«ПРОГРАММИРОВАНИЕ — ВТОРАЯ ГРАМОТНОСТЬ»— это широко известное изречение в наши дни приписывается народному творчеству. На самом деле так называлось выступление академика Андрея Петровича Ершова на 3-й Всемирной конференции ИФИП (Международной федерации по обработке информации) и ЮНЕСКО по применению ЭВМ в обучении, которая в июле 1981 г. прошла в Лозанне (Швейцария).
В преддверии дня рождения выдающегося ученого (19 апреля Андрею Петровичу Ершову исполнилось бы 73 года) на сайте Института систем информатики СО РАН http://ershov.iis.nsk.su помещен текст этой широко известной работы с иллюстрациями художника Михаила Златковского. Выступление А. Ершова в свое время получило широкий резонанс, его текст неоднократно издавался на разных языках, но ни разу не был опубликован вместе с иллюстрациями. Виртуальная публикация на сайте института представляется тем более уместной, что, как и многие другие работы Андрея Петровича, эта статья сохранила свою актуальность и поныне. Академик А. Ершов рассматривал программирование как «выражение органической способности человека». И если еще не все человечество погрузилось в написание программ, то «оно живет в мире программ и само постоянно программирует», а «продуктивность информационных моделей внешнего мира придает новый смысл библейскому изречению «Вначале было слово». Двадцать с лишним лет, прошедших со дня написания работы, со всей очевидностью подтвердили справедливость ее основных тезисов. В архиве академика Ершова сохранились и письма, и иллюстрации, и многие другие материалы, что и дало возможность проследить историю создания этой знаменитой статьи. 27 октября 1980 А.П. Ершов получил письмо за подписью Президента ИФИП Пьера Бобилье с приглашением выступить с заглавным докладом, открывающим пленарное заседание 3-й Всемирной конференции ИФИП и ЮНЕСКО по применению ЭВМ в обучении: «Ваши взгляды на роль ЭВМ в обучении будут с признательностью восприняты аудиторией в более чем 1000 человек, которые приедут из 70 стран мира, как развитых, так и развивающихся». Сейчас трудно восстановить, как родилась у А.Ершова идея столь афористично назвать свою речь, но он настаивал именно на этом названии, хотя Б. Леврат, председатель Программного комитета конференции, предлагал другое, гораздо более традиционное: «Основополагающая роль компьютеров в образовании». Из переписки Андрея Петровича видно, что он был единственным представителем СССР на форуме. Это вызвало недоумение организаторов, поскольку не приехали докладчики, чьи работы были приняты и стояли в программе. Отметим в скобках, что, к сожалению, подобная ситуация была достаточно типична для того времени. Работы советских ученых принимались на различные конференции, но авторы не приезжали как из-за финансовых обстоятельств, так и по политическим мотивам. Тем более ответственной представлялась Андрею Петровичу его миссия на этой конференции. Во время подготовки к выступлению Ершов проводит некоторые изыскания и приходит к выводу, что иллюстративное оформление можно доверить художникам с опытом работы, например, в таком научно-популярном издании, как «Химия и жизнь». Он посылает свой текст главному художнику журнала В. Любарову, который посредничал Ершову в поисках иллюстратора. В сопроводительном письме Ершов так обрисовал проблему: «Аудитория будет довольно пестрая и не очень известная. Академическая элита, характерная для конференций по естественным наукам, будет в явном меньшинстве. Большая часть аудитории будет внушаемой, и доклад поэтому подготовлен в стиле наступательной проповеди. … Доклад должен быть заведомо респектабельный, без балаганства, но достаточно острый. Однако очень хотелось бы, чтобы риторика текста была бы скомпенсирована живостью иллюстративного материала, …не говоря уже о двух-трех порциях юмора для разрядки аудитории».
Работа над иллюстрациями была поручена художественному редактору журнала «Химия и жизнь» М. Златковскому. Он подготовил 32 цветных графических листа, которые в острой, ироничной, подчас парадоксальной форме иллюстрировали основные тезисы докладчика. Несомненно, стиль «умной графики», как впоследствии художник назвал свою манеру работы, существенно дополнял выступление академика Ершова и способствовал ее широкой международной известности.
В настоящее время М. Златковский, заслуженный художник России, работает главным художником ежедневной газеты «Новые Известия». Он вице-президент Европейского союза карикатуристов (FECO), Президент Союза карикатуристов России, лауреат множества международных премий. М. Златковский — обладатель высшей профессиональной премии Союза журналистов России «Золотое перо» и звания «Лучший художник в средствах массовой информации России». Он выразил свою готовность еще раз поучаствовать в совместной работе, теперь уже виртуально.
Н. Черемных, И. Крайнева
стр. 6 |