В оглавление

ЛУЧШЕ ФИЗИКИ МОЖЕТ БЫТЬ... ТОЛЬКО ФИЗИКА

И.Онучина,
Институт ядерной физики

photo

Около четырехсот человек побывали в Институте ядерной физики 8 февраля в День российской науки. Это в два раза больше, чем в прошлом году. Состав экскурсантов и по возрасту (от семиклассников до студентов второго курса НГТУ и сотрудников других институтов), и по географии был очень разнообразен: прежде всего это старшеклассники школ Академгородка — ФМШ, 130-й, 162-й, 165-й (и это далеко не все), а также Новой Ельцовки, Бердска, Новосибирска.

Традиционно организацией дня открытых дверей в ИЯФ занимается Совет молодых ученых (председатель Константин Лотов). Принять такое большое количество людей, тем более, что это были в основном школьники старших классов, очень непросто. Требуется серьезная подготовительная и организационная работа. А начинается она со сбора заявок на экскурсии. Желающих попасть в знаменитый и загадочный ИЯФ, как всегда, много. Организовать экскурсоводов — задача не из простых. Нужно, чтобы три десятка человек в выходной день пришли в институт, каждый в свое время, и слаженно работали. Но у Евгения Балдина, который этим занимался, уже достаточный опыт: проблем с экскурсоводами не возникло.

photo

Для "принимающей стороны" очень важно обеспечить равномерное "поступление" и "распределение" потока экскурсантов. Все классы были разделены на пять больших групп со строго фиксированным временем пребывания в институте. Гостей встречали на вахте и провожали до конференц-зала. Встреча начиналась с обзорной лекции, сопровождаемой слайд-программой, которую лектор демонстрировал с помощью компьютера. В доступной форме ребята получили общую информацию об одном из крупнейших в России физическом центре, о том, какими исследованиями занимаются физики ИЯФ, какими знаниями и личностными качествами должен обладать ученый. Нужно сказать, что несмотря на непривычность и определенную сложность информации, непоседливая аудитория слушала с вниманием и интересом, слегка озадаченно воспринимая то, что кроме физики, оказывается, нужно знать еще очень много, и даже уроки физкультуры тоже нужны, а без английского — совсем никуда. И уж совсем притихли потенциальные кандидаты в физики, когда им очень настойчиво напомнили, что они не в музее, что установки — работающие. Что заблудиться в подземных коридорах ИЯФ так, что уже никто и никогда не найдет — пара пустяков, что ничего открывать и отрывать нельзя, что... Словом, изрядно "застращав" ребят, их, наконец, передали в руки "разводящих" — молодых физиков, которые повели каждый свой класс на установки. Вот тут-то началось самое важное, ради чего так стремятся школьные преподаватели привести в ИЯФ своих питомцев. Очень подробно высококлассные физики, многих из которых прекрасно знают за рубежом, рассказывали о том, как устроены всемирно известные установки, какие фундаментальные исследования на них проводятся, какие перспективы в науке они открывают. Собственными глазами скептически настроенные тинейджеры увидели масштаб работ, ведущихся в институте, слегка осознали место и роль ИЯФ в России и в мире. А те из них, у кого здесь работают родители, увидели своих "предков" совсем в ином свете.

Два часа, которые ребята провели в стенах ИЯФ, пролетели незаметно. Путешествие по институту завершалось там же, где и началось — в конференц-зале. А на вахте института в нетерпеливом ожидании уже переминалась следующая группа...

"Собирался поступать на мехмат, но после этой экскурсии — только на физический факультет", — сказал на прощание один из десятиклассников. Возможно, для него это станет началом пути, который в свое время прошли многие из ияфовских физиков.

Фото автора.

стр. 2