О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ПЕРЕХОДУ НА ПРОГРАММНО- ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ НИР
Постановление Президиума СО РАН.
Заслушав и обсудив информацию председателя Отделения ак.
Н.Л.Добрецова о предлагаемых Правительством РФ мерах по
"оптимизации бюджетных расходов", в том числе при финансировании
научных исследований в Российской академии наук, исходя из
необходимости совершенствования системы планирования НИР при
подготовке проекта бюджета СО РАН на 2004 год с расширением
конкурсности при определении перспективных исследований
институтов и научных коллективов и усилением их нацеленности на
конечный результат, с учетом положительного опыта Отделения в
этом направлении, Президиум Сибирского отделения Российской
академии наук постановляет:
1. Утвердить план мероприятий на 2003 год по переходу Отделения
на конкурсные программно-целевые методы планирования
фундаментальных и прикладных исследований (приложение).
2. Объединенным ученым советам СО РАН по направлениям наук с
участием представителей ученых советов, курируемых ОУС
институтов, подготовить до 1 мая 2003 года и представить на
рассмотрение Президиума Отделения:
а) приоритетные направления наук (от 1 до 5 на ОУС);
б) проекты положений о конкурсах исследовательских проектов в
рамках принятых приоритетных направлений с дальнейшим
формированием программ фундаментальных исследований по
приоритетным направлениям развития науки и техники;
в) предложения по оптимизации структуры научных институтов.
3. Дирекциям и ученым советам институтов Отделения в течение
марта—апреля 2003 года:
3.1. Обсудить и принять конкретный план действий по переходу
института на конкурсные программно-целевые методы планирования
научных исследований и разработок.
3.2. Рассмотреть вопросы совершенствования организационной
структуры института и системы финансирования, активизации
применения рейтинговой оценки деятельности научных подразделений
и отдельных ученых, расширения контрактной системы на основе
регулярной аттестации научных сотрудников и другие вопросы,
связанные с переходом института на программно-целевые методы
планирования и проведения научных исследований.
3.3. Доложить результаты обсуждения указанных вопросов (пп. 3.1;
3.2) и предложения на заседаниях ОУС по направлениям наук в
рамках Общего собрания СО РАН.
4. Соответствующим подразделениям аппарата Президиума
Отделения — УОНИ, ПФУ, ЮрО и др. осуществлять необходимые консультации по
обращениям институтов. Главному ученому секретарю Отделения
чл.-к. РАН В.М. Фомину рассмотреть вопрос о проведении зональных
семинаров (в гг. Иркутске и Новосибирске) ученых секретарей и
планово-финансовых служб институтов.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
главного ученого секретаря Отделения чл.-к. РАН В.М. Фомина.
Председатель Отделения академик Н.Л. Добрецов
Главный ученый секретарь Отделения чл.-к. РАН В.М. Фомин
06.03.2003
План мероприятий по переходу на программно-целевые методы
планирования НИР
Последними документами правительственных органов Российской
Федерации предполагается осуществление ряда мер по "оптимизации
бюджетных расходов", в том числе при финансировании научных
исследований. Распоряжением Правительства РФ создана специальная
рабочая группа и определен перечень возможных направлений
экономии бюджетных средств. По части этих направлений, а
именно — касающихся зависимости статуса научных учреждений и размеров
их бюджетного финансирования от объемов зарабатываемых средств,
Сибирское отделение РАН совместно с ДВО РАН и УрО РАН, а также СО
РАСХН и СО РАМН направили в Правительство письмо с серьезными
возражениями.
Вместе с тем, Правительством РФ объявлены и прогрессивные
подходы. В соответствии с Программой социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу
(2002—2004 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от
10 июля 2001 г. N 910-р, оно приступает к реформированию
бюджетного процесса путем "...поэтапной замены затратного метода
планирования и исполнения бюджета более прогрессивным методом,
при котором планирование, выделение и расходование бюджетных
средств обосновывается конечными социально-экономическими
результатами...".
Основополагающим принципом бюджетного финансирования предлагается
БОР — бюджетирование, ориентированное на результат. В
соответствии с этим принципом распорядители бюджетных средств
(например, СО РАН) обосновывают объемы и структуру своих
расходных потребностей, формулируя:
— стратегические цели своей деятельности (в соответствии с
приоритетами государственной политики и отведенными им
функциями);
— тактические задачи, направленные на решение конкретных
проблем;
— внутриведомственные программы, посредством которых
обеспечивается решение конкретных тактических задач.
Программы должны содержать:
— описание поддающихся количественной оценке ожидаемых
результатов;
— систему показателей для предварительной оценки программ и их
эффективности;
— мониторинг степени достижения целей в ходе реализации
программ.
При этом показатели мониторинга и оценки программ должны отвечать
следующим требованиям:
а) экономичность: получение результатов с минимальными
издержками;
б) сопоставимость с предыдущими аналогичными программами или
показателями, принятыми в мировой практике;
в) обоснованность — нацеленность на улучшение прогресса в
решении запланированных задач;
г) адекватность отражения результатов программ;
д) точность — формулировка показателей не должна допускать
различные толкования.
Важно, что предметом согласования проекта бюджета будут не только
цели и задачи сформулированных программ, но и сами показатели, от
которых, по мнению разработчиков проекта БОР, будет зависеть
принятие решений об утверждении программ и выбор оптимальной
структуры государственных расходов.
Предполагается, что переход к системе планирования по методу БОР
будет постепенным, однако вряд ли Российской академии наук
удастся остаться в стороне от этого процесса. В приложении БОР к
планированию такой специфической деятельности как научные
исследования возникает много вопросов и, в первую очередь,
проблема измеримости показателей результатов. Вместе с тем, в
Российской академии наук и у Сибирского отделения РАН имеется
достаточный опыт программно-целевого планирования. По этому
методу многие годы работала программа "Сибирь", он лежит в основе
конкурсов, проводимых в СО РАН и, в первую очередь, конкурса
интеграционных проектов.
Российская академия наук и ее Сибирское отделение начали путь к
переводу "базовых" фундаментальных исследований на
программно-целевые методы: постановление Президиума РАН от
17.09.2002 г. N 269 "Об утверждении Основных принципов
планирования научно-исследовательской работы научной организации
РАН", постановление Президиума СО РАН от 09.10.2002 г. N 325 "Об
основных принципах планирования научно-исследовательских работ".
Около 10% институтов Сибирского отделения РАН сформулировали
планы НИР на 2003 год на конкурсной основе.
В целях упорядочения этой работы в свете последних
правительственных документов и с учетом установленных сроков
подготовки проекта бюджета СО РАН на 2004 год предлагается
следующий план действий:
1. Объединенные ученые советы СО РАН по направлениям наук в
течение марта—апреля 2003 года формулируют предложения по
перечню программ Сибирского отделения РАН по приоритетным
направлениям развития науки и технологий (аналогичная работа была
проделана в СО АН СССР в 1988 году).
2. На заседаниях объединенных ученых советов СО РАН по
направлениям наук 21—22 апреля 2003 года в рамках годичного
Общего собрания СО РАН обсуждается перечень таких программ, а
также итоги проведенной работы по конкурсному планированию и
предложения институтов Отделения по этому поводу, подготовленные
ими в соответствии с п. 3.2. постановления Президиума СО РАН от
24.10.2002 N 353 "О сроках и порядке перехода на конкурсную
систему планирования НИР".
3. Перечень программ СО РАН по приоритетным направлениям развития
науки и технологий затем рассматривается и в основном
утверждается Общим собранием СО РАН 24—25 апреля 2003 года.
4. Утвержденный Общим собранием перечень программ СО РАН по
приоритетным направлениям развития науки и технологий
детализируется и обосновывается ОУС по направлениям наук и
ложится в основу обоснования проекта плана бюджетного
финансирования СО РАН на 2004 год.
5. В июле—сентябре 2003 года институты Отделения в рамках
утвержденного перечня программ проводят внутриинститутские
конкурсы проектов НИР, направленные на достижение обозначенных в
программах приоритетных целей.
При этом предполагается, что конкурсному распределению подлежит
не более 50—70% средств "базового" финансирования, выделяемого
институтам по статье "Наука". Эту цифру следует уточнить в ходе
обсуждения.
6. В октябре—ноябре 2003 года ОУС по направлениям наук
экспертируют и обсуждают планы НИР институтов на 2004 год.
Соответствующие заключения ОУС представляют в Президиум Отделения
до 1 декабря 2003 года.
7. Предполагается, что указанный процесс подготовки планов НИР
институтов сопровождается активной деятельностью Президиума СО
РАН и ученых советов институтов по разработке и утверждению
необходимых нормативных документов и согласовывается в своих
основных чертах с планами и нормативными документами РАН.
Главный ученый секретарь Отделения чл.-к. РАН В.М. Фомин
стр. 3
|