ЛУЧШЕ ФИЗИКИ МОЖЕТ БЫТЬ... ТОЛЬКО ФИЗИКА
И.Онучина,
Около четырехсот человек побывали в Институте ядерной физики 8 февраля в День российской науки. Это в два раза больше, чем в прошлом году. Состав экскурсантов и по возрасту (от семиклассников до студентов второго курса НГТУ и сотрудников других институтов), и по географии был очень разнообразен: прежде всего это старшеклассники школ Академгородка ФМШ, 130-й, 162-й, 165-й (и это далеко не все), а также Новой Ельцовки, Бердска, Новосибирска. Традиционно организацией дня открытых дверей в ИЯФ занимается Совет молодых ученых (председатель Константин Лотов). Принять такое большое количество людей, тем более, что это были в основном школьники старших классов, очень непросто. Требуется серьезная подготовительная и организационная работа. А начинается она со сбора заявок на экскурсии. Желающих попасть в знаменитый и загадочный ИЯФ, как всегда, много. Организовать экскурсоводов задача не из простых. Нужно, чтобы три десятка человек в выходной день пришли в институт, каждый в свое время, и слаженно работали. Но у Евгения Балдина, который этим занимался, уже достаточный опыт: проблем с экскурсоводами не возникло. Для "принимающей стороны" очень важно обеспечить равномерное "поступление" и "распределение" потока экскурсантов. Все классы были разделены на пять больших групп со строго фиксированным временем пребывания в институте. Гостей встречали на вахте и провожали до конференц-зала. Встреча начиналась с обзорной лекции, сопровождаемой слайд-программой, которую лектор демонстрировал с помощью компьютера. В доступной форме ребята получили общую информацию об одном из крупнейших в России физическом центре, о том, какими исследованиями занимаются физики ИЯФ, какими знаниями и личностными качествами должен обладать ученый. Нужно сказать, что несмотря на непривычность и определенную сложность информации, непоседливая аудитория слушала с вниманием и интересом, слегка озадаченно воспринимая то, что кроме физики, оказывается, нужно знать еще очень много, и даже уроки физкультуры тоже нужны, а без английского совсем никуда. И уж совсем притихли потенциальные кандидаты в физики, когда им очень настойчиво напомнили, что они не в музее, что установки работающие. Что заблудиться в подземных коридорах ИЯФ так, что уже никто и никогда не найдет пара пустяков, что ничего открывать и отрывать нельзя, что... Словом, изрядно "застращав" ребят, их, наконец, передали в руки "разводящих" молодых физиков, которые повели каждый свой класс на установки. Вот тут-то началось самое важное, ради чего так стремятся школьные преподаватели привести в ИЯФ своих питомцев. Очень подробно высококлассные физики, многих из которых прекрасно знают за рубежом, рассказывали о том, как устроены всемирно известные установки, какие фундаментальные исследования на них проводятся, какие перспективы в науке они открывают. Собственными глазами скептически настроенные тинейджеры увидели масштаб работ, ведущихся в институте, слегка осознали место и роль ИЯФ в России и в мире. А те из них, у кого здесь работают родители, увидели своих "предков" совсем в ином свете. Два часа, которые ребята провели в стенах ИЯФ, пролетели незаметно. Путешествие по институту завершалось там же, где и началось в конференц-зале. А на вахте института в нетерпеливом ожидании уже переминалась следующая группа... "Собирался поступать на мехмат, но после этой экскурсии только на физический факультет", сказал на прощание один из десятиклассников. Возможно, для него это станет началом пути, который в свое время прошли многие из ияфовских физиков.
Фото автора. стр. 2 |