ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ СОБРАНИЕ УЧЕНЫХ
А.Попков, председатель ОКП ННЦ СО РАН
В связи с деятельностью Правительственной комиссии по вопросам
оптимизации бюджетных расходов под руководством вице-премьера
А.Кудрина и ее протокольным решением, по мнению научной
общественности, возникла угроза самому существованию РАН и науки
в РФ. Профсоюзы различных научных организаций, объединенные в
общероссийский координационный комитет, решили собрать
Чрезвычайное собрание представителей научных организаций РФ. Оно
состоялось 3 июля в Санкт-Петербургском научном центре. В нем
участвовали представители всех регионов, где есть очаги научных
учреждений РАН, ГНЦ и отраслевой науки, от Владивостока до
Санкт-Петербурга.
В Чрезвычайном совещании приняли участие зам. министра
промышленности и науки А.Щербак, председатель комитета по
образованию и науке ГД РФ А.Шишлов, директора институтов РАН,
представители регионов, члены РАН. В работе собрания участвовала
и делегация от ННЦ СО РАН. Оценку ситуации в отечественной науке
дал Нобелевский лауреат академик Ж.Алферов.
Собрание приняло Постановление, которое публикуется в сегодняшнем
номере "НВС".
Постановление Чрезвычайного собрания
представителей научных организаций Российской Федерации
Участники Чрезвычайного собрания представители научных
учреждений и основных научных центров Российской Федерации
обсудили сложившееся положение дел в отечественной науке в связи
с недопустимо затянувшимся глубочайшим кризисом в научной сфере
страны. Тенденция углубления этого кризиса несет в себе
стратегическую опасность и может привести в итоге к разрушению
основ российской государственности.
Решением совместного заседания Совета Безопасности Российской
Федерации, президиума Государственного совета Российской
Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и
высоким технологиям от 20 марта 2002 года, утвержденным
Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. N Пр-575,
признано, что, с учетом реального состояния отечественного
научно-технического комплекса, выделяемые на его функционирование
и развитие объемы ассигнований не обеспечивают решения назревших
проблем перехода России на инновационный путь развития, а также
совершенствование качественных и количественных показателей
экономики страны. С учетом этого были утверждены минимальные
объемы ассигнований, обеспечивающие лишь незначительный поэтапный
рост финансирования в 20022010 гг. по разделу федерального
бюджета "Фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу".
Однако реальные намерения и действия Правительства Российской
Федерации и его Комиссии по вопросам оптимизации бюджетных
расходов фактически полностью сводят на нет данное Решение
совместного заседания N Пр-575, утвержденное Президентом. Более
того, Правительственная комиссия предлагает внести поправки и
изменения в федеральное законодательство.
Реализация этих предложений лишит научные организации статуса
прямых бюджетополучателей, произведет серьезные сокращения числа
государственных научных учреждений и численности работающих,
сократит на 20% количество федеральных целевых программ, сократит
процент бесплатно обучающихся студентов, реализует передачу
ведомственных медицинских учреждений в муниципальное подчинение,
что лишит сотрудников науки медицинского обслуживания с учетом
профессиональных рисков.
Помимо перечисленных предложений серьезную опасность для науки
представляет намерение Правительства Российской Федерации
отменить в 2004 году для государственных научных организаций
установленные ранее льготы по налогам на имущество и на землю.
Форсированная реализация всех перечисленных выше предложений
может нанести Российскому государству непоправимый урон,
уничтожить научно-технический потенциал, подорвать
обороноспособность, что приведет к неминуемому развалу нашей
страны.
Чрезвычайное собрание постановляет:
1. Утвердить "Требования Чрезвычайного собрания ученых к руководству
Российской Федерации".
2. Обратиться к Президенту Российской Федерации, чтобы он
потребовал от Правительства Российской Федерации и других
властных структур отказаться от попыток ревизии решений высших
государственных советов по поэтапному выводу финансирования
российской науки на уровень, предусмотренный Законом "О науке и
государственной научно-технической политике".
3. Потребовать от Правительства Российской Федерации: включить в
план работы на июль 2003 года вопрос "О преодолении кадрового
кризиса в российской науке"; включить в план работы на 3-й
квартал 2003 года вопросы об отраслевой системе оплаты труда в
научной сфере, об укреплении материально-технической базы научных
исследований, об обеспечении условий использования достижений
науки в интересах России; вступить в переговоры по этим вопросам
с представителями профсоюзных и общественных объединений
работников научной сферы; на время переговоров объявить мораторий
на реализацию предложений Комиссии по вопросам оптимизации
бюджетных расходов в области науки.
4. Потребовать от Правительства Российской Федерации восстановить
самостоятельное Министерство науки, согласовывая кандидатуру
министра с Государственной Думой.
5. Считать недопустимым проведение кампании по резкому сокращению
числа государственных научных центров и других научных
организаций и приватизации их имущества.
6. Поручить профсоюзным и общественным объединениям
организаторам Чрезвычайного собрания подготовить программу
взаимодействия с различными политическими партиями, депутатами
Госдумы, Совета Федерации, с кандидатами на выборах в органы
государственной власти, добиваться включения в их программы наших
требований в области науки и образования и на предстоящих выборах
выступать против партий и кандидатов, игнорирующих интересы
российской науки.
7. Обратиться к Президиуму Российской академии наук с
предложением разработать и рассмотреть на зимней научной сессии в
декабре 2003 года сценарные программы развития общества в
зависимости от выбора политики в области науки и образования.
Материалы сессии направить в Правительство и Президенту
Российской Федерации.
8. В случае невыполнения выдвинутых Чрезвычайным собранием
требований развернуть массовые действия с требованием отставки
руководства страны.
Председатель Чрезвычайного собрания Окулов С.А.
3 июля 2003 года
г. Санкт-Петербург
стр. 1
|