СКАНДАЛЬНЫЕ ИСТИНЫДесятилетие невольной (из-за безденежья!) отстраненности Российской академии наук от популяризации знаний (по уставу прямая ее обязанность) стала одной из главных причин девятого вала "метафизических" (околонаучных) сочинений, которые захлестнули книжный рынок страны. Президиум СО РАН, встревоженный удручающим состоянием его в Сибири, принял в прошлом году решительные меры: при Научно-издательском совете сформирована редколлегия научно-популярной литературы во главе с академиком Э.Кругляковым; на просветительские издания выделен специальный денежный фонд. Редакция "НВС" представляет читателям первую книгу такого жанра, только что опубликованную Издательством СО РАН В.Е.Ларичев. "Человек и Мироздание: древние маги и чудеса подземелий".
Книгу эту, посвященную таинствам научного поиска, вдохновенным порывам ученых к знаниям нового уровня и обстоятельствам решения ими дерзких задач, предваряет "Пролог", раскрывающий содержание книги. ...Полтора века знатоки древностей, археологи пытаются разгадать две сакраментальные тайны Клио, музы истории, когда появился на Земле предок человека и какие мысли сокрыты за образами его искусства, воплощенными в скульптурах из камня и кости, в живописных росписях на стенах пещер, в изящной вязи гравюр на глади мамонтовых бивней и окатанных водой речных галек. Так вот, какую из этих глубоко запрятанных от глаз людских тайн ни взять, почти каждый заметный шаг в разгадке их любопытствующими непременно сопровождался скандалом. Особо впечатляют сцены противоборства ученых мужей, которые избрали полем брани первобытное художественное творчество. Сначала они при открытиях его образцов в середине ХIХ века впали в недоумение, безуспешно сопоставляя их с творениями мастеров Шумера и Египта, пока, не найдя сходства, не пришли к глубокомысленному выводу: "Это иной мир". Когда же была высказана дерзкая мысль, что искусство то сотворили троглодиты, обитатели Земли ледниковой эпохи, то разразился первый скандал тех, кто осмелился поведать ересь, объявили то ли впавшими в детское фантазирование, то ли безумцами, то ли бесстыдными фальсификаторами, которые злонамеренно морочат головы честному люду. Однако прошло несколько лет, и вот уже в середине 70-х годов того же XIX века даже самым закоренелым скептикам пришлось, скрепя сердце и ломая свою гордыню, признать искусство пещерных обитателей Европы. Сделано это было под напором "фактов упрямых" неоспоримой связи образцов искусства с примитивными каменными изделиями, время которых отстояло от современности на десятки тысячелетий. Но тогда же перед археологами возникла не менее головоломная проблема как понимать этот культурный феномен? Французские исследователи пещерных стойбищ Эдуард Лартэ и Эдуард Пьетт восприняли это искусство в полном соответствии с духом времени как результат чисто художественного творчества первобытных людей, которые превратили охоту в продуктивную отрасль хозяйства. Тому способствовало обилие в ту давнюю пору крупных стадных животных. Логика рассуждений первых истолкователей древнейшего искусства была предельно проста возможность без значительных затрат труда набить кладовые большими запасами пищи высвобождала много времени для досуга. Это "свободное время" и породило искусство, ибо предку часто приходилось ломать голову чем бы достойным занять себя при вынужденном безделье? Люди, изнывая и томясь в "ничегонеделании", принялись украшать свое оружие, вырезать разные "безделицы", а то и по памяти гравировать на кости и камне фигуры тех животных, на которых они охотились. Учитывая удручающе низкий уровень культуры ледниковой эпохи, Э.Лартэ сначала не допускал мысли о том, что у пещерных обитателей юга Франции могла быть сколько-нибудь сложная духовная жизнь, связанная, положим, с какими-то примитивными культами или ритуалами. Непримиримый борец с иезуитами-клерикалами Г. де Мортилье, один из лучших знатоков древнекаменного века Европы, впадал в панику при мысли о возможности отражения в искусстве обитателей пещер признаков зарождения религиозных представлений, что, по его мнению, позволило бы "святым отцам" ордена иезуитов подтвердить догму извечности связи Бога с мыслящим человеком. При таких взглядах на искусство предков воинствующим атеистам виделась только лишь "эстетическая ценность", а сам творец образов изначального искусства представлялся существом, которое жаждало "чувственно выразиться", стремилось к совершенству в художественном творчестве ради чистого удовольствия видеть окружающие его предметы "облагороженными" и "услаждающими взор". Наконец-то в цеховом братстве археологов наступило всеобщее согласие. Но, как выяснилось вскоре, то было коварное затишье перед устрашающей бурей. Воистину изощренным дьявольским промыслом видится открытие в 1879 г. в Испании доном Марселино Санс де Саутуолой живописных изображений бизонов. В многоцветном сиянии красок вдруг предстали они взорам знатного идальго Сантильяны дель Мар, потрясенного необъяснимой странностью приуроченности изображений давно вымерших животных к подземельям пещеры Альтамира, погруженным в кромешную темень, пронизывающе зябкую и влажную. Так неожиданно открылась новая сфера творчества троглодитов потайная монументальная живопись, совершенство которой никак не вязалось с привычным обликом предка, нищего умом, жалкого физически, подавленного безграничными по мощи силами Природы. Когда же последовали еще несколько таких открытий, то темпераментный испанский мыслитель Xуан Ортега-и-Гассет испуганно возгласил в начале ХХ века: Человек ледникового времени равен в искусстве современному европейцу?! Но это же скандал! Предвидение это, однако, запоздало, ибо скандал начался сразу же после открытия Альтамиры, и самой страшной жертвой его стал сам первооткрыватель, испанский дворянин дон Марселино С. де Саутуола. Обвиненный мэтрами от археологии в мошенничестве и фальсификации (это в адрес-то испанского аристократа!), он десятилетие спустя после своего потрясающего открытия умер, произнеся незадолго до кончины: Горе, которое во мне, пройдет лишь со смертью. Чтобы осознать эту трагедию, заметим, что в археологии ледниковой эпохи еще четверть века ожесточенно бушевало противоборство представителей "завистливого ученого мира" и бескорыстных подвижников науки (превосходная тема нравственности и морали в сообществе элиты, так называемых интеллектуалов!). Когда же величие открытия Марселино С. де Саутуолы стало для всех очевидным, то пришлось по-иному взглянуть на предка, а также иначе оценить его культуру. Французский археолог Соломон Рейнак стал в начале XX века первым, кто в художественном творчестве троглодита усмотрел великой силы документ, отражающий сложный духовный мир предка, в частности, формирование им своеобразных форм религиозных представлений, объясняющих место человека среди живых существ и роль его в окружающем мире. Развивая свои идеи, С.Рейнак обратил внимание на то, что главными "героями" древнейшего искусства были бизоны, мамонты, носороги и олени, обладать которыми жаждал первобытный охотник ("продовольственная проблема"), а также на размещение живописных сцен и гравюр глубоко под землей, в темных и труднодоступных пещерах. Обеспечить удачу в охоте (магия охоты) и содействовать размножению промысловых животных (магия плодородия) вот мотивы, кои, по мнению С. Рейнака, побуждали древнего человека изображать зверей в гравюре, скульптуре и живописи. Он допускал также появление у предков мысли о происхождении своем от животных, которые воспринимались ими прародителями человечества. Идеи С.Рейнака восприняли и развили далее, используя материалы новых открытий, Эмиль Картальяк, Луи Капитан, Анри Брейль, Дени Пейрони, Герберт Кюн и Анри Бегуэн. По их мнению, магические обряды совершали во глубине пещер "колдуны-шаманы" люди, переодетые в звериные шкуры. В стане археологов опять наступила "пора умиротворенности". Но вскоре где-то там, в далеком далеке, у самого горизонта, появились легкие всполохи зарниц, угрожающий знак приближения очередной археолого-искусствоведческой бури. Так воспринимались изыскания Марселя Бодуэна по части уровня "разумности" первых Homo sapiens, отстоящих от современности на тридцать тысячелетий. Это он, один из лидеров французской археологии, усмотрел в искусстве древнекаменного века нечто абсолютно шокирующее правоверных признаки интереса пещерного человека к Небу, Луне, Солнцу и звездам. За ним последовали не менее авантюрные по духу исследования немецкого мифолога Карла Хентце и французского геолога Франца Бурдье о космичности мышления первопредков, и, наконец, журналиста Александра Маршака, "человека со стороны" (относительно археологов, что было воспринято профессионалами как факт возмутительный и нетерпимый). Это он осмелился, к всеобщему негодованию "первобытников", распознать в рядах примитивных царапин на кости и камне "записи" наблюдений охотников за мамонтами последовательного хода изменений фаз Луны, то есть, в сущности, внимания их к течению Времени! Все это не могло восприниматься иначе, как покушение на фундаментальные устои первобытной археологии, и будь Хосе Ортега-и-Гассет свидетелем происходящего, он бы решил, что для него вновь настала пора пророчествовать: Это же скандал! И скандал опять разразился... стр. 8 |