НОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБ ИСТОРИИ
|
Продолжая заложенные предшественниками традиции Д.Серов в своей новой монографии анализирует как нормативные акты, регламентировавшие работу прокуроров, так и что особенно ценно их реальную компетенцию. Особое внимание уделено никогда прежде не освещавшемуся в литературе вопросу о расследовании генерал-прокуратурой Петра I ряда особо важных уголовных дел. При чтении книги неизменно ощущаешь авторскую позицию как по научно-историческим, так и актуальным практическим проблемам укрепления законности и правопорядка. Заметна искренняя обеспокоенность автора за исторические судьбы российской государственности. Не всегда публицистичность научных работ является их достоинством, однако в данной книге она присутствует органично. Даже не во всем соглашаясь с некоторыми суждениями автора, неизменно признаешь его основательность и последовательность в отстаивании собственных позиций.
В монографии Д.Серова серьезное внимание уделено истокам создания прокуратуры (с.744). При этом отмечается, что первым в России специализированным контрольным ведомством с отдельными надзорными полномочиями была учрежденная в 1711 г. служба фискалов. Однако их практическая деятельность высветила проблему безнадзорности Правительствующего Сената. Предпринятые в 17151721 гг. усилия по организации действенного контроля за высшей властью оказались неудачными. В то же время такой контроль был особенно актуален в условиях невиданной прежде интенсификации законодательного процесса. В книге обоснованно отмечается, что из сочетания названных потребностей в январе 1722 г. и возникла российская прокуратура.
Д.Серов обращает внимание на то обстоятельство, что как название, так и исходный замысел нового государственного учреждения был заимствован, в первую очередь, из Франции. При этом в книге присутствует чрезвычайно интересный анализ развития и приспособления идеи прокуратуры к российским условиям. Автор осуществляет сопоставление проектов нормативных актов, предназначенных для регламентации работы прокуроров (с.4758). За основу взяты шесть подготовленных с участием Петра I вариантов "Должности генерал-прокурора". Как отмечается в монографии, в итоге за отечественными прокурорами не были закреплены присущие соответствующему французскому институту уголовно-процессуальные полномочия. Российская прокуратура сложилась как подчиненное непосредственно верховной власти ведомство, призванное осуществлять надзор за деятельностью правительственных учреждений. С нашей точки зрения, потребность именно в таком надзоре чрезвычайно актуальна и сегодня. Историческое исследование Д.Серова, возможно, поможет понять, что именно надзор за органами власти, как государственной, так и муниципальной, является той основной функцией, которая предопределит судьбу и современной российской прокуратуры.
В книге подробно анализируется организационная структура, кадровое и финансовое обеспечение петровской прокуратуры (с.4593).
Автор отмечает, что она делилась на две части сенатскую и синодальную, а те, в свою очередь, на два уровня. Высший уровень составили независимые друг от друга генерал-прокуратура Правительствующего Сената и обер-прокуратура Святейшего Синода, низший подчиненные им прокуратуры коллегий, Главного магистрата, надворных судов и Монастырского приказа. В то же время, как замечает Д.Серов, должности прокуроров не предусматривались в единолично управлявшихся центральных ведомствах канцеляриях. В книге отмечено, что по замыслу Петра I как отдельное ведомство прокуратура не финансировалась, ее должностные лица должны были получать жалованье из бюджетов поднадзорных учреждений. Заметное внимание уделено в монографии характеристике личности прокуроров, их происхождению, карьере, дальнейшей судьбе (с.7692). В приложении к работе помещены крайне занимательные биографические справки о прокурорах 17221725 гг.
Особого внимания заслуживает последняя, третья глава монографии, в которой выделены восемь направлений фактической деятельности прокуроров (с.94136). Д.Серов на основе архивных источников делает вывод о том, что генерал-прокурор оглашал в Сенате именные указы, выступал с законодательными инициативами, вносил в Правительствующий Сенат кандидатуры прокуроров и руководил нижестоящими прокурорами, осуществлял надзор за фискальной службой, отслеживал исполнение высочайших предписаний, осуществлял общенадзорную деятельность. По наблюдениям Д.Серова, собственно надзорная деятельность генерал-прокуратуры проявилась в описываемое время весьма слабо. Эпизодов официального обращения генерал-прокурора с протестами к Петру I не обнаружилось не одного (с.105109). В то же время в книге подробно и интересно описывается следственная деятельность генерал-прокуратуры, которая формально для должности генерал-прокурора предусмотрена не была. Как отмечает автор, на основе следственной канцелярии генерал-прокуратуры в начале 1723 г. возникает Розыскная контора Вышнего суда.
Хочется подчеркнуть, что фактическая деятельность прокуроров описана в книге очень живо, наглядно, с выделением деталей, характеризующих личности, судьбы и отношения надзирающих и поднадзорных. Читатель монографии становится как бы живым участником тех далеких исторических событий, чувствует атмосферу того времени, сопереживает основным персонажам исторического исследования.
Этот особый стиль изложения, такой нехарактерный для историко-юридических работ, делает книгу Д.Серова не просто очень насыщенной и познавательной по фактическому содержанию, но и занимательной по форме. Монография читается легко, что делает выводы автора доступными и хорошо воспринимаемыми.
В рецензиях принято не только отмечать положительные черты исследования, но и обращать внимание на отдельные недоработки, от которых не может быть свободно ни одно по настоящему исследовательское сочинение. Можно было бы посоветовать автору более строго подходить к используемой терминологии, точнее определиться с авторской трактовкой понятий контроля и надзора. Некоторые выводы автора выглядят внутренне противоречиво. Так, констатируя фактическое отсутствие реальной общенадзорной деятельности генерал-прокуратуры Сената, Д.Серов, тем не менее, далее утверждает, что "прокуратура Петра I выполнила в целом свою задачу. В стране впервые появилась дееспособная... вертикаль упреждающего надзора" (с.139). Не всегда описание исторических деталей деятельности прокуроров увязано с выявлений закономерностей функционирования нового государственного института.
Однако высказанные замечания только подчеркивают значительную актуальность вопросов, поднимаемых в монографии Д.Серова. Подытоживая сказанное, хочется отметить, что новая книга (кстати, хорошо изданная и имеющая удачный вспомогательный инструментарий) этого по своему уникального автора, объединяющего лучшие черты историка, филолога и юриста, в целом, безусловно, удалась. Она представляет большой интерес и как историко-юридическая работа и как своеобразная летопись событий, связанных с зарождением российской прокуратуры.
стр. 8