Выступление ак. Н. Добрецова
|
Рассматриваемая Транспортная стратегия РФ имеет отраслевые, региональные, экономические, технические аспекты. Я остановлюсь на трех последних, чтобы обратить внимание на некоторые важные проблемы.
В региональном аспекте, как отметил в докладе С. О. Франк, для Европейской части Стратегия означает модернизацию транспортной инфраструктуры, а для Сибири и Дальнего Востока формирование опорной транспортной сети, т.е. имеет здесь основополагающее значение. Ощутимое усиление нагрузки на транспортную сеть России, особенно ее восточной части связано, во-первых, с развитием на ее территории трансконтинентальных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг», и, во-вторых, значительным увеличением объемов добычи нефти и газа в Сибирском и Дальневосточном федеральном округах, а также значительным увеличением поставок угля на запад страны из Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов.
В экономическом аспекте Транспортная стратегия РФ обоснована в отдельном документе «Транспортно-экономический баланс», подготовленном в ИЭОПП СО РАН и доработанном в ходе разработки Стратегии. В качестве экономического базиса было заложено удвоение ВВП к 2010-2011 г. и еще раз удвоение к 2025 г. Это должно сопровождаться резким наращиванием объемов инвестиций, и к 2025 г. доля инвестиций в использованном ВВП должна достигнуть трети по сравнению с 20 % в 2000 г. Рост инвестиций из разных источников важнейший вопрос реализации стратегии. Одним из важнейших выводов экономического обоснования удвоение ВВП невозможно без сокращения энергоемкости ВВП (в т.у.т на млн руб.) более чем на 50 %, иначе будем возить почти один уголь и транспортная сеть захлебнется.
Энергосбережение наиболее важно в ТЭК (в том числе переход на ПГУ и газово-плазменные технологии на ТЭЦ), не менее важно снижение энергоемкости и ресурсоемкости самой транспортной системы, что будет достигаться в том числе за счет роста эффективности перевозок и увеличения доли менее грузоемких и более дорогих продуктов перерабатывающих отраслей. Поэтому важна увязка с Энергетической стратегией, о чем было уже сказано. Топливно-сырьевая ориентация экономики должна преодолеваться. Так, например, за период 2011-2025 годы добыча природных ресурсов увеличится всего на 20 %, тогда как объемы производства в машиностроении, переработки углеводородного, лесного сырья должны вырасти в 2-2,5 раза. Тогда экономика будет все в большей степени приобретать инновационный характер. В результате, по оценке ИЭОПП транспортоемкость ВВП к 2025 году должна сократиться на 25 % в измерении руб./руб. и на 35 % в измерении ткм/руб. затрат.
Но в любом случае возникнут наиболее напряженные участки и узлы транспортной сети, в первую очередь участок Транссиба от Екатеринбурга до Читы. Это требует первоочередной реконструкции этого участка Транссиба, а также скорейшей достройки и ввода СевСиба (от Усть-Илимска через Сургут до Урала).
Технические аспекты Стратегии означают, прежде всего, техническое перевооружение всех частей транспортной системы, переход на новый технологический уровень, обеспечивающий снижение энергоемкости, повышение безопасности и комфортности, экологизацию транспорта. В качестве примера создана современная автоматизированная система управления Муйским тоннелем. В ее создании принял активное участие Конструкторско-технологический институт вычислительной технологии СО РАН.
Но есть одна общая проблема, важная для всех подотраслей транспорта РФ: необходимость разработки технологий и техники в северном исполнении. Россия северная страна и большая часть ее транспортной системы требует учета этого фактора. В противном случае работа отрасли будет становиться все менее эффективной из-за досрочного выхода из строя разных частей транспортной инфраструктуры, увеличения числа отказов (на морозе) техники и т.д.
Как видим, экономические, региональные и технические проблемы тесно переплетаются. Многие острые вопросы стратегии сглажены или даже не обозначены. Одна из важнейших задач стратегии найти баланс в решении этих проблем, найти баланс противоречивых интересов, как сказал Е. М. Примаков. В итоге найти новые возможности развития транспортной системы Российской Федерации.
стр. 6