МАТЕМАТИКА НА СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИВ Красноярске в октябрьские дни прошли научные мероприятия, объединившие в своем составе VII Всероссийскую научную конференцию «Современные методы математического моделирования природных и антропогенных катастроф» (по Программе научных мероприятий СО РАН) и III Всероссийскую научно-практическую конференцию «Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Комплексный план основных мероприятий МЧС России). А. Тридворов Организаторами конференций выступили администрация Красноярского края и СО РАН (КНЦ СО РАН, ИВМ, ИВТ), вузы региона (КГТУ, НГУ, НГТУ), региональные структуры МЧС и Госгортехнадзора России. Научная программа мероприятий включала следующие направления: развитие математических методов для приложений в задачах моделирования природных и антропогенных катастроф; математические методы, методики и технологии прогнозирования риска ЧС природного и техногенного происхождения; математическое моделирование ресурса, безопасности и аварийных ситуаций технических систем; технологии и средства мониторинга и прогнозирования ЧС, системы телекоммуникации, связи и контроля промышленной безопасности; идентификация источников ЧС и оценка уровня индустриального и экологического риска территорий; территориальные автоматизированные информационно-управляющие системы по чрезвычайным ситуациям; региональные проекты и программы, научные проблемы в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС; декларирование, страхование, экспертиза и освидетельствование объектов повышенной опасности. Работа конференций проходила под руководством академиков Ю. Шокина и В.Шабанова, профессора В. Москвичева. В научных мероприятиях приняли участие ведущие ученые и специалисты академических и отраслевых институтов, вузов, промышленных предприятий, организаций МЧС и ГГТН России из различных регионов страны (Москва, Владивосток, Новосибирск, Якутск, Красноярск, Кемерово, Тюмень, Южно-Сахалинск, Ижевск, Барнаул, Улан-Уде, Йошкар-Ола и др.), а также специалисты из стран СНГ (Вильнюс, Одесса, Алматы, Душанбе и др.). В докладах, выступлениях и в ходе дискуссий отмечено, что в новых условиях экономического и государственного устройства страны деятельность по обеспечению безопасности населения и окружающей среды перемещается в регионы. Анализ особенностей социально-экономического развития Сибири в последнее пятилетие позволяет отметить положительные тенденции в изменении основных экономических показателей и оценить уровень экономической безопасности как соответствующий стабильному развитию с оптимистическим прогнозом на рост производственного потенциала. Однако по числу потенциальных источников чрезвычайных ситуаций и по количеству населения, проживающему в расчетных зонах воздействия поражающих факторов, семь субъектов РФ на территории Сибири относятся к группе территорий первой степени опасности (Красноярский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Иркутская, Томская области и Алтайский край). Прямой материальный ущерб по Сибирскому федеральному округу от чрезвычайных ситуаций в последние годы, составляет более 5 млрд. рублей. В ближайшей перспективе следует ожидать дальнейшего обострения ситуации по числу природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Значительную долю ЧС составляют техногенные аварии и катастрофы. Наиболее частыми являлись аварии на транспорте и промышленных объектах, пожары. Период длительной стагнации производства привел к резкому снижению уровня загрузки производственных мощностей и к росту уровня износа основных производственных фондов до 50% в целом по промышленности. Это привело к обострению проблем техногенной безопасности, обусловленных многими причинами. Это, во-первых, недопустимый износ средств производства и основных производственных фондов; снижение активности по ремонту и реконструкции зданий, сооружений, жизнеобеспечивающих систем и производственных фондов. Снизился уровень ведомственного надзора, недостаточна эффективность производственного контроля за выполнением правил и норм промышленной безопасности. Нарушаются правила промышленной безопасности при эксплуатации производственных объектов, отсюда снижение технологической дисциплины. Увеличилось неконтролируемое использование взрывоопасных, пожароопасных, химически активных, радиационно- и биологически опасных веществ. Обращалось внимание на нерациональное размещение на территории многих городов Сибири вредных производств и потенциально опасных объектов и т.д. Требуется усилить нормативно-правовую базу в области промышленной безопасности на региональном уровне. Потери от аварий измеряются суммами от нескольких тысяч до сотен миллионов рублей. Растет число людей, погибших от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Резко возросла доля населения Сибири, у которого в результате ЧС были нарушены условия жизнеобеспечения. Основная часть непредвиденных экономических затрат обусловлена природными ЧС: паводками и затоплениями, засухой, лесными пожарами и возникновением вспышек массового размножения сибирского шелкопряда. В последние годы обостряется проблема, связанная с сейсмической безопасностью республик Алтай и Тыва, Иркутской и Читинской областей, Красноярского края. Все более критичной для регионов Сибири становится экологическая безопасность, характеризующаяся нерациональным использованием природных ресурсов, ростом удельного антропогенного воздействия на окружающую среду. Обостряются проблемы, связанные с образованием, накоплением и переработкой отходов производства и потребления (несовершенство системы управления отходами, низкий процент утилизации вторичного сырья, отсутствие мест захоронения промышленных отходов 1-2-го класса опасности, недостаточность полигонов для захоронения твердых бытовых отходов и т.д.). Серьезные экологические проблемы обусловлены нерациональной организацией системы водопользования, особенно для промышленных нужд и в деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, повышением объектов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Широкий спектр природных и техногенных источников опасности, приводящих к возникновению ЧС в городах Сибири, предъявляет особые требования к защите населения. На основании выдвинутых проблем и предложений по их решению, высказанных в докладах и в ходе дискуссий, участники научных мероприятий рекомендовали, в частности, обратить внимание администраций субъектов Российской Федерации Сибирского региона и усилить взаимодействие научно-технических советов, созданных при Комиссиях по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации с институтами Сибирского отделения Российской академии наук. Необходимо осуществить разработку нормативной базы по формированию экономических механизмов управления природно-техногенной безопасностью на региональном уровне с целью привлечения внебюджетных средств для финансирования превентивных мер и снижения финансовых затрат из бюджетов всех уровней, для возмещения ущербов от ЧС. Законодательно определить льготное налогообложение для организаций, выполняющих работы по повышению уровня природно-техногенной безопасности. Необходим и закон об определении ответственности органов местного самоуправления за состояние опасных производственных и гидротехнических объектов на ликвидированных (обанкротившихся) предприятиях. стр. 2 |