СЛОВО О КОМАНДИРЕ
А.Федоров,
"Мы теперь уходим понемногу
Больше года прошло со дня смерти Ивана Егоровича Гаврыша, Героя Советского Союза, командира второй эскадрильи двадцать второго полка Авиации дальнего действия. Я, Федоров Александр Ильич, был переведен в его экипаж в августе 1943 года. С начала Отечественной войны я был у него пятым "турельным смертником", четыре моих предшественника один за другим погибли в воздушных боях в 1941-м и в 1942-м годах. Ему удалось, теряя в стычках с мессерами стрелков-радистов, четырежды уходить от преследования противника без всякой защиты в хвостовой части самолета. Я попытался понять, почему. Было ли это счастливой случайностью? Опыт боевых вылетов в составе его экипажа в 1943-м, 1944-м и в 1945-м годах позволяет думать, что его удачи были делом не только случая. Они в большей мере зависели от него самого и подготовленного им слаженного экипажа. Это был офицер, воспитанный боевой летной практикой в военных действиях финской кампании и первыми тяжелыми боями начала Отечественной войны, обладавший к тому же редкой интуицией. Это позволяло ему находить правильный, может быть, единственный выход в сложной боевой обстановке, когда машина попадала под зенитный огонь или атаки истребителей-перехватчиков. Каждый член экипажа в этих ситуациях мгновенно понимал его команды, его действия и делал именно то, что нужно было делать в этих конкретных обстоятельствах. Вот один из примеров. Полк бомбил г. Моравска Острава в Чехии. Когда мы подлетали к цели, встретили сильнейший огонь зениток. Командир корабля Иван Егорович Гаврыш направлял машину прямо туда, где были шапки дыма от взорвавшихся снарядов. Почему? Он знал, что зенитки постоянно переносят огонь и где только что взорвались зенитные снаряды, теперь безопасно. В стороне, в направлении к горящим САБам прошел истребитель. Командир резко изменил курс и, может быть, в этот момент одна из бомб вошла в перекос, придавив другую: когда штурман сбросил бомбы по цели, командир, чувствуя поведение машины, понял, что не все бомбы сброшены. Когда отошли от цели, командир послал меня залезть на бомболюк и посмотреть. Через круглое широкое окно я увидел в нем две зависнувшие бомбы. Возвращаться с ними на цель было бесполезно и небезопасно: бомбосбрасыватель сместившиеся уже бомбы не сбросит, их надо сбрасывать механически и, значит, они упадут не по цели. И к тому же мне, стрелку, чтобы сбросить их ударами по креплению, надо было оставить на это время свою кабину. Возвращаться с ними на аэродром было нельзя: при посадке они могли сорваться и взорваться. Командир принял решение, снизившись, чтобы уйти от заданной высоты, на которой возвращаются после бомбометания другие машины и где вероятнее всего могут быть вражеские истребители, попытаться сбросить эти бомбы. С большим трудом мне удалось это сделать, зависнув через отверстие в бомболюк... Приходилось в те годы бомбить и крупные города, и мелкие цели. Запомнились: Бреслау, предместье Варшавы, Прага, Веспрем, Секешфехервар, Балатон, Плоешти, Яссы, Кенигсберг... и многие свои города, занятые войсками противника; часто летали на Таллин, Ржев, осенью 1943 года на Пулково, откуда немецкая артиллерия обстреливала блокадный Ленинград, на станцию Мга. Часто летали к партизанам Югославии, сбрасывали им на парашютах мешки с оружием, боеприпасами и медикаментами. При выполнении боевых заданий Иван Егорович добивался от каждого из членов экипажа четких и слаженных действий, не допускал произвола. Мне навсегда запомнился такой случай. Наши войска шли в наступление, освобождая Румынию, мы летели на Яссы. Навстречу в километре от нас шла эскадрилья Юнкерсов бомбить наши войска. Я, не задумываясь, развернул турель и ударил по ним из пулеметов. И получил за это взбучку от командира: "Ты что, с ума спятил! Хочешь, чтобы они вызвали на нас истребителей? Да и не твое дело стрелять по немецким бомбардировщикам... Пусть их сбивают наши истребители. А твое дело — стрелять тогда, когда на нас нападают!". За свою инициативу я был лишен за ужином "наркомовских" ста грамм. Иван Егорович был требователен и к экипажу, и к эскадрилье, которой он командовал. Это была продуманная требовательность, не имеющая ничего общего с придирчивостью. Она вырабатывалась и в тренировочных полетах, и на разборе боевых вылетов. Это дало свои результаты: потери в эскадрильи в 1943-45 годах были минимальными. В отношениях с подчиненными Иван Егорович был очень добрым, пожалуй даже великодушным человеком, заботливым и внимательным. Эти его качества я оценил, когда в конце 1943 года был тяжело ранен в левую руку. Иван Егорович отвез меня в госпиталь. Когда сняли с руки гипс и выписали, он приехал и увез меня в полк. Два месяца я не летал, тренировал, "разрабатывал" руку. В июле 1944 года вернулся в его экипаж... Такое сочетание качеств в командире эскадрильи понимали и ценили сослуживцы. Если бы они были свойственны всем офицерам современной российской армии и флота, думаю, не было бы дедовщины. После войны майор И.Гаврыш вынужден был демобилизоваться по состоянию здоровья (в результате вынужденной посадки у него был тяжело поврежден позвоночник). Вместе с женой Линой Павловной они вырастили сына, Игоря Ивановича, который унаследовал некоторые отцовские качества. Это, прежде всего, требовательность к себе и упорство в деле. Это (да и, конечно, талант!) помогло ему стать знаменитым музыкантом, известным в России и странах зарубежья. Очень многим обязан я Ивану Егоровичу, и в военные и в послевоенные годы. Но это уже другой разговор... стр. 12 |