СИБИРСКИЙ ВЗГЛЯД НА ШЕНЬЯНСКИЙ ПОЛИТЕХШеньян — административный центр провинции Ляонин, самый большой город в Северо-Восточном регионе Китая, численность его населения около 7,5 млн человек. Это — промышленная база, развитию которой Правительство КНР уделяет большое внимание. Шеньян отличается индустриальной комплексностью и высокоуровневыми технологиями. Немалое значение в этом имеют богатые интеллектуальные ресурсы. В городе — 30 вузов, около 400 научно-исследовательских институтов. Валерия Макарова,
Что больше всего поражает российского журналиста в Китае, так это короткое расстояние от идеи до результата. Один из ярких примеров — развитие Шеньянского политехнического университета. Несколько лет назад это был маленький технологический институт, преобразованный из машиностроительного училища. Он готовил кадры для оборонной промышленности и действовал под эгидой соответствующего министерства. С 2000 г. институт перешел в подчинение к правительству провинции, новым ректором был назначен профессор Цзя Чуньдэ. Энергичный руководитель предложил следующий проект: продать занимаемые площади в центре города и построить за городом студенческий городок, современные учебные корпуса. Администрация Шеньяна пошла навстречу — на льготных условиях была выделена большая территория для создания нового университета. Осенью 2002 года начались строительные работы. В сентябре 2003 г. были открыты 12 корпусов университета.
«Фантастика!» — только это слово приходит в голову, когда знакомишься с ШПУ. Сейчас действуют 12 факультетов (каждый имеет отдельное здание), где обучаются около 16 тысяч студентов. Построено здание библиотеки (40 тыс. кв. м), где оборудовано 2400 мест для занятий, хранилище на 1,5 млн книг. Студенческий городок — это общежития, магазины, кинотеатр, стадион, спортивные площадки, бассейн, гостиница для приезжих преподавателей и аспирантов, конференц-центр с прекрасно оборудованными залами, небольшая типография. В проект входит еще одна задумка - искусственное озеро. Уже вырыт котлован, выкладывают «берега» и проектируют набережную. В общем, стройка еще не завершена, доделки, доводки еще продолжаются. При этом, представьте, ухоженная территория: цветут цветы, заботливо подвязаны от ветра саженцы декоративных деревьев, а свежие газончики укрывают пленкой, чтобы не попала строительная пыль. Снаружи корпуса украшают необычные подсветки, фонари, фонтанчики, раздвижные изгороди. Большая университетская территория стимулирует всех крутить педали: по улочкам студгородка едут стада велосипедистов — учащихся и преподавателей.
В учебных корпусах предусмотрены не только аудитории для лекций и семинаров, но и научно-исследовательские лаборатории. Есть международные. Уже действуют три зала для практических занятий, оснащенные российскими приборами: плазмогенератор, электронно-лучевая установка для обработки поверхности, электроискровой линейнорежущий станок, сканирующий микроскоп и т.д. Открыта совместная с Томским институтом сильноточной электроники СО РАН лаборатория пучков частиц высоких энергий. По словам ректора, устанавливаются контакты со многими институтами Сибирского отделения и по окончании стройки факультеты выделят помещения для совместных лабораторий. Уже есть такая договоренность с Институтом теоретической и прикладной механики СО РАН. Примечательно, что ШПУ демонстрирует планшеты на китайском языке, представляющие законченные разработки СО РАН. Здесь запланировано создание Центра технологического сотрудничества с «Сибирской академией» (так называет СО РАН ректор). Профессор Цзя Чуньдэ заметил, что «китайская наука активно стала развиваться лишь последние 20 лет. Этот этап можно определить как «впитывание, освоение, совершенствование». В КНР приняты планы развития исследований в области высоких технологий, научно-технического штурма, развития фундаментальных исследований. В настоящее время определены 12 ключевых тем (сверхкрупномасштабные интегральные схемы и программы, биоструктуры, электромобили, высокоскоростные поезда на магнитной подушке и др.).
Кроме того, правительство страны интенсивно поддерживает научные исследования по сельскому хозяйству. Усилены работы в областях, где Китай имеет относительное преимущество: китайская медицина, обработка электронной информации на китайском языке и др. Поставлена задача воспитания высококвалифицированных кадров, инженеров, способных решать сложные технические проблемы. Эту задачу должен решать и Шеньянский политех. С этой целью студенты после второго курса проходят практику на предприятиях. В ШПУ строится свой опытный цех. 37 разработок, выполненных в стенах политеха, уже внедрены в производство, экономический эффект достиг 32 млн юаней (4 млн долларов).
Задаю ректору вопрос: — Сколько лет учатся в университете? И сколько это стоит? — Конкурса нет, принимаем желающих, окончивших среднюю школу. Обучение платное, в год — около 500 долларов. Если студент отлично учится, то может выиграть грант, покрывающий плату за обучение. Как и в России, через 4 года студент получает диплом бакалавра, следующие 2-3 года (в зависимости от специальности) — учеба в магистратуре. — Как складывается ваше международное сотрудничество? — В последние 5 лет особенно интенсивно приглашаем преподавателей из-за рубежа, свои курсы лекций прочли около 300 профессоров из США, Канады, Великобритании, Японии, России, Австралии, Финляндии. Отправляем в аспирантуру и на стажировки наших ребят, ежегодно по 100 человек. К нам тоже едут, привлекает высокая оснащенность лабораторий, особенно оптикой. В этом году приняли 60 аспирантов из Южной Кореи. Наш университет заинтересован в развитии образовательных связей с Россией. Хотелось бы активнее обмениваться студентами, аспирантами. Мы с радостью приглашаем российских преподавателей поработать в ШПУ.
Уже 10 лет действуют соглашения с английским университетом г.Лутона и политехническим институтом провинции Южная Альберта (Канада), на основании которых наши студенты с третьего курса проходят там двухгодичное обучение. Мы обсуждаем вопрос об изучении русского языке в ШПУ и введении преподавания ряда предметов на русском языке. Надеемся на развитие сотрудничества с сибирскими вузами. Уже ведется диалог с Томским политехническим и Новосибирским университетами. У нас общие задачи воспитания высококвалифицированных специалистов. Если будет принята программа и наши ребята будут учиться в Сибири, это будет хороший задел на будущее. Вернувшись в Китай, они будут прекрасно говорить по-русски, помнить и чтить своих русских учителей, общаться с коллегами и друзьями в России. Так создается атмосфера понимания, из сотрудничества вырастает дружба. Фото автора. стр. 8 |