В оглавление

АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) —
10 ЛЕТ

Создание Академии наук Республики Саха (Якутия), как показал 10-летний период ее деятельности, явилось своевременным крупным государственным решением. Бесспорны смелость и актуальность этого акта руководства Республики Саха в условиях падения в стране престижа науки. Организация АН РС способствовала проведению региональной научно-технической политики, сохранению научного потенциала. Принципиальная поддержка президиумов СО РАН и РАН обеспечила функционирование научных учреждений академии в едином научном пространстве Сибири и России.

В. Филиппов,
президент АН РС, член-корр. РАН, академик АН РС

Иллюстрация

Академия наук РС завершила этап становления. Ее создание способствовало повышению эффективности деятельности не только академических учреждений, входящих в ее состав, но и подразделений Якутского научного центра СО РАН, отраслевой и вузовской науки. Эти годы Академия наук, сотрудники подразделений и члены АН РС направляли свой интеллектуальный потенциал на повышение уровня фундаментальных и прикладных исследований, подготовку научных кадров, поиск новых организационных форм укрепления связи науки с производством, бизнесом.

Президиум Академии наук РС выражает благодарность первому Президенту РС М. Николаеву, нынешнему Президенту РС В. Штырову за поддержку и понимание проблем научного сообщества республики, а также признательность всем, кто стоял у истоков организации АН РС (М. Гаврилова, Е. Егоров, В. Иванов, Г. Крымский, В. Ларионов, Л. Парфенов, Д. Саввинов, Ю. Уржумцев и др.).

Иллюстрация

Особо важным с точки зрения формирования отношения руководства СО РАН и РАН к учреждению АН РС явилась последовательно четкая позиция руководителя организационного комитета по созданию АН РС, председателя ЯНЦ СО РАН академика РАН В. Ларионова. Исторически важным был переход 4-х институтов СО РАН в состав республиканской академии, который в значительной степени был определен усилиями директоров этих институтов (Е. Егоров, Г. Денисов, В. Иванов, Д. Саввинов). Только благодаря взвешенному подходу, конструктивной поддержке председателей СО РАН академиков В. Коптюга и Н. Добрецова и их соратников (акад. В. Молодина, А. Деревянко, В. Кулешова и др.) Академия наук РС организована и успешно функционирует.

Выполнение интеграционных задач — одна из главных функций Академии наук РС. Эту задачу реализовывают Объединенные ученые советы по направлениям научных исследований. Значительный вклад в становление, повышение авторитета и роли ОУСов внесли их председатели (С. Батугин, Е. Егоров, В. Иванов, Б. Кершенгольц, И. Колодезников, Е. Махаров, М. Новопашин, Л. Парфенов, Д. Саввинов, И. Черский). ОУСы принимают участие во всех сферах деятельности АН РС, важнейшие решения Президиума, общих собраний АН РС принимаются по рекомендациям советов. Так, ОУСы, где сосредоточены специалисты по направлениям наук, принимают решения по планам НИР институтов, кандидатурам в действительные члены, директоров институтов, членов Общего собрания АН РС. Решающая роль в формировании общего госзаказа на научно-исследовательские работы возложена также на ОУСы.

Иллюстрация

Исключительно важными в выполнении интеграционных задач, укреплении связей с Российской академией наук были решения, достигнутые АН РС под руководством ее президента, акад. Г. Крымского. В этот период была проведена комплексная проверка деятельности институтов с участием ведущих ученых СО РАН и РАН (г.Москва). Положительная оценка деятельности институтов способствовала тому, что впервые в 2002 г. Минпромнаукой РФ проведена федеральная государственная аккредитация всех институтов АН РС.

Институт прикладной экологии Севера, Институт северного луговодства, Институт социальных проблем труда АН РС по решению коллективов вошли под научно-методическое руководство СО РАН. Директора этих институтов включены в составы соответствующих ОУСов СО РАН.

По инициативе акад Г. Крымского была расширена сфера работы Совета РАН по координации деятельности региональных отделений и научных центров, который теперь курирует и деятельность академий наук субъектов РФ.

При Президиуме АН РС, по инициативе и при прямом участии Межведомственного аналитического центра (МАЦ), ИПЭС и ИСЛ АН РС, создано научное подразделение — Отдел физико-химических методов анализа.

Иллюстрация

Непреходящим достижением является сотрудничество с научными учреждениями другой ведомственной принадлежности республики в форме ассоциированного членства. Это база развития, интеграции с отраслевыми институтами, институтами системы СО РАН и промышленностью республики.

Создание Межведомственного аналитического центра, призванного объединить аналитический потенциал АН РС, ЯНЦ СО РАН, Якутского госуниверситета в координировании и рациональном использовании оборудования для проведения фундаментальных и прикладных исследований, подготовки высококвалифицированных кадров, было также важным шагом в этом направлении. К сожалению, в последнее время снижены темпы в выполнении координационных функций центра, не обновляется парк оборудования. Здесь необходимо с принципиальной точки зрения структурировать заказы, координировать деятельность центра с исследовательскими организациями для обеспечения полной реализации всех возможностей коллективного центра пользования дорогостоящим оборудованием. В решении вопроса обновления научного оборудования мы надеемся на дальнейшую поддержку Президента РС и Правительства РС. От решения этого вопроса зависит качество результатов исследований научных учреждений.

Одним из реальных путей интеграции академической и вузовской науки является сотрудничество в рамках мультидисциплинарных проектов и программ, особенно, республиканских научно-технических программ, представляющих собой государственный заказ РС на выполнение научных исследований, а также расширение сети межведомственных научных подразделений вузов и институтов АН РС.

Разработка научно-практических программ, способных консолидировать усилия ученых разного профиля для комплексного решения целевых задач, для нас чрезвычайна важна. Комплексные программы охватывают, в первую очередь, интересы нефтегазовой отрасли, лесной промышленности, биотехнологий и фармацевтической промышленности, производства экологически чистых продуктов рыболовства и животноводства. Сегодня именно социально-экономическая выгодность определяет приоритетные направления научных исследований.

К работе в рамках государственных комплексных программ по стратегически важным направлениям развития республики все еще недостаточно привлекаются ведущие академические институты страны.

Академия наук Республики Саха поддерживает тесные научные контакты с региональными академическими отделениями СО РАСХН, СО РАМН и их научными центрами в Иркутске и Бурятии. Также Академия наук РС сотрудничает на договорных началах с академиями наук субъектов РФ. Важнейшей составляющей интеграционной функции Академии наук РС является ее участие в работе Координационного совета РАН по взаимодействию региональных отделений и научных центров. Большое внимание уделяется установлению и развитию международных научных связей.

Дальнейшее развитие сотрудничества Академии наук РС с СО РАН и РАН в целом, другими академиями видится по следующим пяти направлениям. Первое. Целесообразно обновить Соглашение между СО РАН и Академией наук РС и существенно детализировать его. По этому направлению достигнуто принципиальное согласие председателя СО РАН акад. Н. Добрецова. Мы надеемся на практическую помощь Сибирского отделения РАН по внедрению новых технологий в производство и по организации выездных заседаний ОУСов СО РАН. Продолжает оставаться актуальным расширение членства представителей нашей академии в Российской академии наук.

Второе. Поднятие на требуемый сегодня уровень взаимоотношений с государственными академиями Российской Федерации — Российской академией сельскохозяйственных наук, Российской академией медицинских наук, Российской академией образования, Академией архитектуры и строительных наук, является одним из ответственных задач всего научного сообщества Республики Саха.

Третье. Следует углубить сотрудничество с академиями наук субъектов Российской Федерации. Здесь требуется инициатива конкретных научных учреждений, прежде всего, со стороны институтов АН РС. На сегодня руководство институтов АН РС не обеспечило должный уровень прямых контактов с научными учреждениями академий наук субъектов Российской Федерации.

Четвертое. Необходимо усилить связи с научными учреждениями Дальневосточного федерального округа. Актуальность этого направления деятельности обусловлена тем, что республика входит в состав этого округа.

Основой создания АН РС явилась накопленная к этому времени научная база и весомый потенциал научных сотрудников исследовательских учреждений и вузов республики. В последние годы благодаря реализации в жизнь целенаправленной региональной государственной политики при непосредственной поддержке Президента и Правительства РС научные учреждения и вузы плодотворно наращивали научно-педагогический потенциал. В республике на конец 1993 года было 134 доктора и 882 кандидата наук. На 1 ноября 2003 г. число докторов наук увеличилось до 345 (в 2,6 раз за десять лет), прирост кандидатов наук за этот период составил 253 человека. Укреплена сеть диссертационных советов, в настоящее время в республике действует 9 диссертационных советов по защите докторских и 8 — по защите кандидатских диссертаций.

Значительная часть специалистов с учеными степенями работает в государственных органах управления, финансово-коммерческих структурах. Это, как правило, наиболее энергичная и молодая часть научно-педагогических работников, что безусловно сказывается на качестве научных исследований. Обратный переток кадров идет медленно, что обусловлено известными причинами.

Научным и образовательным учреждениям республики предстоит усилить работу по дальнейшей подготовке научно-педагогических кадров по актуальным для республики направлениям. Это прежде всего касается целевой подготовки аспирантов и соискателей. Межведомственные лаборатории, созданные в последние годы академическими институтами совместно с Якутским госуниверситетом, являются примером целенаправленной подготовки специалистов. Подготовку смены научного поколения невозможно решить без создания, прежде всего, жилищных условий для молодых ученых, что остается одним из приоритетных направлений деятельности Президиума Академии наук РС.

В этом направлении нам следует использовать имеющиеся в республике возможности ипотечного строительства, поиск механизмов предоставления долгосрочных кредитов для молодых специалистов. Остается нерешенным вопрос о строительстве общежития для молодых ученых.

Ключевым звеном в организации фундаментальных исследований, развитии и функционировании Академии наук РС являются научно-исследовательские институты.

Институтом гуманитарных исследований (ИГИ) АН РС завершено составление двуязычного академического «Толкового словаря якутского языка», не имеющего аналогов среди тюрко-язычных словарей подобного типа. Институтом внесен ценный вклад в изучение всей тюркской фразеологии — «Якутско-русский фразеологический словарь» Нелунова А. Г. (Т.1 — Новосибирск, 1998; Т.2. Новосибирск ,2001). Составлены и изданы «Орфографический словарь якутского языка» (Якутск, 2001), «Этимологический словарь якутского языка» (ч.1 Новосибирск, 2003). Продолжается участие института совместно с Институтом проблем малочисленных народов Севера СО РАН и ЯГУ в издании 60-томного академического проекта «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», удостоенного в 2001 г. Государственной премии РФ в области науки и техники. Подготовлены к печати 6 томов якутского корпуса, из которых 4 изданы. Развертываются исследования по проблемам укрепления государственности республики, получены новые результаты в области археологии, социологии, тюркологии и т.д.

Наиболее значимыми научными достижениями Института региональной экономики АН РС за последние десятилетия являются: разработка концепции «Модернизация региональной экономики Якутии», разработка научных положений о стратегии и тактике выхода Республики Саха (Якутия) из системного кризиса и мер по стабилизации производства на основе приоритетного развития реального сектора региональной экономики, разработка проектов «Программа развития алмазо-бриллиантового комплекса РС на период до 2010 г.», «Теоретические и практические проблемы формирования и развития ТЭК РС», издание монографий «Экономические основы государственности Республики Саха (Якутия)», «Стратегия модернизации Республики Саха (Якутия)», «Финансовые проблемы региона», «Недропользование на Севере» и т. д.

Институтом прикладной экологии Севера АН РС обоснована концепция экологического эталонирования, основные принципы и методологические подходы к решению проблемы экологического нормирования применительно к условиям Республики Саха. Впервые в условиях Якутии методами ординации (однофакторный градиентный анализ) выявлено 5 групп характеризующих определенные стадии самозарастания отвалов. На основе ординационно-классификационных анализов обосновано новое понятие теории науки о растительности — техногенные сукцесионные системы (ТСС).

В ходе исследований совместной международной экспедицией в Усть-Янском улусе республики обнаружены останки мамонта и уникальный палеонтологический материал — голова мамонта с сохранившимся кожным покровом. Поступило предложение из оргкомитета международной выставки ЭКСПО-2005 (г. Айити, Япония) об участии Института прикладной экологии Севера АН РС с экспонатом юкагирского мамонта в работе выставки.

Одним из важнейших результатов научно-исследовательской деятельности Института здоровья АН РС можно считать выявление крупных очагов распространенности наследственной мозжечковой атаксии 1 типа среди якутской популяции. Это позволило впервые изучить причины накопления патологии, особенности при отцовском и материнском наследовании, прогнозировать возраст начала клинических проявлений болезни, разработать принципы популяционной регуляции. Научные разработки внедрены в практику медико-генетической консультации Национального центра медицины Минздрава Республики Саха.

Институтом северного луговодства АН РС изучена динамика растительности сеяного луга в Западной Якутии за 30-летний период, выявлены закономерности смены видового состава и параметров растительных сообществ, обосновано понятие «постагрофитоценоз». На основе изучения биологии видов разработано 6 сортов многолетних трав Якутии, активно используемых для создания сеяных лугов и озеленения населенных пунктов Центральной Якутии.

Институтом социальных проблем Севера АН РС осуществляется постоянное наблюдение за изменением состояния социально-трудовой сферы, отслеживается динамика материального и социального потенциала различных категорий населения, типов семей, разрабатывается краткосрочный прогноз развития процессов в социально-экономической жизни республики. Наличие такой информации способствует совершенствованию государственной социальной политики, адресности социальной поддержки нуждающихся и определению необходимых объемов инвестиций социальных программ в Республике Саха (Якутия).

Заслуживают отдельного внимания достижения в развитии музейной деятельности. Экспозиции Музея археологии Института гуманитарных исследований АН РС и Музея мамонта Института прикладной экологии Севера имеют бесценную научную значимость. Организация музеев стала возможной благодаря конкретной поддержке президента и правительства республики и неразрывно связана с именами неутомимых энтузиастов-исследователей С. Федосеевой, Ю. Мочанова, П. Лазарева.

Президиумом АН РС уделяется серьезное внимание разработке нормативно-правовой базы научной сферы республики. В результате совместных усилий АН РС, ЯНЦ СО РАН, ЯГУ и государственных органов управления было принято около 300 нормативно-правовых актов Президента, Правительства, Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС по мерам государственной поддержки науки и высшего профессионального образования.

Наиболее значимыми являются следующие решения:

— внедрение отраслевых коэффициентов для определения фонда оплаты труда;

— строительство крупных объектов науки и образования;

— стимулирование работников сферы науки через систему государственных премий, стипендий, фонда поддержки научных учреждений;

— учреждение Государственных премий РС в области науки и техники, Государственных премий РС молодым ученым и специалистам за выдающиеся работы в области науки и техники;

— установление Государственных стипендий РС молодым научным сотрудникам и аспирантам, Государственных стипендий РС научным сотрудникам;

— установление единовременных вознаграждений за защиту докторских диссертаций,

— установление единовременных вознаграждений за защиту кандидатских диссертаций до 33 лет.

Для формирования единой государственной политики в сфере науки Республики Саха в конце 1999 г. был принят закон РС «О науке и государственной научно-технической политике». Научная общественность обеспокоена ситуацией, связанной с затягиванием реализации актуальных для их жизнедеятельности отдельных принципиальных статей закона. В действующем созыве Государственного Собрания (Ил-Тумэн) РС научные учреждения и вузы представлены большой группой народных депутатов. Научное сообщество республики возлагает большие надежды на постановку ими законодательных инициатив по вышеуказанной проблеме.

Активная позиция Президиума АН РС в вопросах формирования государственной научно-технической политики способствовала созданию в 2003 г. Совета по науке и технической политике при Президенте РС. Основной целью создания Совета является формирование и реализация научной и технической политики республики, переход к современным методам управления наукой, ускорение научно-технического прогресса и наукоемких инноваций в промышленное производство, сельское хозяйство и социально-экономические и другие отрасли народного хозяйства

Совет по науке и технической политике при Президенте РС является консультативным органом, созданным для обеспечения эффективного взаимодействия главы республики с научными учреждениями, производством и бизнесом. Заместителями председателя Совета являются председатель Президиума ЯНЦ СО РАН В. Ларионов и президент АН РС.

Главная задача деятельности Совета — утверждение основных научных направлений и перечня критических технологий, содействие повышению эффективности внедрения результатов НИР в производство.

Выполняя свои интеграционные функции, Президиум АН РС и в дальнейшем планирует усиливать работу в рамках деятельности совета.

В целях повышения роли и результативности деятельности Академии наук РС Президентом РС издан Указ «О мерах государственной поддержки Академии наук Республики Саха (Якутия)» (2003 г.), которым восстановлена частично утерянная в последние годы ее нормативно-правовая база.

АН РС совместно с ЯНЦ СО РАН и Министерством науки и профессионального образования РС поручено внести на рассмотрение Правительства РС проект Концепции развития науки и технологий в Республике Саха до 2010 г., а также предложения по научно-технологическому сопровождению развития крупнейших бюджетообразующих акционерных компаний и предприятий республики.

Проект Концепции определяет важнейшие направления государственной политики в области развития науки, цели, задачи и пути их реализации, а также систему экономических, правовых и иных мер, стимулирующих научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

Реализация Концепции обеспечит повышение качества жизни населения, устойчивое развитие региона и достижение экономического роста, развитие образования, фундаментальной и прикладной науки.

Приоритетными направлениями научных исследований в Республике Саха согласно проекту Концепции являются: геология, минерально-сырьевые ресурсы регионов; технология добычи и переработки минерального сырья; информационно-телекоммуникационные технологии и моделирование процессов криолитозоны; экология и рациональное природопользование в северных экосистемах; экология, биоразнообразие, рациональное природопользование; разработка научных основ обеспечения продовольственной безопасности Якутии в условиях глобального изменения климата; материаловедение, транспорт и энергетика; физика атмосферы окружающей среды, солнечно-земные связи; региональная экономика и социальная политика в районах Крайнего Севера; государственное строительство и этносоциальное развитие РС; здоровье человека на Севере.

Новые постановки, касающиеся научного сообщества страны, были обозначены в решениях совместного заседания Совета Безопасности РФ, Президиума Госсовета и Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ по вопросам развития науки в РФ, состоявшего в марте 2002 г. Подтвержден статус фундаментальной науки как важнейшего стратегического ресурса государства, признание национальным приоритетом российской науки. Чрезвычайно важно утверждение на период до 2010 года минимально необходимых ресурсов государственной поддержки науки из средств федерального бюджета.

Основной целью социально-экономической политики страны объявлен переход к инновационному пути развития. Для реализации указанной цели были определены основные направления — это одновременное развитие как фундаментальных, так и прикладных исследований, совершенствование государственного регулирования в области науки и технологий, повышение эффективности использования научных результатов, развитие кадрового потенциала.

Необходимыми условиями успешной реализации этих решений, в частности «Основ государственной политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации, являются выполнение взятых государством обязательств, опора на научное сообщество в работе по модернизации отечественного научного комплекса.

Эти решения в полной мере актуальны для дальнейшей деятельности Академии наук РС и в целом для развития всей научной сферы республики. Совершенствование деятельности нашей академии, ее структуры, системы институтов, научно-вспомогательных подразделений — дело совершенно необходимое. Многие решения Общего собрания, Президиума АН РС направлены именно на это.

* * *

Научно-техническая политика северных субъектов Российской Федерации ведется разрозненно, без должной координации, поэтому главная задача настоящего периода — обеспечение качественного взаимодействия научного потенциала всех субъектов Севера Российской Федерации и совместных работ по интеграционным проектам. Следует сформировать каждому субъекту Севера России инновационные и венчурно-инвестиционные программы (проекты) с использованием механизмов государственного регулирования для повышения эффективности результатов научной и научно-технической деятельности и внедрения новых технологий во все сферы жизнедеятельности российского Севера.

* * *

В целом, в настоящее время темпы нормотворческой деятельности снижены в результате дефицита бюджета и своеобразной тенденции на сворачивание социальных проектов как на федеральном уровне, так и в республике. Поэтому в дальнейшем предстоит существенное усиление работы по данному направлению. Следует также отметить, что при подготовке проектов республиканских законов нет должного уровня их научного сопровождения. Здесь необходимо повышение инициативы научного сообщества республики. При разработке законов исключительно важное значение должно иметь эффективное взаимодействие АН РС и ЯНЦ СО РАН с республиканскими органами государственной власти.

* * *

10-летие Академии наук Республики Саха — важное событие для научной общественности республики. Безмерная благодарность всем, кто в эти непростые годы трудился, сохраняя верность и преданность науке. Счастья, удачи во всем, новых открытий и достижений!

стр. 7-8