В оглавление

ИСПОРЧЕННЫЙ ПРАЗДНИК

Не часто нам, жителям Академгородка, приходится посещать Оперный театр — все-таки 30 км. Но всегда поход в Большой театр Сибири — это праздник. И это не просто слова, ведь Оперный — один из лучших театров страны с прекрасным творческим коллективом.

И вот, наконец, свершилось — мы идем на премьеру оперы Верди «Аида». Всегда, сталкиваясь с прекрасным, перемещаешься во времени и пространстве в тот мир, где происходит действие спектакля.

И вот ЭТО началось. Представьте себе, исполнение нашим великолепным симфоническим оркестром (при его выступлении в Академгородке зал всегда полон) под руководством выдающегося дирижера маэстро А. Каца классических произведений Бетховена или Чайковского в стиле рока. Известно, что в смутные времена, хорошо описанные Ильфом и Петровым в «Двенадцати стульях», представлены попытки современных авторов «модернизировать» классику — в спектакле в театре Колумба «Женитьба» Н. В. Гоголя Агафья Тихоновна в трико телесного цвета и мужском котелке, балансируя зеленым зонтиком с надписью «Я хочу Подколесина» шла по проволоке над залом. Нечто подобное происходило и на премьере «Аиды» на сцене Большого театра Сибири, где выдающиеся оперные актеры вынуждены появляться на сцене в непотребном виде в нелепых сценах.

Все-таки в классическом искусстве, к которому, несомненно, относится и оперное, в произведениях отражается своя эпоха с характерным для нее стилем поведения, бытом и т.д.

И когда изумленные зрители видят героев прежней эпохи в камуфляжной форме с «калашами» в руках, на сцену въезжают, чуть ли не на БТР, служанки прилюдно раздеваются до бюстгальтеров, снимая колготки, возвратившийся герой войны в течение 15 минут кувыркается на полу (извините за выражение, других слов подобрать не удалось) со своей возлюбленной, изображая непонятно что, возникает ощущение чего-то нереального, близкого к сумасшествию.

На сцене все время почему-то идет дым, вызывая позывы к кашлю на первых рядах партера — у соседней женщины начался приступ астмы, трудно представить каково актерам.

Апофеоз в конце одного из действий — стрельба очередями из «калашей» и взрыв.

Становится искренне жаль великолепный актерский коллектив и оркестр — к ним никаких претензий нет, и вообще спектакль лучше слушать с закрытыми глазами, что некоторые зрители и делали, чтобы не видеть всего этого ужаса.

После завершения спектакля кроме недоумения и возмущения на лицах большинства зрителей ничего не было. К сожалению, у многих зрителей, побывавших на премьерах «Кармен» и «Богемы» также очень отрицательные отзывы, т.е. это уже не первый случай разрушения величайших достижений культуры, реализуемых под руководством нового директора театра. Хотелось бы пожелать новоявленным реформаторам от искусства использовать в своих новациях любой из современных телесериалов, найти композитора, способного положить все это на музыку и упражняться в меру своих творческих сил, не трогая великих произведений классики и «Больших» театров.

Высокое искусство должно пробуждать и развивать в обществе высокую мораль, а не скатываться на уровень, потакающий низкопробным чувствам и разрушающий основы классической культуры. Очень больно видеть, как один из ведущих театров страны теряет свои позиции.

При сложившемся положении вещей у многих едва ли возникнет желание вообще посещать Оперный, особенно идти на «модернизированные» премьеры.

А. Бурдуков, Г. Юсупов, В. Саломатов —
доктора технических наук,
В. Зуйков, к.т.н.,
научные сотрудники СО РАН.

стр. 11