В оглавление

СЛАВНОЕ ИМЯ МАСТЕРА

Среди редких профессий статистика называет и профессию костореза. Резьба по кости — это вид искусства, требующий высочайшего умения. Нужно пройти долгий этап от ученичества до мастерства, иначе кость, будь она хоть зубом кашалота, хоть бивнем мамонта, хоть рогом старой коровы, останется всего лишь костью и из нее никогда не выйдет чуда.

В.Макарова,
"НВС"

photo

Мастеров, способных делать шедевры, немного. Из работающих в настоящее время в Якутии можно выделить Константина Мамонтова, заслуженного художника России. В республике он известен как замечательный педагог, основатель и первый директор художественной школы Вилюйска, и как скульптор, приложивший немало сил для благоустройства городов и сел. Но профессия и призвание Константина Меркурьевича — косторез. Им создано более 1500 авторских работ. Своей виртуозной резьбой мастер достойно представляет якутское декоративно-прикладное искусство на всероссийских и международных выставках. Его произведения украшают витрины известных музеев.

Мамонтов искусен в области миниатюрной скульптуры, отражающей быт народов Севера, животный мир. Резчик изображает в мельчайших подробностях лица людей, фактуру меховой одежды, шерсть собаки и чешую рыбы. Мастеру удается передать характерные позы людей и животных, их движения энергичны и выразительны, его герои как бы замерли на секунду. Умение передать стремительность в миниатюре — одна из характерных особенностей творчества К.Мамонтова.

Надо сказать, что излюбленный материал художника — кость мамонта. Бивень — благородный дорогой материал, обладающий неповторимой цветовой гаммой, которая возникает от воздействия минералов в местах залегания. Оттенки от бледно-коричневого до сине-фиолетового невозможно повторить искусственным способом. Происходит так называемое природное морение, идущее десятки тысяч лет.

photo

Константин Меркурьевич говорит: "Мы стараемся в работах сохранить первозданность материала. Кость — она живая, это чувствуется. Она всегда разная. Может и наказать — дать трещину".

Основное внимание резчика устремлено на передачу единой скульптурной формы. Часто двухфигурные композиции выполнены из одного куска кости, что придает особую цельность, монолитность, единый ритм. Таковы работы, изображающие мамонтиху с малышом, гордого рыбака с отличным уловом и другие.

В целом, произведения Мамонтова имеют свой характер, проникнуты теплотой отношения мастера к изображаемому.

С древних времен изделия, сделанные из бивня мамонта, использовались как талисманы. Эти фигурки несут тепло, они неповторимы, одухотворены соавторством природы и мастера. Это и есть те реальные плоды терпеливого труда, которые не стыдно оставить потомкам.

стр. 8