для крупных населенных пунктов г. Байкальска и п. Листвянка ( 1:25000).
Опыт ЛП использовался и в другом субъекте РФ в Ярославской области. Эти подходы легли в основу разработки стратегии развития Переславского муниципального округа.
Важнейшим итогом российско-германского сотрудничества стало экологическое зонирование Байкальской природной территории, выполненное по заданию МПР РФ в 2000-2001 годах во исполнение федерального закона "Об охране озера Байкал". В настоящее время разработка проходит государственную экспертизу.
Сегодня сотрудничество перешло на новый этап развития, когда разработка ландшафтных планов для БПТ должна смениться политическим осмыслением результатов, приложением их к конкретным задачам охраны природы, улучшения и сохранения ландшафтов. Начата адаптация инструментов ЛП в рамках реализации ряда законов РФ Водного, Градостроительного, Земельного, Лесного кодексов и иных документов.
Второе направление совместных работ мультипликация инструментов ЛП для других регионов страны, поскольку лишь практическая применимость и реалистичность результатов может стать убедительным аргументом необходимости широкого использования инструментов ЛП в практике планирования развития РФ. Такие перспективные регионы намечены.
Мультипликация опыта невозможна без отработки механизмов широкого привлечения населения в процедуры ЛП. Здесь важно не только широкое оповещение всех заинтересованных лиц, но и просветительская деятельность. В ближайшей перспективе будут разрабатываться курсы преподавания ЛП в ряде профильных вузов страны по принципам организации такого преподавания в ФРГ.
На российско-германском семинаре в Москве (2002 г.) шла речь и о необходимости широкой публикации материалов ЛП в научной и общеобразовательной литературе. Например, в Институте географии СО РАН издается всероссийский журнал, одним из постоянных разделов которого станут материалы ЛП.
По предложению Федерального ведомства охраны природы Германии подготовлен к изданию двуязычный справочник по охране природы, будет готовиться к изданию 4-язычный словарь терминов в области охраны природы, где будет сделан особый акцент на ЛП.
Разработкой ЛП российско-германское сотрудничество не ограничивается. В последнее время совместными усилиями начаты работы в области совершенствования механизмов экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. В Берлине проведен ряд семинаров и деловых игр, позволивших определить основные дефициты процедуры. Это направление в ближайшее время может стать одним из ключевых, поскольку слишком велики методические дефициты и потребность в их преодолении: несовершенство экспертизы и оценки приводило и будет приводить к негативным последствиям в социально-экономическом развитии страны. В частности, будет адаптироваться опыт Германии, например, в рамках таких проектов, как выбор трасс магистральных нефте- и газопроводов.
Подводя итоги десятилетнему российско-германскому сотрудничеству в данной области, можно говорить, что созданы очевидные предпосылки для совершенствования механизмов управления процессами территориального развития с позиции гармонизированного социального, экологического и экономического развития.
Фото С.Подберезкина
стр. 6