ХОРОШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО20 ноября в Томске, по инициативе ректора ТПУ Ю. Похолкова, прошло выездное заседание Президиума СО РАН. Обсуждался опыт взаимодействия институтов Отделения и университетов Новосибирска и Томска. Виктор Нилов, В сотрудничестве с Академией наук
Заседание проходило в Институте сильноточной электроники. Интерес был проявлен большой, и намеченный зал на шестьдесят человек не смог вместить всех желающих — пришлось перейти в актовый. В Томске собрались председатели президиумов всех научных центров Сибирского отделения. Выступили председатель СО РАН Н. Добрецов, заместитель губернатора Томской области В. Зинченко, председатель Совета ректоров вузов Томска Г. Рогов. В продолжение этих выступлений председатель президиума Томского научного центра С. Коровин рассказал об опыте взаимодействия академического центра с университетами Томска. Это сотрудничество осуществляется благодаря базовым для центра университетским кафедрам, филиалам кафедр в академических институтах и другим совместным структурам, конференциям, семинарам, школам молодых ученых, обмену аспирантами и докторантами. С обстоятельными докладами выступили ректоры: Н. Диканский («Первый академический университет в Сибири»), Г. Майер («Реализация проекта „Академический университет“ Томским госуниверситетом и институтами СО РАН„), Ю. Похолков (“Проект Минобразования о развитии в России сети академических инновационных университетов„) и А. Кобзев (“Опыт и перспективы научно-образовательного сотрудничества ТУСУРа с институтами СО РАН»). Профессор В. Сырямкин рассказал о создании Отдела проблем информатизации ТНЦ и совместной работе Отдела и томских вузов на основе интеграции кибернетических школ Томска.
Обсуждение докладов вышло интересным, было поставлено немало проблемных вопросов. Академик Н. Добрецов был вынужден несколько раз напоминать о соблюдении регламента и вести заседание в демократичном, но при всем том достаточно жестком стиле. Речь шла, прежде всего, об опыте работы университетов в новых условиях интеграции в мировое научно-образовательное пространство. Все три томских университета сохраняют и развивают имеющиеся у них основы (нынче они часто называют их академическими) подготовки специалистов в области фундаментальных наук. Причем это издавна делается с помощью научно-исследовательской работы студентов. Естественно, в этом плане происходит определенное сближение в методах и принципах образования. Как очевидно, ТГУ делает упор на воспитание творчески мыслящих специалистов. ТПУ и ТУСУР, выпуская специалистов в области техники, технологии и менеджмента, уделяют большое внимание инженерной, практической подготовке, в том числе формированию у студентов прочных предпринимательских навыков, крайне необходимых в рыночных условиях.
Отвечая на вызовы внешней средыОсобенностью ТУСУРа является учебно-научно-инновационный комплекс вокруг вуза, включающий в себя несколько наукоемких фирм с привлечением частного капитала. Ставится задача создать полторы сотни новых предприятий наукоемкого бизнеса в ближайшее время. Студенческий бизнес-инкубатор готовит специалистов, способных к созданию своего собственного дела. Все три университета, отвечая на вызовы времени и решая тем самым задачу государственного значения («Будущее России — в развитии высоких технологий»), активно занимаются инновационной деятельностью и поисками новых источников финансирования. Инновационная компонента также способствует определенному сближению в содержании подготовки специалистов.
Ведущие инженерные вузы страны совершают переход от отраслевого принципа подготовки к университетскому. Усиливается роль экономической, гуманитарной, и особенно фундаментальной подготовки. И в то же время университеты остаются разными. Каков современный Томский госуниверситет — классический, академический, исследовательский — можно в какой-то степени представить по интервью ректора Г. Майера в предыдущем номере «НВС». Чтобы читатель получил некоторое представление о концепции трансформации ТПУ в академический инновационный университет, обозначим основные принципы этой трансформации: — Развитие инновационного образования с применением междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий обучения; — Опережающая подготовка элитных специалистов на основе интеграции академического образования и научных исследований; — Сохранение академических традиций, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности; — Формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды; — Совершенствование структуры и управления университета; — Диверсификация источников финансирования университета; — Развитие инфраструктуры взаимодействия с внешней средой. Убеждая в необходимости университетской перестройки, профессор Похолков пошел на обострение вопроса, сказав, что мы обманываем сами себя, по привычке считая отечественное образование лучшим в мире. Почему же тогда в очереди в наши вузы не стоят десятки тысяч абитуриентов, готовых заплатить за высшее образование десятки тысяч долларов? Чтобы такое случилось, нужно готовить элитных специалистов. Платежеспособных и хорошо подготовленных абитуриентов можно привлечь, лишь преобразовав политехнический университет в академический инновационный. Как считает ректор Похолков, в стандарт высшего образования обязательно должны входить умение выпускников «продавать» себя и воспитание у них навыков работы в команде. Выпускников у политехников меньше, чем предложений о рабочих местах. Но вуз должен готовить специалистов так, чтобы по окончании университета они были способны открыть собственное дело.
Традиции плюс новацииКак было отмечено на заседании, предложенные проекты университетов — это развитие исторически сложившихся типов вузов (теперь университетов): классический (ТГУ), политех и близкий к политеху ТУСУР. И хорошо, что они разные. И правильно, что во всех развивается инновационная компонента. Все рассмотренные модели имеют право на существование. Стандартизация университетов погубит их. Дело не в названиях! Вместе с тем было отмечено, что далеко не во всем прививаемый корпоративный дух соответствует традиционному академическому. Ректор НГУ Н. Диканский сказал в своем выступлении, что его университет фактически (но не юридически) работает внутри СО РАН. Новосибирский университет создавали гениальные отцы-основатели по типу московского физтеха с добавлением олимпиад и физматшколы. И почти все новшества, что предлагаются время от времени в новых проектах университетов, в Новосибирском предвосхищены. Новосибирский университет ни в коем случае нельзя «загонять» в рамки стандартов. Судя по выступлениям на заседании и по проекту постановления Президиума СО РАН, томская модель (она названа одной из лучших в Сибири) взаимодействия академических институтов и университетов по подготовке научно-педагогических кадров и проведению совместных научных исследований на базе межведомственных структур (кафедр, лабораторий, отделов) и учебно-научно-инновационных комплексов получила одобрение. Реализация томского опыта позволит повысить роль Академии наук в деятельности высшей школы. Предложено провести расширенное выездное заседание в Иркутске по вопросу обмена опытом сотрудничества СО РАН и высшей школы с приглашением ректоров сибирских вузов. Выступавшие неоднократно говорили о проблемах финансирования, налоговой политике, нормативно-правовой базе. Говорилось на заседании и о том, что в ходе реформы высшей школы Сибирь может оказаться без университетов, включенных Министерством в число ведущих, и, соответственно, без надлежащего финансирования. Как стало известно, в эти же дни губернатор Томской области В. Кресс имел по этому поводу телефонную беседу с министром образования В. Филипповым и поставил затем перед подчиненными задачу добиться, чтобы максимально возможное число томских университетов осталось на федеральном финансировании. Было приятно, что в начале заседания академик Н. Добрецов поздравил профессора Г. Майера с 55-летием, которое пришлось на 20 ноября. После более чем пятичасовой работы участники заседания отправились в Дом культуры ТПУ (он открывается после ремонта), а 21 ноября посетили томские вузы. Фото Владимира Новикова. стр. 3 |