В оглавление

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРЕБЫВАЕТ
В ТОМИТЕЛЬНОМ ОЖИДАНИИ

Юрий Плотников,
«НВС»

Масштабная перестройка правительственного аппарата, предпринятая по инициативе Президента РФ, вносит весьма существенные изменения в структуру государственного управления наукой и высшей школой. Отныне им предстоит «дружить домами» на официальном уровне. 2 апреля в Ярославле состоялось организованное Российским союзом ректоров совещание с Министром новорожденного министерства науки и образования Андреем Фурсенко. Заседание проходило в узком кругу — кроме министра были только члены Совета, т.е. вице-президенты российского союза и председатели региональных советов ректоров. Новосибирск представлял ректор НГТУ профессор Анатолий Востриков. По возвращении он поделился своими впечатлениями с ректорской общественностью Новосибирской области.

Объявленной целью мероприятия значилось обсуждение проблем очередного этапа модернизации российской высшей школы. Подразумевавшейся — знакомство ректорского корпуса с новым руководителем образовательной отрасли. Председательствовавший на собрании ректор МГУ академик Виктор Садовничий четко обозначил свое отношение к реформаторским инициативам прежнего министерства. Крупнейший университет страны намерен до конца стоять против Единого государственного экзамена (ЕГЭ), государственных индивидуальных финансовых обязательств (ГИФО) и тому подобных нововведений. В этой борьбе всецело поддерживает своего московского коллегу ректор Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая. Ректоры из регионов пока держатся осторожно-выжидательно, предпочитая акцентировать внимание на повседневных задачах, таких, например, как необходимость скорейшего переоснащения современным лабораторным оборудованием учебных аудиторий.

Выступление А. Фурсенко трудно назвать программным, однако, можно сделать вывод, что он собирается ставить во главу угла законодательную деятельность, а также поддерживать инновационную активность. Личного отношения к проходящим в сфере образования экспериментам у нового министра, судя по всему, пока не сложилось.

Не завершено и формирование будущей структуры подчиненности. Обращает на себя внимание разделение прежнего единого министерства на пять отдельных юридических лиц — федеральных служб и агентств. Следовательно, число первых лиц, с которыми придется иметь дело российским вузам, возрастет на порядок.

Набирает обороты процесс кадровой ротации. Уже известно о назначении на должность заместителя министра перешедшего из Минэкономразвития А. Свинаренко, человека, компетентного в вопросах экономики образования. Прочие назначения А. Фурсенко намерен произвести до начала мая. Но уже твердо известно, что бывший министр образования не станет заместителем нынешнего. По кулуарным сведениям, Владимир Филиппов будет советником премьера М. Фрадкова по вопросам образования. Пока же он подписывает бумаги титулом «председателя ликвидационной комиссии министерства».

Новосибирск — один из крупнейших образовательных центров страны, поэтому реакция руководителей местных вузов на происходящие изменения может служить достаточно показательным срезом умонастроений ректорского корпуса в масштабах всей России. Так, большинство новосибирских ректоров спокойно относится к эксперименту с ЕГЭ. Напротив, идея ГИФО встречает единодушное неприятие как весьма сырая и непродуманная. Резкие споры вызывает предложение разделения высших учебных заведений на ведущие и не-ведущие. Фактически такое размежевание уже состоялось — в Московском и Санкт-Петербургском университетах уровень бюджетного финансирования на одного студента в год в семь (!) раз выше, чем в среднем по России. Вопрос стоит о количестве и персональном составе претендентов на место в славной когорте финансово одаренных. Как известно, методы, используемые в нашем Отечестве для перераспределения денежных потоков, весьма далеки от академических, и в этом — большая опасность.

Предмет особого беспокойства — дальнейшая принадлежность ведомственных учебных заведений. Формулировка президентского указа, согласно которой все ведомственные вузы до конца декабря должны слиться «с соответствующим агентством», оставляет простор для толкований. Какому агентству, например, «соответствует» Университет путей сообщения — Агентству железнодорожного транспорта или Агентству образования? Уход ведомственных вузов из недр родных министерств практически неотвратимо осложнит их положение. А что станет с учебно-производственной базой? Сельхозакадемии имеют свои опытные хозяйства, университеты водного транспорта — собственные учебные суда. Найдут ли они место в новой структуре? Пока вопросов больше, чем ответов. Новый министр не спешит развеивать сомнений. Ректоры беспокоятся. Тоскливое ожидание продолжается.

стр. 3