В оглавление

ГОТОВЬ ЛЫЖНЮ ЛЕТОМ

С точки зрения лыжников новосибирского Академгородка, зима удалась. Отдельные фанатики конькового хода рисковали кататься по льду Обского моря даже в начале мая, а последний старт календаря состоялся 13 апреля. Можно подводить итоги.

О. Мешков, председатель бюро ЦЛС СО РАН

photo

Снег выпал рано, первая гонка на базе им. А. Тульского прошла 24 ноября, всего же за сезон их было 33 — на дистанциях от 5 до 70 км. "Средний" старт собирал около 80 спортсменов, самой массовой была мартовская вечерняя гонка (с этого года — мемориал В.Е.Пелеганчука). На ней пробежали 146 человек! Хотя бы один раз приняло участие в соревнованиях 112 сотрудников ННЦ. Второй год подряд центральная лыжная секция (ЦЛС) СО РАН определяет победителя в командном зачете по всем стартам сезона. В этом году им стала команда ИЯФ СО РАН.

Заметно улучшилась ситуация с подготовкой лыжни. В выходные дни на базе им. А. Тульского УД СО РАН готовилось до 40 км разнообразных дистанций, в том числе до 16 км — под коньковый ход. Три дня в неделю включалась пятикилометровая освещенная трасса, принадлежащая ИЯФ СО РАН. Популярность лыжного спорта и прогулок на лыжах продолжает расти, в субботу и воскресенье автостоянка возле базы забита машинами.

Апофеозом и без того бурного соревновательного сезона стала "Лыжня Сибири" — на ней стартовало свыше полутора тысяч спортсменов. Только наша база в городе имеет стартовую поляну, способную вместить столько народа. Лыжники Академгородка выступили весьма достойно — среди 60 победителей и призеров в различных возрастных группах на дистанциях 30 и 50 км значатся 19 членов ЦЛС.

Завсегдатаям лыжной базы им. А. Тульского отлично известно, что особым комфортом она похвастаться не может. Вот уже десять лет рядом с действующим зданием стоит недостроенным второе, просторное трехэтажное крыло базы. Что же привлекает сюда лыжников со всего Новосибирска? Прежде всего — разнообразные, регулярно готовящиеся дистанции и четко выполняемый календарь соревнований, финансируемый за счет внебюджетных средств СО РАН, зарабатываемых спортивно-оздоровительным отделом СО РАН. Мало кто из катающихся подозревает, каких усилий это стоит. Подготовка трасс начинается в сентябре. Это тяжелый труд по расчистке будущей лыжни от бурелома и молодой поросли, профилирование дистанции и даже посадка кустарников для защиты трассы от переметания снегом зимой. Вся эта работа выполняется силами членов лыжной секции, поэтому не обижайтесь, дорогие любители лыжных прогулок, когда вас невзначай испугают, громким хриплым голосом попросив из-за спины лыжню. Не будет на базе соревнований — не будет и качественных дистанций, а значит и число любителей просто кататься на лыжах тут же уменьшится.

Подготовкой лыжни на базе им. А. Тульского зимой занимаются две организации: УД СО РАН и ИЯФ. Средства на прокладку лыжни выделяют также профсоюз ННЦ, институты Академгородка и частные лица. Около трети расходов покрывается за счет взносов спортсменов, собираемых на лыжных соревнованиях. К сожалению, из-за отсутствия средств особой технической оснащенностью база похвастать не может. Из трех действующих снегоходов "Буран" два уже давным-давно выработали ресурс и находятся "в строю" лишь благодаря умению механиков-водителей и вопреки условиям для хранения и ремонта: на базе нет теплого гаража. Легко представить, что такое переборка двигателя на двадцатиградусном морозе. И неудивительно, что дольше года-двух на этой работе не задерживаются. Себестоимость подготовки лыжни достаточно высока — километр пробега "Бурана" обходится примерно в 15 рублей. Эта сумма включает расходы на запчасти, бензин и зарплату водителя. Средств, которые удается найти, пока что минимально хватает. Да и сумма достаточно скромна: сейчас на все про все уходит около 30 тыс. рублей за сезон. "Минимально" означает, что одну из самых популярных дистанций, 23-километровую лыжню выходного дня (ЛВД), удается готовить в один из рабочих и выходных дней недели. Шестикилометровая трасса для конькового хода готовится 3–4 раза в неделю. ИЯФ, за счет своих средств, обновляет десятикилометровый круг два-три раза в неделю.

Список спонсоров вместе с контактным телефоном на протяжении всего сезона висит на видном месте в холле лыжной базы. Уже можно сказать, что возник постоянный состав организаций и частных лиц, на средства которых готовится лыжня выходного дня, однако для полноценной подготовки этой трассы собираемую сейчас сумму необходимо удвоить. Тогда качество лыжни в течение всего сезона удастся поддерживать на уровне, который достигается только к концу февраля, когда прекращаются обильные снегопады.

Сорок километров лыжных трасс — отнюдь не излишество, как может показаться на первый взгляд. Уже сейчас в выходные дни на базе катается до нескольких сот человек. Как правило, одна из дистанций занята соревнованиями. Для того, чтобы катающиеся не мешали друг другу, и требуется протяженная трасса, подобная ЛВД. Конечно, хотелось бы подновлять ее в оба выходных дня, но это пока не по карману.

Исторически лыжни на базе им. А. Тульского условно делятся на "левые" и "правые" относительно дороги в поселок Ключи. Слева от шоссе проложены ЛВД и освещенная трасса. "Правая" же десятикилометровая дистанция по своему рельефу удовлетворяет требованиям Кубка мира, поэтому пользуется популярностью в основном среди подготовленных лыжников. Построить подобную трассу "слева" невозможно — не позволяет рельеф местности, да и создаются лыжни в течение многих лет, потому что минимальная ширина дистанции по современным правилам должна быть не менее 4 метров. ЦЛС старается максимально возможное число своих соревнований проводить по "правой" лыжне, в том числе и для того, чтобы освободить "левые" дистанции для массового катания. Удаленность места старта от лыжной базы создает для соревнующихся и судей значительные неудобства, кроме того, шоссейная дорога в Ключи становится все оживленней с каждым годом. "Правая" десятка насущно необходима лыжникам-спортсменам Академгородка и Новосибирска. К сожалению, "Лыжня Сибири" — это первое за многие годы соревнование на базе им. А. Тульского, в котором стартовали спортсмены высокого класса. В недалеком прошлом, лет тридцать назад, на наших трассах выступали новосибирские лыжники, добивавшиеся успеха на республиканской, всесоюзной и международной лыжне: мастера спорта Валентина Зырянова и Александр Солодянкин, призеры Спартакиады СССР, почетные мастера спорта Геннадий Смирнов и Геннадий Чаплыгин, неоднократные чемпионы мира и Олимпийских Игр А. Тихонов и В. Маматов, олимпийская чемпионка З.Амосова. Трассы опробовали лыжники сборных Болгарии (1986 г.) и КНР (1991 г.).

Гонки, в которых принимают участие мастера-лыжники — это яркое, праздничное, привлекательное зрелище, кроме того, крупные соревнования могут быть и дополнительным источником дохода. Для их проведения необходимо связать "правую" десятку с лыжной базой. Таким образом, напрашивается строительство переходного мостика через шоссе, который стал бы естественным развитием инфраструктуры базы. С инициативой создания этого сооружения выступила группа сотрудников ИНХ СО РАН, в свое время собственными руками строившая первое, деревянное здание лыжной базы им. А. Тульского. В настоящее время ведется подготовительная работа по разработке проекта моста и сбору средств для строительства. Любая помощь в осуществлении этого начинания будет принята с благодарностью.

стр. 8