В оглавление

О СТИМУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ВНЕДРЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВО
НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

На заседании Правительства Российской Федерации 22 января 2004 г. рассмотрен вопрос «О стимулировании инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий».

Правительство Российской Федерации приняло к сведению доклад Минпромнауки России по данному вопросу.

Правительство Российской Федерации поручило Минпромнауки России, Минэкономразвития России, Минфину России, Минобразованию России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук с учетом состоявшегося обсуждения, высказанных замечаний и предложений разработать комплекс мер по стимулированию инновационной деятельности и внедрению в производство наукоемких технологий, обратив особое внимание на:

— формирование приоритетов научно-технической и инновационной деятельности и обеспечение концентрации государственных ресурсов на их реализацию;

— развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей поддержку инновационной деятельности на всех ее стадиях — от выполнения научно-технических разработок до реализации высокотехнологичной продукции и услуг;

— оптимизацию государственного научно-технического комплекса, совершенствование правоотношений между субъектами научно-технической деятельности, включая государство, Российскую академию наук, отраслевые академии наук и государственные научные центры Российской Федерации;

— совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности с использованием фондов, банков и других институтов, осуществляющих венчурное инвестирование, работу с ценными бумагами и страхование;

— механизмы формирования рынков потребления научно-технической продукции с использованием системы государственных закупок, инвестиционных программ и финансовых планов субъектов естественных монополий и акционерных обществ с участием государства;

— консолидацию федеральных целевых научно-технических программ с целью развития критических технологий и их внедрения в производство;

— формирование законодательства, стимулирующего развитие инновационной деятельности и внедрение в производство наукоемких технологий.

Разработанный комплекс мер необходимо представить до 20 марта 2004 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. Б. С. Алешину поручено рассмотреть представленные материалы.

Правительство России признало целесообразным осуществление передачи прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет государственных средств, организациям-исполнителям, определив при этом условия указанной передачи.

Минпромнауки России совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, Минюстом России, Роспатентом и с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академией наук с учетом состоявшегося обсуждения поручено дополнительно проработать проект постановления Правительства Российской Федерации о порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, и в двухнедельный срок внести соответствующие предложения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Правительство России поручило Минпромнауки России, Минэкономразвития России с участием ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «Российские железные дороги» определить меры по осуществлению координации выполнения федеральных целевых программ и инвестиционных программ и финансовых планов указанных организаций в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, следует внести предложения в установленном порядке.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять меры, направленные на стимулирование инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах по созданию конкурентоспособных продукции и услуг.

Пресс-служба Правительства РФ.


(Из доклада Минпромнауки России на заседании Правительства РФ 22.01.04)

ВВЕДЕНИЕ

Иллюстрация
Иллюстрация
Иллюстрация

Достигнутая в настоящее время макроэкономическая стабилизация, повышение действенности системы государственного регулирования позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры российской экономики, вывода ее на траекторию устойчивого роста с высокими темпами.

За последние годы стало окончательно понятно, что улучшение предпринимательского и инвестиционного климата необходимо, но не достаточно для обеспечения желаемых темпов роста и диверсификации направлений развития российской экономики. Требуется сознательная концентрация ресурсов на направлениях, реализующих ее конкурентные преимущества.

Сегодня также можно считать вполне устоявшимся представление о том, что вследствие конъюнктуры мирового рынка, с учетом особенностей запасов естественных ресурсов на территории России, развитие сырьевого сектора не может дать желаемых результатов развития экономики. Поэтому естественный акцент в обсуждениях механизмов и перспектив ускорения роста делается на обрабатывающие отрасли промышленности и на научно-техническую сферу.

Основными конкурентными преимуществами российской экономики сегодня являются:

— относительно высокие образовательный уровень и восприимчивость новых знаний работоспособным населением;

— развитая сеть университетов, академических институтов и других государственных научных организаций, научно-технические заделы в ряде областей, определяющих развитие мировой экономики, что позволяет бизнесу расширять свое участие в становлении и развитии высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств;

— наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов.

Целенаправленное использование этих преимуществ должно способствовать формированию масштабных центров компетенции, позволяющих создавать конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги, обеспечить рациональное соотношение специализации и универсализации российской экономики на мировом рынке.

Создание системы генерации знаний и стимулирования деловой активности, в рамках которой могут быть выявлены и реализованы проекты и программы создания конкурентоспособных товаров и услуг, основанные на указанных выше конкурентных преимуществах, является сегодня основной целью инновационной политики.

Основными задачами активизации инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах являются повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции и услуг, диверсификация и совершенствование структуры производства и экспорта, перевод экономики на инновационный путь развития, использование передовых производственных технологий. <...>

В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 марта 2002 г., переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий.

В настоящем докладе рассмотрены современное состояние инновационной активности в промышленности; препятствия, затрудняющие использование упомянутых конкурентных преимуществ; анализируется опыт по их преодолению; предлагаются механизмы совершенствования инструментария реализации конкурентных преимуществ российской экономики на основе совершенствования и активизации научно-технической и инновационной деятельности.

РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1.1. Основные показатели инновационной активности в промышленности

Несмотря на продолжающийся в течение пяти последних лет рост экономики и промышленности, его «качество» не отвечает поставленным задачам. Во-первых, складывающиеся темпы роста не обеспечивают удвоения внутреннего валового продукта (ВВП) в ближайшие десять лет. Во-вторых, в структуре производства и экспорта преобладает продукция низкой степени передела, в основном топливно-сырьевых отраслей. В-третьих, не удается достичь качественных сдвигов в повышении конкурентоспособности продукции большинства не сырьевых отраслей промышленности.

В настоящее время сфера научно-технической и инновационной деятельности в России характеризуется следующими основными показателями:

В 2002 г. разработку и освоение инноваций осуществляли около 10 % промышленных предприятий, причем только три отрасли демонстрируют показатели инновационной активности, превышающие среднюю по промышленности величину: металлургия (19,9 %), химическая промышленности (22,5%), машиностроение (18,4%). Для сравнения в США средний показатель инновационной активности — около 30 %.

Наибольшую долю в затратах на инновации российских предприятий составляло приобретение машин и оборудования (62 %). В то же время на приобретение новых технологий расходовалось только 18,3 % всех средств, затрачиваемых на инновации. Из них на приобретение патентов и лицензий — 10,5 %. При этом, велика доля закупок иностранного устаревшего оборудования.

В настоящее время доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3-0,5 % (для сравнения аналогичная доля США — 36 %, Японии — 30 %, Германии — 17 %, Китая — 6 %).

Несмотря на наметившийся рост бюджетных ассигнований на развитие науки (расходы из бюджета на науку в 2002 г. составили 30,3 млрд. рублей, в 2003 г. — 40,2 млрд. рублей, что на 32,6 % больше в номинальном выражении и на 18,4 % — в реальном, с учетом инфляции, в чем предыдущий год), доля расходов на науку в ВВП составила в 2002 г. — 0,28 %, в 2003 г. — 0,31 %, что значительно ниже соответствующего показателя в развитых странах (2-3 %).

В то же время, можно констатировать, в России сохранен ряд наукоемких высокотехнологичных секторов промышленности, создающих конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги, сохранено ядро научного и образовательного потенциала, созданы и успешно работают ключевые элементы инновационной инфраструктуры, что обеспечивает восприимчивость экономики к новым технологиям. Так, в 24 регионах России действует более 60 технологических парков и 56 инновационно-технологических центров (ИТЦ), в которых на площади около 500 тыс. кв. метров разместились более 1000 малых высокотехнологичных фирм. Только в 18 ИТЦ, созданных с поддержкой федеральных средств, разместилось более 400 инновационных фирм с общей численностью работающих около 6 тыс. человек, реализующих продукцию в объеме более чем на 4 млрд. рублей в год.

В целом, анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в России свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Россия заметно отстает от развитых стран.

1.2. Предпосылки кардинального повышения инновационной активности

На сегодняшний день в стране сложились предпосылки существенной переориентации приоритетов государства, частного бизнеса и гражданского общества на активизацию инновационной деятельности, повышение роли науки.

Во-первых, присутствие на внутреннем рынке импортной продукции существенно изменило стандарты как потребительского, так и инвестиционного спроса, приблизило их к уровню развитых стран. Ценовая конкурентоспособность товаров и услуг российских предприятий — уже недостаточное условие сохранения их позиций даже на внутреннем рынке.

Во-вторых, вовлечение России в процессы глобализации, реализуемый комплекс мер по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО) не оставляют отечественным компаниям надежд на сохранение существенных защитных и преференциальных мер поддержки, позволяющих существовать вне международной конкуренции.

В-третьих, усиление новой бизнес-элиты, не имеющей доступа к сырьевым ресурсам, неоднозначные прогнозы развития сырьевых секторов российской экономики в общем контексте развития мировой экономики стимулируют повышение интереса и приток финансовых и менеджерских ресурсов в высокотехнологические отрасли.

В-четвертых, признание необходимости и стимулирование государством структурных изменений, общее улучшение инвестиционного климата, существенное улучшение правовой базы, в том числе инновационной деятельности, заявленные правительством программы мероприятий по развитию науки и образования, позволяют игрокам на поле высокотехнологических бизнесов чувствовать себя более уверенно. <...>

1.3. Комплексное решение проблемы использования конкурентных преимуществ российской экономики для создания конкурентоспособных товаров и услуг

Необходимо отметить, что реализация конкурентных преимуществ, связанных с наличием природных ресурсов, требует эффективного использования интеллектуального потенциала и научно-технической инфраструктуры. В то же время, наличие мощного сырьевого комплекса, связанного с ним рынка технологий и услуг, позволяет сформировать начальный рынок сбыта продукции, создаваемой на основе использования имеющихся в России образовательного и научно-технического потенциала.

Анализ тенденций развития науки и технологий в стране и за рубежом показывает, что перевод экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от фундаментальных исследований до производства наукоемкой продукции и выхода с ней на мировой рынок. Весь процесс такого реформирования условно можно разбить на три основные элемента:

— организация научных исследований, позволяющих обеспечить сохранение и расширение областей, в которых российская наука занимает лидирующие позиции в мире;

— создание национальной инновационной системы, включая инновационную инфраструктуру, обеспечивающую эффективную коммерциализацию знаний;

— модернизация промышленности на основе инноваций.

Организация работы по скоординированному развитию этих элементов требует выявления препятствий реализации имеющихся у России конкурентных преимуществ и выбора соответствующего инструментария развития.

РАЗДЕЛ 2. ПРЕПЯТСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

В настоящее время в российской экономике существует ряд принципиальных барьеров, мешающих кардинальному повышению инновационной активности как основному инструменту реализации конкурентных преимуществ, связанных с высоким интеллектуальным потенциалом страны.

2.1. Основные проблемы развития научной сферы

Накопленные проблемы в сфере генерации научных знаний связаны как с несоответствием структуры, созданной еще во времена Советского Союза, современным условиям и замедленностью процессов реформирования, так и с издержками, связанными с более чем десятилетним функционированием системы в режиме тяжелого переходного периода.

На сегодняшний день основными проблемами научно-технического сектора являются: старение научных кадров и ослабление притока талантливой молодежи; моральное и физическое старение научно-производственной базы; неадекватная современным условиям система формирования приоритетов работ и концентрации на них имеющихся ресурсов; оторванность от последующих этапов инновационного цикла, неэффективность механизмов, отсутствие навыков, знаний и мотиваций для последующего внедрения научных результатов в производство.

2.2. Развитие инновационной системы и введение в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности

Несмотря на достигнутые в последние годы успехи в создании национальной инновационной системы, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), ее достройка требует еще существенных усилий.

Наиболее критичным элементом этой системы является сегодня нормативная правовая база по закреплению и распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности.

В настоящее время существуют две принципиально различные точки зрения. Одна из них основывается на либеральном подходе, суть которого заключается в том, что права на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств государственного бюджета, закрепляются и передаются на безвозмездной основе исполнителю. Передача обуславливается тем, что вся интеллектуальная собственность будет использована для развития экономики страны. Вместе с тем за Российской Федерацией закрепляются права на результаты научно-технической деятельности, которые необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности страны.

Написанный в этой логике и согласованный с 18 федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и Российской академией наук проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета» внесен в Правительство Российской Федерации Минпромнауки России. Позиция Минфина России, который внес в Правительство Российской Федерации альтернативный вариант постановления, сводится к еще большему ужесточению административного регулирования в вопросе закрепления и передачи прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет государственных средств.

Мировой опыт показывает бесперспективность такого подхода, учитывая, что в настоящее время в России в хозяйственном обороте находится менее 1 % результатов научно-технической деятельности, а опыт США, Англии и других развитых стран показывает, что активное вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, возможно только при либерализации этой сферы деятельности и максимальном закреплении прав за организацией-исполнителем. Это позволило ввести в указанных странах в оборот до 70 % результатов научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств.

Так, например, в 1980 году правительство США финансировало 60 % академических исследований и владело к этому времени 28 000 патентов, но лишь 4 % из них были лицензированы промышленностью. После принятия закона Бай-Доула количество патентов увеличилось в 10 раз. Буквально через 2-3 года университетами было создано 2200 фирм для коммерциализации научно-технических результатов. Вместо поглощения финансовых средств университеты и лаборатории стали генерировать их для американской экономики, создав 260 тыс. рабочих мест. Ежегодно 40-50 млрд. долларов вливается в бюджет США за счет оборота интеллектуальной собственности.

Любая иная позиция, кроме либеральной, будет ставить в неравные условия российских и зарубежных разработчиков технологий, создавать преференции иностранным исследователям, превращать российских разработчиков в интеллектуальных доноров для зарубежных стран.

К другим важнейшим проблемам сферы коммерциализации знаний относятся:

— низкий уровень интеграции в мировую инновационную систему, недостаточность национальной инновационной системы, прежде всего специализированных финансовых институтов, ориентированных на взаимодействие с инновационным бизнесом;

— низкая эффективность системы выбора и реализации технологических приоритетов в рамках системы государственного финансирования;

— недостаток координации действий федеральных органов исполнительной власти, крупных промышленных компаний, в том числе, находящихся под контролем государства, в сфере технологических разработок и реализации крупных инновационных проектов и программ модернизации.

По изложенным причинам конкурентоспособная продукция и услуги российских разработчиков и производителей зачастую появляются в составе соответствующей продукции транснациональных корпораций с получением большей части экономического выигрыша за пределами России.

2.3. Проблемы модернизации промышленности

В рамках данного элемента основными препятствиями развитию промышленности являются ее глубокая технологическая и организационная отсталость, что обуславливает низкую производительность труда, потерю значительной части внутреннего рынка сбыта при неясных перспективах на внешних рынках.

В рамках инновационной политики перед государством стоит задача максимального снижения инвестиционных рисков путем стимулирования эффективных институциональных и технологических преобразований промышленных предприятий, содействия интеграции промышленных компаний с предприятиями и организациями исследовательского профиля, стимулирования развития корпоративной науки и разработок, устранения организационной и технологической разобщенности оборонного и гражданского секторов промышленности.

В таком контексте основными препятствиями расширения инновационной активности предприятий являются:

— неразвитость системы технического регулирования, как системного механизма стимулирования инноваций;

— низкий уровень менеджмента на промышленных предприятиях и, как следствие, неудовлетворительная корпоративная организация и непрозрачность компаний. Недостаточный масштаб и эффективность ориентированной на реальные условия системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов промышленности;

— избыточность и нерациональная организация государственного сектора промышленности, низкие темпы его реформирования, нескоординированность действий по его модернизации.

Устранение рассмотренных выше препятствий повышения инновационной активности как средства использования конкурентных преимуществ страны, связанных с ее интеллектуальным потенциалом, требует формирования на государственном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов благоприятных условий поддержки инноваций, разработки и реализации комплекса правовых и организационно-экономических мер (включая налоговую, амортизационную, антимонопольную, таможенно-тарифную и внешнеэкономическую политику и пресечение недобросовестной конкуренции и др.), направленных на стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг, более широкое внедрение в производство наукоемких технологий.

РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА МЕР ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ
ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И ВНЕДРЕНИЯ
НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОИЗВОДСТВО

3.1 Обеспечение расширенного воспроизводства знаний как первый этап инновационного цикла

Реализация данного этапа требует сбалансированного решения двух задач:

— сохранение и развитие системы базовых институтов и научного сообщества (среды), необходимых для генерации знаний;

— выбор и поддержка прорывных направлений в науке.

Ниже приведены основные принципы и инструменты реализации этих двух направлений.

3.1.1. Сохранение и развитие среды генерации знаний

Основными принципами реализации задачи сохранения и развития среды генерации знаний являются следующие: сохранение или увеличение доли ресурсов на поддержку «среды» в общем объеме финансирования научно-технической сферы; выделение ресурсов должно быть обусловлено реструктуризацией научных организаций, направленной на поддержку наиболее эффективных структур, омоложение персонала.

Инструменты сохранения и развития среды генерации знаний:

— разработка нормативной правовой базы, ограждающей государственные и общественные научные организации от недобросовестных и необоснованных структурных и институциональных преобразований;

— содействие обеспечению научных организаций всех типов собственности современной приборной базой и оборудованием, в том числе за счет создаваемой сети центров коллективного пользования, высвобождающимся при закрытии неперспективных институтов и научных направлений (доведение до 5 % финансирования закупки приборов и оборудования в общих расходах бюджета на науку);

— поддержку научных школ, молодых ученых (доведение до 5 % бюджетных расходов на научные школы);

— усиление роли ведущих научных организаций, занятых комплексным решением крупных отраслевых и межотраслевых проблем прикладного поискового характера, организаций, выполняющих НИОКР военного, двойного или специального назначения;

— реформирование системы научных организаций путем концентрации ресурсов в ведущих научных центрах.

3.1.2. Выбор и реализация прорывных направлений (научных приоритетов)

Задача поддержки прорывных направлений базируется на заделах и традициях российской науки, связанных с умением концентрировать усилия на решении приоритетных задач. Возможен и целесообразен выбор научных приоритетов двух типов: секторальные (таких как, космические исследования, атомные технологии, биотехнологии, оптоэлектроника) и функциональные (таких как, нанотехнологии, информационные технологии, приборостроение).

Предполагается использовать следующие принципы выбора научных приоритетов:

— выбор основывается на независимых исследованиях и одобряется научным сообществом;

— количество научных приоритетов жестко ограничено (все остальные исследования финансируется в рамках поддержки сохранения и развития «среды»).

Инструментами реализации приоритетов могут являться:

— развитие системы целевого финансирования научных приоритетов через специальные структуры (фонды);

— стимулирование участия в работах на прорывных направлениях корпоративной науки и научно-технических подразделений крупных промышленных предприятий и объединений.

3.1.3. Роль государственных и негосударственных институтов в развитии системы генерации знаний

В современной ситуации государство должно обеспечивать совместную работу двух составляющих нашего общества — науки и бизнеса. Такая работа может быть организована путем создания совместных конкурсных комиссий по поиску и отбору приоритетных направлений технологического развития, создания совместных специализированных фондов с долевым участием государства и бизнеса и т.д.

Роль лидера в решении большинства перечисленных задач, несомненно, принадлежит Российской академии наук, которая может и должна взять на себя ответственность за сохранение, развитие и использование уникального наследия: многопрофильных институтов, имеющих как исследовательский, так и образовательный потенциал и являющихся интеллектуальными донорами по отношению ко всему миру.

Эти же задачи должны решать и другие организации государственного сектора науки — ведущие университеты страны и, в какой-то мере, государственные научные центры.

Необходимо подчеркнуть, что именно научное сообщество, и в первую очередь Российская академия наук, должно при поддержке государства взять на себя ответственность за выбор очень небольшого количества основных «прорывных» направлений, на которых будут сконцентрированы материальные ресурсы, выделенные на развитие научных приоритетов.

Осуществление перечисленных мер позволит реализовать стратегические конкурентные преимущества страны, связанные с ее интеллектуальным потенциалом, сохраняя и развивая мощную базу генерации знаний, сосредоточив ограниченные ресурсы на тех научных направлениях, где Россия имеет мировой приоритет. Это обеспечит сохранение конкурентоспособности страны в научной сфере в краткосрочной и среднесрочной перспективе, создаст основу для дальнейшей интеллектуальной экспансии на долгосрочную перспективу.

Следует отметить, что сегодня мы сохраняем передовые позиции как в ряде конкретных научных направлений, так и в общем системном подходе к образованию и к организации фундаментальных исследований. Однако развитие передовой науки без использования ее достижений в экономике столь же неэффективно, сколь и построение национальной экономики исключительно на основе научных достижений других стран. Реализация конкурентных преимуществ в научной сфере для развития национальной экономики требует формирования адекватной системы создания и коммерциализации технологий.

3.2. Создание и коммерциализация технологий

Этот этап развития инновационной деятельности включает в себя два основных направления:

— выбор приоритетов инновационного развития и стимулирование концентрации ресурсов различных экономических субъектов на выбранных направлениях;

— развитие инновационной инфраструктуры.

3.2.1.Выбор приоритетов инновационного развития и концентрация ресурсов

Основными принципами реализации этого направления являются:

— масштабный мультипликативный экономический эффект в ходе реализации приоритетов инновационного развития с участием промышленных компаний;

— ограниченное количество приоритетов инновационного развития получающих государственную поддержку;

— формирование приоритетов инновационного развития на основе анализа тенденций развития научно-технической сферы и соответствующих рынков наукоемкой продукции.

Инструментами реализации этого направления являются:

— организация совместной работы власти, бизнеса и научного сообщества по поиску и созданию новых и сохранению имеющихся рынков наукоемких товаров и услуг. Такая работа может быть организована путем создания совместных конкурсных комиссий по поиску и отбору приоритетных направлений технологического развития, создания совместных специализированных фондов с долевым участием государства и бизнеса. При этом принципиально то, что количество приоритетов инновационного развития технологий для наукоемкой промышленности должно быть ограничено в связи с ограниченным объемом доступных ресурсов, а их формирование должно осуществляться на основе совместного анализа и прогноза развития научно-технологической сферы и соответствующих рынков. Подобная организация работ по реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, показала перспективность предложенного подхода;

— совершенствование работы и расширение масштабов деятельности государственных институтов через реализацию федеральных целевых программ. Опыт реализации Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки техники» на 2002-2006 годы (далее — ФЦНТП) показал, что требуются серьезные изменения как в подходах к формированию структуры программных мероприятий ФЦНТП, так и к уточнению некоторых целевых установок государственной поддержки проектов. В первую очередь это связано с завышенным количеством реализуемых в рамках ФЦНТП проектов (более шестисот).

Исследования и разработки зачастую не коррелируются с задачами последующей коммерциализации результатов проведенных работ.

В связи с этим в ближайшее время потребуется решить задачи:

— организации финансирования приоритетов инновационного развития государственными и внебюджетными фондами на всех этапах инновационного цикла;

— создания условий заинтересованности в совместных работах над приоритетами инновационного развития у субъектов Российской Федерации и определения механизмов привлечения для реализации наукоемких проектов, в первую очередь имеющих межотраслевое и межрегиональное значение, средств из бюджетов этих субъектов.

3.2.2.Развитие инновационной инфраструктуры

Основными принципами развития инновационной инфраструктуры являются: адекватность возможностям и требованиям национальной экономики; максимальная адаптивность, транспарентность и конкурентоспособность в международной экономике.

В настоящее время используется широкий круг инструментов развития инновационной инфраструктуры. Предполагается дальнейшее их совершенствование и использование новых инструментов, адекватных современным условиям.

К их числу относятся:

— создание организационных элементов инновационной инфраструктуры: центров трансфера технологий с участием государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, академических и отраслевых институтов (при поддержке Минпромнауки России созданы пилотные центры трансфера технологий в шести федеральных округах), технико-внедренческих зон, системы фондов начального финансирования инновационных проектов. В этих целях целесообразно использовать уже отработанный на практике механизм осуществления поддержки малых инновационных предприятий через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (реализация программы «Старт»). Особенностью дальнейшей работы по созданию центров трансфера технологий должна стать отработка механизмов партнерства государства и бизнеса, позволяющих обеспечить передачу в предпринимательскую среду результатов научно-технической деятельности, созданных с участием средств федерального бюджета, для введения их в хозяйственный оборот путем создания и развития высокотехнологичных инновационных предприятий;

— разработка системы стимулов и мотиваций для участников инновационного процесса, ориентированных на создание высокотехнологичной продукции. Это потребует совершенствования системы налогообложения в отношении авторов и разработчиков технологий, таможенного и тарифного регулирования в отношении предприятий, которые создают и используют научно-технические результаты в своем хозяйственном обороте, расширения практики предоставления грантов на стадии, предшествующей коммерциализации результатов научно-технической деятельности, стимулирования развития институтов кредитования и структур страхования инновационных рисков;

— совершенствование системы подготовки кадров инновационного менеджмента;

— реализация системы мер по формированию инновационной культуры и инновационного сознания населения, включая: пропаганду в средствах массовой информации инновационной деятельности; организацию на государственных теле- и радиоканалах специальных программ и циклов передач по инновационной тематике; повышение значимости государственных наград и премий за достижения в инновационной деятельности; разработку и реализацию программ вовлечения молодежи в инновационную деятельность.

Новые инструменты стимулирования инновационной деятельности и дальнейшее их совершенствование позволят завершить строительство национальной инновационной системы, создадут «критическую массу», необходимую для обеспечения структурного перехода российской экономики в направлении наукоемких высокотехнологичных секторов рынка.

3.3. Модернизация промышленности на основе инноваций

Изложены основные принципы модернизации промышленности, ориентированной на инновационное развитие. <...>

РАЗДЕЛ 4. СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
К ФОРМИРОВАНИЮ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

В настоящее время поддержка приоритетов научно-технологического развития реализуется через многоканальную систему средств федерального бюджета, государственных бюджетных и внебюджетных фондов поддержки научно-технической деятельности, реализацию федеральных целевых программ, поддержку важнейших инновационных проектов государственного значения.

Организация поддержки этих приоритетов в рамках деятельности фондов осуществляется на всех этапах инновационного цикла, начиная с фундаментальных исследований (Российский фонд фундаментальных исследований) и до начальных стадий реализации инновационных проектов (Фонд поддержки развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития Минпромнауки России) на конкурсной основе с проведением комплексной экспертизы проектов. Фонды, наряду со средствами бюджетов всех уровней, должны предоставлять поддержку на разных стадиях научно-технической деятельности — от фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок до выведения конкурентоспособной наукоемкой продукции на рынок и создания молодых быстроразвивающихся высокотехнологичных компаний, способных стать привлекательным объектом для прямых, в том числе венчурных, инвестиций и крупных заемных средств. Система фондов, включая фонды венчурного инвестирования и гарантийные фонды призвана устранить имеющиеся разрывы в цепи «наука — технология — производство — рынок».

Несмотря на недостатки действующей системы отбора и финансирования разработок, к настоящему времени удалось получить технологические заделы, которые могут быть положены в основу, а частично уже использованы как основа комплексных инновационных проектов полного цикла.

С начала 2003 года Минпромнауки России осуществляет разработку и реализацию ряда пилотных важнейших инновационных проектов государственного значения. Полученные уже сегодня результаты подтверждают эффективность предложенного подхода к модернизации промышленности. <...>

Приобретенный опыт показывает, что на примере таких проектов могут быть консолидированы усилия и интересы бизнеса, видящего перспективы своего развития в инновационной модернизации компаний, представителей «новой экономики», которые получают полигон для реализации накопленного опыта и созданного финансового и организационного инструментария, наиболее продвинутой части научного сообщества, неодобряющей мелкотемье и невостребованность научно-исследовательских разработок. Реализация упомянутых проектов осуществляется с полным соблюдением принципов прозрачности и информированности научного и бизнес-сообществ об их результатах и перспективах. <...>

Анализ опыта реализации федеральных целевых программ, показывает необходимость серьезного совершенствование практики его использования. Так, несмотря на предельную близость и многочисленные пересечения решаемых задач, отсутствует координация не только тематики, но даже подходов, реализуемых в ФЦНТП, Федеральной целевой программы (ФЦП) «Национальная технологическая база», ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)». Работы в их рамках характеризуются мелкотемьем и в большей степени ориентированы на финансирование структур, а не проектов. Очевидной сегодня является необходимость консолидации федеральных целевых программ научно-технической направленности и более четкой их ориентации на сохранение и развитие критических технологий, включая как гражданские, так и оборонные направления. При реализации ФЦП необходимо сосредоточить усилия на определении требований и критериев отбора проектов, устанавливающих рыночную целесообразность программных мероприятий, а так же установить обоснованную нижнюю границу объемов государственной поддержки каждого проекта в совокупности с внебюджетными источниками финансирования.

Реализация механизма ФЦП должна способствовать концентрации средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и опытно-конструкторских разработок, так и на освоении их результатов в промышленном производстве для решения научно-практических задач в соответствии с избранными стратегическими национальными приоритетами.

Таким образом, опыт последних лет показывает, что создание инструментов реализации проектов и программ в логике «технологических коридоров» (исследования и разработки — создание и коммерциализация технологий — модернизации промышленного производства — экспансия на рынке) позволяет существенно повысить конкурентоспособность создаваемой продукции и услуг, а следовательно, и объем их реализации. Именно повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в рамках поддерживаемых государством проектов и программ, и соответственно, объемов их продаж, целесообразно рассматривать это как важнейший индикатор эффективности затрат государственных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренная система мер по реализации национальных конкурентных преимуществ для стимулирования экономического роста, как за счет расширения секторов экономики основанной на знаниях, так и за счет модернизации других, традиционных для России отраслей (сырьевые, транспорт, сельское хозяйство и др.), носит комплексный характер. <...>

(Перепечатано с сокращениями
с официального сайта
Правительства РФ)

стр. 5-7