В оглавление

ОТ СЫРЬЕВОЙ ЭКОНОМИКИ — НА ПУТЬ ИННОВАЦИЙ

Совместное заседание Совета Сибирского федерального округа и Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) прошло в Томске — так совпало — накануне Дня космонавтики. С космосом обсуждавшиеся проблемы практически связаны не были, что, однако, нисколько не умаляет их значения. Главными в повестке дня стали вопросы топливно-энергетического комплекса и создание модели территории инновационного развития.

Виктор Нилов,
"НВС"

Проблемы ТЭКа

photo

Разговор по проблемам топливно-энергетического комплекса как основы устойчивого развития экономики Сибири начал томский губернатор Виктор Кресс, заявив, что без решения этих проблем незачем говорить и об инновационном пути развития. Перспективы развития ТЭКа в Сибирском округе впечатляют, но чтобы их воплотить в реальность, требуются как государственная поддержка, так и участие крупного частного капитала. Виктор Мельхиорович, а вслед за ним и другие губернаторы, много и, нужно сказать, весьма эмоционально говорили о сложной ситуации с недропользованием и получением лицензий в этой области, с сильнейшим "забюрокрачиванием" проблемы. Прозвучало даже, что в Министерстве природных ресурсов строятся планы "по отлучению регионов от пользования недрами". По образному выражению алтайского губернатора Александра Сурикова, председателя Совета МАСС, нынче "обычный камень нельзя из земли вырыть". Резко высказался о кризисе лицензирования и кемеровский губернатор Аман Тулеев. Он считает, что акцизы в недропользовании должны быть заменены рентными платежами (ведь "у президента Путина об этом сказано в диссертации"!). Губернаторы категорически высказались против намерений министерства заменить всего лишь согласованием принцип совместного ведения недрами. Такая неприемлемая тенденция просматривается в министерских проектах Кодекса и Федерального Закона "О недрах". Между тем, с субъектами Федерации Центру надлежало бы советоваться и прислушиваться к их аргументам.

photo

Директор Института геологии нефти и газа СО РАН академик Алексей Конторович сделал сообщение "Об основных проблемах восстановления минерально-сырьевой базы Сибири". Отметив, что в последние годы развитие ТЭКа Сибирского округа имеет позитивные сдвиги — комплексу уделено большое внимание в Стратегии развития Сибири, и он выходит на второе место в России по добыче нефти и газа — Алексей Эмильевич в то же время с тревогой констатировал, что мы ежегодно "проедаем" разведанные запасы. Академик считает, что мораторий на лицензирование недр продлевать нельзя, но и недропользование должно осуществляться в соответствии с энергетической стратегией страны. Научные учреждения обязательно должны участвовать в процессе лицензирования.

Учитывая, что не за горами время, когда разведанные запасы кончатся, академик Конторович отметил недопустимость наблюдаемого невнимания к перспективам нашего округа. "Нужно направлять значительные финансы на разведку недр Сибири", а, следовательно, требуется тесная совместная работа науки и губернаторов. Сейчас поддержка со стороны губернаторов в этом плане явно недостаточна. На очереди дня и выработка программы совместной работы науки и исполнительной власти по снижению лицензионных рисков.

photo

На заседании не раз заходила речь об энергетических тарифах. В частности, красноярский губернатор Александр Хлопонин считает, что сибирский и европейский энергетические рынки по тарифам должны быть разделены и отличаться друг от друга. Сибирские тарифы сейчас ниже, но идет речь о выравнивании тарифов, и если сибирские в результате пресловутого выравнивания значительно возрастут, то придется "ставить крест на 60 процентах промышленности Сибири".

Нужны масштабные задачи

Переходя к вопросу об инновационном развитии территории, Леонид Драчевский обратил внимание на то, что сделано здесь немало, но "есть узкие места, где все проваливается".

photo

Председатель СО РАН академик Николай Добрецов напомнил, что в январе нынешнего года президент России подчеркнул: основная задача России — переход от сырьевой экономики к инновационному пути развития. Это особенно важно для Сибири. На первом этапе мы можем развиваться за счет извлечения и продажи ресурсов, а затем на основе природной ренты и дешевых цен на энергию следует развивать наукоемкое производство. Никто против сформулированной таким образом задачи не возражает, но вопрос в том, как это сделать и каковы этапы.

Среди первоочередных задач Н.Добрецов выделил такие, как развитие наукоградов и создание особых экономических зон технико-внедренческого и производственно-технологического уровней. Развивающиеся страны используют такие зоны для привлечения инвестиций (яркий пример — Китай), тогда как высокоразвитые — для стимулирования депрессивных районов и решения проблем выравнивания уровней экономического развития. В современной России и то, и другое чрезвычайно актуально. Это нашло отражение в предлагаемом Минэкономразвития механизме создания таких зон и проекте закона о них. Поэтому первое конкретное предложение — поддержать основные положения министерского проекта.

photo

Академик считает целесообразным создавать в Сибирском регионе не крупные зоны площадью в десять и более квадратных километров (это потребует довольно значительных ресурсов), а небольшие, так называемые внедренческие зоны площадью около одного квадратного километра, которые затем будут перерастать в крупные. В ближайшие два-три года они смогли бы производить существенную долю наукоемкой продукции. Такие зоны можно создать в Новосибирске, Томске, Красноярске, вероятно в Иркутске и Омске, по мере готовности.

Важнейшим условием функционирования этих зон выступает система преференций и льгот, предоставляемых инвесторам. Нередко говорят, что главное здесь — льготы по налогам. Судя по проекту закона и исходя из практики других стран, можно сказать, что это, однако, не так. Главное — в системе, включающей таможенные и фискальные преференции, а также финансовые и административные льготы. Только система и способна работать эффективно. Не менее важен именно закон — чтобы система предоставления преференций была достаточно длительной и действовала под гарантии государства. В противном случае инвестиции не придут.

Применительно к новосибирскому Академгородку, доложил академик, проведена определенная подготовительная работа. Подготовлен рамочный закон Новосибирской области, подана заявка в Минэкономразвития на создание подобной зоны и сформулирована программа основных направлений ее развития.

Намечены пять направлений: силовая электроника (программа уже действует, имеет сто участников, сейчас поступают предложения от зарубежных инвесторов); лазерное электронное импульсное оборудование; диагностика выявления генетической предрасположенности к заболеваниям, новые вакцины и лекарства, новые методы диагностики; софт; производство катализаторов и новых технологий и на их основе переработка углеводородного сырья. По каждому из этих направлений можно достичь уровня производства 200—300 миллионов долларов в год, а в сумме выйдет более миллиарда. Нужно иметь в виду, что, приступая к созданию инновационных зон в конкретных регионах, следует браться за масштабные задачи. Второстепенные, мелкие предложения, погоды не делающие, не пройдут. Поэтому и важно определить те приоритеты и направления, благодаря которым последует существенный эффект. Как на базе этих технологий развернуть производство? Основные трудности связаны с отсутствием стартового капитала. Бытует и другое мнение, мол, под хорошую разработку всегда можно найти деньги. Да, можно найти, но деньги эти — кредитные, небольшие, к тому же под большой процент и на малый срок. При таких условиях серьезных производств не поставишь. Исходя из всего этого академик предложил создать Сибирский венчурный фонд с участием всех субъектов Федерации и государства.

photo

Назрела необходимость в принятии ряда законодательных мер. В частности, требуется предоставление возможности увеличения допустимой доли зарабатываемых самими бюджетными учреждениями денег. Нужно разрешить им создавать и участвовать в инновационных предприятиях. Нельзя, конечно, лишать региональные академические отделения статуса главных распорядителей бюджета. Это вступает в противоречие с принятыми ранее положениями о важной компоненте регионального развития науки и наукоемкого производства. Зачем тогда создавались федеральные округа, разве не для передачи части полномочий на места?

Требуют очень тщательного обсуждения критерии, связанные с системой мер по приватизации и ликвидации неэффективно работающих научных подразделений, предложенной правительственной Комиссией по оптимизации бюджета. В фундаментальных исследованиях приоритеты должно определять само научное сообщество, исходя из национальных интересов России и с учетом мировых тенденций. В заключение ак. Н.Добрецов подчеркнул, что сегодня проблема не в научных разработках, а в инвестициях. Следует сказать, что создание Сибирского венчурного фонда потребует большой работы по убеждению губернаторв в его необходимости. Сегодня его создавать вроде бы еще "не подо что". Аман Тулеев согласен финансировать научные центры, но хочет иметь от них эффективную отдачу, причем прямо сейчас. Аман Гумирович даже счел возможным напомнить, что в годы Отечественной войны условия для творческой работы были куда хуже нынешних, а ученые, тем не менее, многого добивались, самоотверженно работая чуть ли не в сараях.

Есть региональный опыт

photo
photo
photo
photo
photo

С сообщением о проекте создания территории инновационного развития на базе Красноярского края, Новосибирской и Томской областей выступил заместитель губернатора Томской области профессор Владислав Зинченко. Он отметил, что в ряде сибирских регионов накоплен практический опыт создания региональной инновационной системы. В Томской области разработана первая в стране региональная инновационная стратегия, проведен государственный эксперимент, ведущими министерствами утверждена межведомственная программа "Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области".

Пожалуй, будет уместным дать здесь определение словосочетания "инновационное развитие", как оно понимается профессором. Инновационное развитие экономики — это такое ее состояние, при котором прирост промышленного производства обеспечивается не менее чем на 50 процентов выпуском инновационной продукции, то есть новой продукции, полученной на основе научно-технических разработок и выведенной на рынок в течение последних трех—пяти лет.

В.Зинченко остановился на проблеме, связанной с отсутствием должной мотивации для выхода разработок из научно-технической сферы в производство. Это приводит к парадоксальному результату: в развитых странах научно-технический комплекс вытягивает экономику из кризисных ситуаций, а в России кризис экономики разрушает научно-технический комплекс. Один из механизмов решения этой проблемы — заключение таких лицензионных соглашений, при которых разработчик получает долю прибыли от продажи инновационного продукта и одновременно разделяет рыночные риски производителя. Второй возможный механизм — учредительство университетами либо научными организациями новых компаний. Томичи вместе с инновационными структурами Оксфорда подготовили пакет документов по созданию малых предприятий наукоемкого бизнеса с участием интеллектуальной собственности университетов, отечественного и зарубежного капиталов. В текущем году нормативно-правовая разработка может быть рекомендована к тиражированию. И еще один механизм — отработка модели интеграции научно-образовательных учреждений с крупными промышленными предприятиями путем создания учебно-научно-инновационных комплексов. Должен действовать эффективный треугольник "конкурентоспособная разработка — промышленный партнер — менеджмент", где каждая сторона крайне важна.

Существует большая проблема в проведении технологического аудита. Для ее решения с помощью ведущих экспертов ЕС и Минпромнауки в Томске, впервые в России, разработаны основы методики комплексного мониторинга и оценки инновационных проектов. То есть создан инструмент, который позволяет оценить риск для возможного инвестора и предлагает рекомендации по формам и методам необходимой поддержки проекта, а также дает оценку готовности организации к коммерциализации. Проведенный в области международный технологический аудит 120 разработок признал треть из них конкурентоспособными на международном уровне с рыночной оценкой ежегодного коммерческого потенциала около 400 миллионов долларов. Статистика развития экономики малого наукоемкого бизнеса в Томской области показывает ее опережающий рост по сравнению с общим подъемом экономики региона. Это соответствует опыту Европы, где осуществляется государственная поддержка малых и средних предприятий наукоемкого бизнеса для создания рабочих мест, развития новых технологий, интеграции науки, профобразования и наукоемкого развития предпринимательства. С этой целью отрабатываются модели развития бизнес-инкубаторов. В Томске реализуется проект студенческого бизнес-инкубатора, который представляет собой университетский комплекс, включающий собственно университет, четыре НИИ и двенадцать высокотехнологичных фирм. Выпускник получит возможность участия в конкурсе на получение стартовых средств из бюджета вуза для организации инновационного предприятия.

Научно-технологический потенциал сибирских территорий может быть значительно повышен с помощью формирования межрегиональных инновационных проектов. Для этого необходимо провести технологический аудит, имея в виду, что коммерческая привлекательность включает в себя не только оценку объема рынка продукции, но и возможность использования производственных мощностей одной или нескольких территорий Сибири. Фактически речь идет о создании своеобразной модели общего рынка Сибири в области передачи технологий. Такой подход встречает поддержку международных финансовых структур, работающих в России. По мнению профессора Зинченко, для решения этих важных задач крайне необходима поддержка на федеральном уровне.

photo

Глава Сибирского федерального округа Леонид Драчевский особо выделил в сообщении заместителя томского губернатора разделы о высшей школе и поддержал — как перспективную — идею студенческого бизнес-инкубатора. Леонид Вадимович заверил, что вместе с Центром стратегических разработок Сибири и СО РАН работа по реализации решений заседания будет продолжена, чтобы выйти на большие конкретные дела. Сказал глава округа и о том, что, благодаря подобным собраниям, сибирские губернаторы имеют возможность участвовать в создании важных правительственных решений на стадии их разработки.

стр. 4-5