ВЫХОД В СИСТЕМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ20 ноября в Томске прошло выездное заседание Президиума СО РАН. На нем с одним из докладов, а именно о проекте академического исследовательского университета, выступил ректор Томского государственного университета, член Президиума Томского научного центра СО РАН Георгий Майер.
Накануне события корреспондент «НВС» Виктор Нилов задал ректору несколько вопросов. Георгий Владимирович, понятие «академический» можно толковать по-разному. Что же такое «академический исследовательский университет», если говорить кратко? Прежде всего, в таком университете ведется подготовка исследователей, научной элиты на основе интеграции науки и образования. Выпускники получают фундаментальное базовое образование и, что не менее существенно, уже в студенческие годы вместе со своими наставниками участвуют в научно-исследовательской работе. Пусть не все питомцы станут учеными, но ко всем явлениям и проблемам они будут подходить, как исследователи, то есть творчески. А таких специалистов, такие личности, способные к саморазвитию, можно подготовить лишь тогда, когда университет не просто высшее учебное заведение, а непременно еще и центр науки и культуры. Чем такой университет отличается от классического? Можно было бы сказать, что почти ничем, если не учитывать требований времени. А если учитывать, то, во-первых, основные университетские функции образование, производство знаний, их хранение и распространение видоизменяются. Скажем, если раньше знания накапливались и хранились в университетских библиотеках, использовались в учебном процессе, то сегодня, когда понятия «труд» и «капитал» меняются на понятия «знания» и «информация», университеты выполняют еще и важнейшую миссию информационных центров. К примеру, в нашем университете работают мощный интернет-центр и уникальная кафедра гуманитарных проблем информатики. Неслучайно ведь, что университет победил в конкурсе Минобразования на создание федерального ресурсного центра (СФО). А второе отличие от классического университета в чем? В том, что реалии рынка и тот факт, что знания стали товаром, а доля знаний составляет все большую часть продукта, добавляют университетам функцию трансфера знаний в сферу экономики, коммерциализации научных результатов. И что важно, университет в таком случае большую часть средств зарабатывает сам. Она у вас уже велика, эта доля? Для этого нужна соответствующая нормативно-правовая база. Такая, когда ученый и его университет от разработок при их коммерциализации получает немалую долю прибыли, а инвесторы имеют гарантии и уверены в получении большой прибыли. Офис коммерциализации научных результатов у нас в университете создан. Надеемся и на разработку нормативно-правовой базы в стране, ее отсутствие проблема номер один. Вот эта новая университетская функция ее можно назвать инновационной? Речь идет об инновационной деятельности в широком смысле слова. Важны не только разработка новых материалов или программных продуктов, но и в не меньшей степени создание центров коллективного пользования, учебно-научно-инновационных комплексов, сознательное привлечение в университет капитала и прочее. Требования времени естественны, между тем, в Томском университете студенты всегда приобщались к научной работе как в университетских НИИ, так и на кафедрах, и в лабораториях. А с созданием в Томске академического научного центра и в нем тоже. И перед отечественными университетами давно поставлена задача подготовки исследователей и преподавателей высшей школы. В чем же новизна проекта академического исследовательского университета? Можно сказать, что нам повезло. Есть прекрасные традиции и база. Томский университет задумывался главными идеологами его создания профессором Флоринским и великим ученым Менделеевым как классический и развивался в этом направлении. Университеты давно признаны научно-образовательными центрами. В Томском университете всегда много внимания уделялось внедрению научных результатов в практику и насущным нуждам Сибири. Однако традиции и принципы нуждаются в проверке требованиями времени, в поисках новых источников финансирования. Так что новизна в развитии традиций, в системном подходе. В новом качественном уровне. Все это отнюдь не просто. Что получает от этого проекта Академия наук? Академия получает студентов и воспитывает их в своих традициях. Но она и раньше получала выпускников, а студенты могли проходить практику в ее учреждениях! Традиция продолжается в системном варианте. Причем это тоже требование времени. Скажем, что можно сделать в современной науке без новейшего оборудования? Да почти ничего! А новейшее оборудование для научных исследований это зачастую не серийное заводское, а изготовленное по твоему заказу и под твою задачу. Это, по сути, тот же наукоемкий продукт. На его создание требуются колоссальные средства. Где их взять? Один из выходов в создании центров коллективного пользования уникальным оборудованием. Системная интеграция Томского университета с академическими институтами позволяет осуществлять весьма плодотворные проекты. Недавно мы победили в конкурсе на крупный проект американского Фонда гражданских исследований CRDF и Минобразования. Вместе с сотрудниками томских академических институтов выиграли грант на создание коллективного центра с финансированием в полтора миллиона долларов. Получаем новейшее оборудование для исследований по физике и химии. А что это за проект «Академический университет»? По нему мы сотрудничаем с 24 академическими институтами не только Томска, но и Новосибирска, Москвы, Дубны, Бийска. В рамках этой программы, как я считаю, создан один из лучших в стране научно-образовательный центр «Физика и химия высокоэнергетических систем». А это нанотехнологии, создание специальных материалов. Что получают от всего этого студенты? Университет выполняет с академическими учреждениями совместные исследования и объединяет экспериментальные базы. Значит, студенты получают возможность вести научную работу в академических институтах и в центрах коллективного пользования. Слово «академический» в названии проекта дает право спросить: вы же не для того взяли это слово, чтобы просто уподобить вашу Университетскую рощу местности Академ вблизи древних Афин? Не собираетесь ли вы, на самом деле, подменить Академию наук? Нет, конечно. В России свои реалии. И выход из той ситуации, когда в стране процветала отраслевая и ведомственная разобщенность в науке и высшей школе, мы как раз и видим в развитии интеграции с Российской академией наук. Такая интеграция помогает приходу молодых ученых в науку. В ходе выполнения проекта «Академический университет» с каждым годом растет число совместных с Академией наук аспирантов и докторантов. Да, они были и раньше, но важно, что сложение сил и синтез возможностей позволяют ускоренно продвигаться вперед. А нет ли более видимых признаков интеграции? В каждом академическом институте Томска работает филиал университетской кафедры. В Академгородке проводятся занятия и читаются лекции. Тем самым увеличиваются возможности получения студентами качественного образования. Они работают на современном оборудовании, общаются с сотрудниками академических институтов, проникаются академическим духом. А это дорогого стоит, если вспомнить философа-гуманиста Вильгельма Гумбольдта и его основополагающую модель классического университета. И вам никак не мешают межведомственные рогатки? В Томске, наверное, менее, чем где-либо. Дело в том, что, у нас, по сути, общие с институтами Академгородка научно-педагогические школы. Томские институты СО РАН создавались во многом на базе вузовских подразделений. Скажем, академик В. Зуев прежде организации Института оптики атмосферы создал в университетском СФТИ лабораторию инфракрасных излучений, а на радиофизическом факультете кафедру оптико-электронных приборов. Академик В. Панин организовал Институт физики прочности и материаловедения на базе ведущей университетской школы физики твердого тела. Академик Г. Месяц, ученый, воспитанный в Томском политехническом, будучи директором Института сильноточной электроники, создал кафедру физики плазмы в нашем университете. Георгий Владимирович, что следует выделить в новом университетском проекте? Повышенную роль инновационно-технологической деятельности. Наша справка: Георгий Владимирович Майер. Родился 20 ноября 1948 года в Семипалатинской области Казахстана. В 71-м окончил Томский университет по кафедре теоретической физики. Работал в Сибирском физико-техническом институте научным сотрудником, зав. лабораторией и зав. отделом. В 93-м назначен проректором по научной работе, в 95-м избран, а в 99-м переизбран на второй срок ректором Томского госуниверситета. Доктор наук, профессор, президент Ассоциации «Сибирский открытый университет», вице-президент Российской ассоциации международных исследований. Известный специалист в области квантовой химии, теоретической фотоники молекул и лазерной физики. Жена Тамара, дочери Наталья и Лариса все выпускницы ТГУ. стр. 3 |