БОЛЬШОЙ ДЕСАНТ ИНСТИТУТА КАТАЛИЗА
|
Наш корреспондент Людмила ЮДИНА беседует с одним из участников конгресса, заведующим лабораторией ИК, доктором химических наук Валерием БУХТИЯРОВЫМ.
Валерий Иванович, престижно участвовать в подобном форуме?
Это очень серьезное мероприятие. Десять лет назад Европейское каталитическое сообщество приняло решение проводить Европейский конгресс по катализу параллельно с Мировым, который насчитывает сорокалетнюю историю. Он не рассматривался в качестве альтернативы. Просто назрела необходимость в более частых встречах специалистов, работающих в области катализа, обмене результатами исследований. Ведь катализ бурно развивающаяся отрасль, имеющая множество ответвлений. И достижения, получаемые здесь, имеют большое значение для развития народного хозяйства, решения проблем экологии, получения новых материалов и прочее. На мировом конгрессе конкуренция на участие настолько сильна, что большое число очень хороших работ не могут быть представлены.
Как часто организуются сборы?
Мировой конгресс каталитиков проводится раз в четыре года, Европейский раз в два. Нынешний «ЕвропаКат» шестой по счету. Прошлый форум проходил в Ирландии, сейчас мы собирались в Австрии, в Инсбруке. Общее количество участников, выступивших с устными и постерными докладами около полутора тысяч.
Нынешний конгресс чем-то отличался от предыдущих?
На прошлом работало множество секций, и доля устных докладов составляла половину от всех. На этот раз организаторы пошли по другому пути. Секций было всего три. Не буду в точности воспроизводить их название, передам суть: научные основы приготовления катализаторов, новые материалы; охарактеризование или физико-химия катализаторов, где рассматривались как модельные исследования, так и разработка новых методов для охарактеризования катализаторов; прикладные аспекты катализа, включая новые процессы, химическую инженерию, кинетику каталитических реакций.
Делегация Института катализа Сибирского отделения была на конгрессе самой многочисленной?
Наших ездило больше сорока человек, сибиряки работали на всех секциях, на постерных сессиях. Конкуренция за право выступить с устным сообщением было очень острой надо было пройти через ряд экспертиз и доказать, что именно твое выступление лучше, актуальнее многих других. Наши сотрудники сделали четыре доклада: Оксана Холдеева, Зинфер Исмагилов, Анатолий Матвеев он представлял совместную работу Института катализа и Томографического центра (среди авторов сообщения академик В. Пармон, доктор химических наук И. Коптюг). От коллектива авторов, занимающихся мезопористыми, мезофазными материалами, выступила Е. Мельгунова. Последняя работа является продолжением исследований кандидата химических наук В. Романникова, недавно ушедшего из жизни. Были получены довольно интересные, оригинальные результаты. Уже тот факт, что им предложили сделать на конгрессе устный доклад, говорит о высоком классе работ.
А вы, Валерий Иванович, какой из секций отдали предпочтение?
Лаборатория исследования поверхности, которую я возглавляю, работает в области развития и использования физических методов для охарактеризования катализаторов, изучения механизма каталитических реакций. Как раз эти проблемы рассматривались на второй секции.
Одна из тем, которой было уделено значительное внимание развитие методов для in situ исследований с целью охарактеризования поверхности работающего катализатора. Различные физические методы определенным образом «сочленяются» с каталитическим реактором. То есть одновременно идет как тестирование каталитических свойств объекта, так и охарактеризование того же объекта физическими методами. Для этого используют и ИК-спектроскопию, и рентгенографический анализ, и фотоэлектронную спектроскопию, и огромный набор других методов.
Наверное, третья часть всех сообщений на этой секции была посвящена работам в данном направлении. Велись очень содержательные дискуссии.
В своей лаборатории вы используете эти современные подходы?
Достаточно широко. Один из наших фотоэлектронных спектрометров и был задуман как прибор для in-situ исследований. После некоторой модернизации он позволяет одновременно снимать фотоэлектронные спектры образца при давлении одного миллибара и при этом измерять масс-спектрометрически скорость каталитической реакции. Затем мы пытаемся коррелировать те реакционные частицы, что видим на поверхности, с активностью образца в каталитической реакции.
Использование такого подхода вылилось в сотрудничество с двумя немецкими группами из Института Фритца-Хабера одна занимается изучением реакций парциального окисления на металлических катализаторах (коллектив профессора Шлегла из Департамента неорганической химии), а вторая (руководимая профессором Фройндом из Департамента физической химии) использует метод генерации суммарных частот для изучения процессов активации СО связи.
В рамках сотрудничества с последней группой наши методы дополняют друг друга: мы изучаем одни и те же объекты, адсорбцию метанола и СО на поверхности палладия, но каждый своим способом. Потом результаты сравниваем, делаем выводы. Публикуем совместные статьи.
Как раз данная работа и была представлена на конгрессе нашими немецкими коллегами, мы выступали в качестве соавторов. На нас шли очень хорошие ссылки, и не только в этой работе, но и в других, где используется тот же подход.
Можно сделать вывод, что Институт катализа в очередной раз подтвердил свой высокий авторитет?
Его работы привлекали пристальное внимание. И на постерных сессиях, где была представлена основная масса сообщений членов делегации, и на устных докладах. Дискуссии во время постерной сессии затягивались на длительное время могли идти один-два часа, а то и более. И были чрезвычайно плодотворны. Мы обсуждали, спорили, договаривались о совместных работах. Отмечу, что подобные форумы всегда интересны и продуктивны.
стр. 6