ВЫЕЗДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОМИТЕТА ПО НАУКЕ СФ
В предыдущем номере «НВС» опубликована часть материалов с
выездного заседания Комитета по науке Совета Федерации,
состоявшегося 23 октября в новосибирском Академгородке. В
сегодняшнем номере газеты заканчиваем публикацию материалов
заседания.
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ СО РАН
В ряде докладов были рассмотрены проблемы взаимодействия
администраций субъектов Российской Федерации и научных центров
СО РАН. От имени президиумов Томского и Красноярского научных
центров выступил заместитель председателя Президиума Томского
научного центра д.ф.-м.н. Ю. Хон. Открывая тему, он заметил, что
центры создавались при активном содействии местных властей.
Докладчик представил опыт Томского и Красноярского центров,
которые по численности и кадровому составу близки друг к другу. В
обеих администрациях работают заместители губернатора, которые
ведут работу по координации деятельности научных учреждений.
Структура управления тоже сходна: имеется департамент науки в
администрации, Совет ректоров вузов, Президиум научного центра.
В Томске действует межведомственная программа и в ее рамках
формируется нормативно-правовая региональная база. Разработано
около 10 законов, которые регламентируют всю инновационную
деятельность Томской области. Поставлены главные задачи: развитие
телекоммуникаций, поддержка ученых и способной молодежи. В
бюджете следующего года выделено 5 млн руб. на инновационные
работы. Предложены областные конкурсы. Администрация выделяет
средства на покупку жилья научным сотрудникам путем
предоставления льготного кредита сроком на 10 лет.
Специфика Красноярска в том, что научно-технические советы при
законодательном собрании и при администрации края возглавляет
Председатель КНЦ СО РАН. То есть создание нормативно-правовой
базы региональной научно-технической политики ведется под
руководством академического центра. Подготовлено 12 законов.
За счет средств краевого фонда поддержки науки проводятся
конкурсы научных работ, выпускают учебники и монографии,
оплачиваются зарубежные командировки.
Однако, несмотря на все положительные изменения, существуют
пробелы в законодательстве РФ. К примеру, по жилищному кодексу,
действующему с 1991 г., существует право города изымать до 10%
жилья, построенного за счет средств федерального бюджета.
Необходимо устранить «житейские» препятствия.
Дополнил выступающего первый заместитель губернатора Томской
области В. Зинченко. Он говорил о важности создания
нормативно-правовой базы, которая позволит формировать при
ведущих университетах сеть автономных НИИ, инновационных парков,
опытных производств, при этом учесть сохранение юридического лица
и разрешающее участие органов государственной власти и
коммерческих предприятий в финансировании и управлении такими
комплексами. Достаточно успешный опыт уже имеется в Томске. В
структуре Университета систем управления и радиоэлектроники
действуют исследовательские институты, в т.ч. созданные бизнесом,
а также малые предприятия (часть из них имеет объемы производства
более чем на 100 млн руб. в год). Это взаимовыгодно: за три года
рост объема финансирования университета составил около 150 млн
руб., наукоемких фирм — 500 млн руб., созданы рабочие места 200
научным сотрудникам. Решается комплексная задача: трудоустройство
выпускников, создание финансового потока в науку, развитие
экономики территории. Подобная система весьма перспективна.
Необходимо юридически обосновать возможность государственным
университетам и академическим институтам учреждать инновационные
предприятия. В Томском медицинском университете есть такие
наработки.
Выступающий поднял принципиально важный вопрос по созданию
нормативной базы, определяющей механизмы передачи объектов
государственной собственности, работающих экономически
неэффективно, в инновационные организации, обеспечивающие рост
производства высокотехнологичной продукции.
От имени администрации Новосибирской области доклад сделал
заместитель губернатора Г. Сапожников. Он выделил проблемы
формирования рынка интеллектуальной собственности и создания
среды, благоприятной для привлечения инвестиционных средств.
В деятельности администрации НСО определены следующие основные
направления: создание нормативно-правовой базы, формирование
экономическо-финансовых механизмов, развитие научно-технической
инновационной деятельности, включая формирование и реализацию
макропроектов, развитие систем подготовки кадров, международное и
межрегиональное сотрудничество.
В Новосибирской области приняты три базовых закона: о науке, о
поддержке инвесторов, о поддержке товаропроизводителей. Работает
областной научный совет. Ведутся крупные проекты (пример — программа
«Силовая электроника»). В этом году присвоен статус
наукограда поселку Кольцово. Уже получены первые транши,
сформированы органы управления.
Есть еще опыт — технопарк «Новосибирск», который действует как
система распределенных инновационных центров. Его функции:
содействие коммерциализации разработок технологий, консалтинг,
тренинги по менеджменту, управление инновационными проектами,
ведение каталогов по трансферу технологий и т.д.
С участием администрации области и Сибирского отделения РАН
созданы и работают ассоциации наукоемких фирм Сибакадеминновация
и Сибакадемсофт.
Областная власть поддерживает конкурсы молодых ученых, программу
подготовки управленческих кадров. В Новосибирске создан Институт
интеллектуальной собственности, Центр трансфера технологий.
Докладчик подчеркнул, что «накоплен серьезный опыт, но без
поддержки на федеральном уровне нам едва удастся заметно
продвигаться вперед».
стр. 3
|