В оглавление

ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА И НАУКА

Прогноз Минэкономразвития России на 2004–2006 гг.

На очередном заседании Правительства России 5 июня рассматривался подготовленный Минэкономразвития РФ вопрос "Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и на период до 2006 года". Предлагаем нашим читателям материалы раздела "Инновационная сфера и наука".

Главной целью государственной политики в научно-технической сфере в среднесрочной перспективе станет сохранение и развитие накопленного научного потенциала путем укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки.

Для достижения цели в среднесрочной перспективе будет реализовываться комплекс мероприятий в направлении государственной политики в области развития науки и технологий: развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; совершенствования государственного регулирования в области развития науки и технологий; формирования национальной инновационной системы; повышения эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности; интеграции науки и образования; развития международного научно-технического сотрудничества.

В отношении фундаментальной науки будет реализовываться политика приоритетного бюджетного финансирования фундаментальных исследований, проводимых Российской академией наук и академиями наук, имеющими государственный статус.

Приоритетные направления развития фундаментальных исследований на период до 2006 года будут определяться научным сообществом исходя из национальных интересов России и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники.

В отношении важнейших прикладных исследований и экспериментальных разработок государственная политика будет строиться исходя из принципа концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники. Эти исследования должны быть нацелены на решение комплексных научно-технических и технологических проблем и ориентированы на конечный результат, способный стать инновационным продуктом.

Будет оказываться содействие развитию научных исследований и экспериментальных разработок военно-прикладной направленности для выявления и предотвращения военных угроз, создания качественно новых видов вооружения, военной и специальной техники, совершенствования форм и способов ведения вооруженной борьбы.

Потребуются новые подходы к формированию заказа государства на научно-техническую продукцию, основанные на комплексном сочетании организации исследований и технологических разработок на федеральном, региональном и отраслевом уровнях с эффективным управлением государственной собственностью.

Основу заказа государства на научно-техническую продукцию составляют целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок, а также важнейшие инновационные проекты государственного значения.

В период до 2006 года будут реализовываться федеральные целевые программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002–2006 годы, "Национальная технологическая база" на 2002–2006 годы, "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 годы)".

Одновременно с реализацией этих программ будут проводиться научные исследования и экспериментальные разработки в рамках других федеральных целевых программ, таких как: "Мировой океан" на 1998–2012 годы, "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000–2006 годы, "Глобальная навигационная система", "Энергоэффективная экономика" на 2002–2005 годы и на перспективу до 2010 года, "Электронная Россия на 2002–2010 годы", "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 и до 2010 года" и др.

Продолжится финансирование важнейших инновационных проектов государственного значения. В настоящее время проводится организация работ по реализации 11 мега-проектов. Их основу составляют научно-технические и технологические разработки высокого уровня, соответствующие мировым тенденциям развития науки и техники. В течение 2–3 лет на их базе будут созданы крупномасштабные высокотехнологичные и высокорентабельные производства наукоемкой конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции.

Будет осуществляться совершенствование действующей системы аккредитации научных организаций, переход к их аттестации и сертификации с учетом принятых за рубежом подходов оценки качества выполняемых работ. В прогнозируемый период предполагается уточнить порядок и условия аккредитации научных организаций (корректировка критериев отнесения к научным организациям, порядка и процедуры выдачи свидетельств об аккредитации и другие) с целью повышения эффективности мер государственной поддержки научно-технического комплекса.

В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по адаптации академического сектора науки к рыночным условиям с учетом особенностей организации фундаментальных исследований в стране, созданию федеральных центров науки и высоких технологий, обеспечивающих решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и освоение секторов наукоемкой продукции мирового рынка, совершенствованию деятельности государственных научных центров Российской Федерации на основе интеграции академического и вузовского секторов науки и производства для создания конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Неотъемлемой частью экономической политики государства станет формирование национальной инновационной системы, способной обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технического комплекса и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

В период до 2006 года предполагается развитие инновационной инфраструктуры, в которую входят инновационно-технологические центры (ИТЦ), технопарки и т.п. Продолжат функционирование инновационно-промышленные комплексы, основные задачи которых — обеспечение полномасштабного промышленного освоения отечественной научно-технической продукции.

(С официального сайта Правительства РФ)

стр. 2