ПРОТОПАЕМ ПО ПЯТИЛЕТКАМ ЛЕТ ОСТАТОКВ Новосибирске состоялось расширенное городское собрание по вопросу реализации научно-промышленной и инвестиционной политики. Юрий Плотников, Незаметно возвращается понятийный аппарат прежних лет. Нынешнее заседание не называлось партийно-хозяйственным активом, хотя являлось его аналогом по форме и содержанию. Но термин «пятилетка» звучал в выступлениях многих ораторов. Пятилетние планы, хотя и не были выполнены ни разу в нашей новейшей истории, все же давали конкретные ориентиры на ближайшие годы. В этом смысле возрождение среднесрочного планирования есть момент безусловно положительный. Главное чтобы фразеология не влекла за собой идеологию. Собрание, приуроченное к пятилетней годовщине образованного в 1999 году Департамента промышленности, науки и технологий мэрии Новосибирска открыл директор департамента вице-мэр Александр Нестеров. В своем выступлении он подвел итоги работы промышленности города за 1999-2003 годы и обрисовал перспективы на период до 2008 года. На протяжении последних пяти лет в новосибирской индустрии наблюдался непрерывный подъем. Объем промышленного призводства в городе увеличился на 31,2% к уровню 1998 года. Прошлый год оказался особенно удачным прирост составил 8,3%, превысив среднероссийский уровень на 1,3 процентных пункта. Улучшилось финансовое положение предприятий: по итогам 2003 года сумма прибыли в промышленности составила 3,2 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в 2002 году. Сократилась доля убыточных предприятий (с 40% в 1998 году до примерно трети к концу 2003 года). Темп роста призводительности труда перекрыл рост заработной платы и составил в 2003 году 144,8% к предыдущему году. Позитивные сдвиги в производственной сфере позволили предприятиям более активно заниматься вопросами создания новых рабочих мест, технического перевооружения и модернизации производства. В то же время, сохраняются тенденции, отрицательно влияющие на эффективность работы промышленности. Степень физического и морального износа основных фондов остается по-прежнему высокой. Нет смысла вкладывать средства в поддержание устаревшей техники и технологии, поэтому реконструкция производственного аппарата промышленности является необходимым условием повышения конкурентоспособности каждого предприятия в отдельности и всей экономики в целом. Однако, в результате деградации отраслевой науки фактически исчезло важнейшее звено инновационного процесса. На большинстве предприятий ослаблены конструкторско-технологические подразделения, службы подготовки производства и управления качеством. Доводить научные разработки до промышленного применения стало практически некому. Необходимо искать способы решения этой проблемы. Наиболее перспективный вариант использование прикладного потенциала академической и вузовской науки. В этой связи А. Нестеров напомнил о существовавшем в недалеком прошлом богатейшем опыте сотрудничества науки с промышленными предприятиями: комплексных бригадах по НИР и ОКР, межведомственных советах, выносных научно-технических лабораториях и т.д. Этот опыт не утратил своего значения и может быть востребован сегодня. Удачным примером его реализации может быть названа программа по выпуску машин и оборудования для городского хозяйства, сформированная на базе Института горного дела СО РАН. Комплексное решение вопросов взаимодействия инновационной и производственной сферы заложено в программе территории научно-технического развития «Технополис Новосибирск», в которую должны внести свою долю ответственности все органы власти: федеральные, региональные и муниципальные. Задача на ближайшую пятилетку позиционировать Новосибирск в качестве крупной международной площадки инновационной деятельности. Соглашаясь в целом с оптимистической оценкой прошедшего пятилетия, выступившие в прениях докладчики обратили внимание и на некоторые настораживающие тенденции. Депутат горсовета Юрий Мигулев отметил, что дореформенного уровня производства город еще не достиг. Для этого нужен ежегодный прирост в 15-20% против сегодняшних 8 %, что тоже считается успехом. Необходим качественный прорыв к наукоемким технологиям. Надежным инструментом для этого должен стать «План стратегического устойчивого развития Новосибирска до 2020 года», разработанный органами власти совместно с институтами трех Академий и вузами города. Дело чести городского Совета и администрации как можно быстрее начать претворять его в жизнь. Иначе нас могут обойти весьма амбициозные соседи. По данным председателя Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП) Юрия Бернадского, доля собственных средств предприятий в реальных инвестициях достигла в 2003 году 83%. Это означает, что никто особенно не торопится вкладывать капиталы в новосибирскую промышленность. Причин этому много: высокий, до 70%, износ основных фондов, неэффективное использование производственных мощностей (степень загрузки большинства предприятий на уровне 20-30%), опережающий рост тарифов на услуги естественных монополий и цен на продукцию сырьевых отраслей. Например, всплеск цен на металл в 3 раза с начала этого года не остановился до сих пор, но уже повлек за собой цепную реакцию удорожания вплоть до комплектующих для радиотехнической и электронной промышленности. Это проблема не местного уровня. Еще одна причина отсутствия инвестиционного бума ухудшение финансового положения предприятий, прошедших реструктуризацию задолженности перед бюджетом. Дополнительная нагрузка за долги прошлых лет, зачастую возникшие не по своей вине, не позволяют предприятиям сохранять конкурентоспособность продукции и обеспечивать полноценный социальный пакет для своих работников. Без деятельного участия органов власти решить эту проблему невозможно. Реальным решением могла бы стать система преференций для местных предприятий, выполняющих муниципальный заказ. С предложением создать научно-инвестиционный паспорт города, который аккумулировал бы проекты, готовые к внедрению, выступил ректор НГТУ Анатолий Востриков. Эту идею полностью разделяет вице-губернатор Василий Юрченко, руководитель областного Департамента по развитию промышленности и предпринимательства. По его мнению, возможности экстенсивного развития будут исчерпаны в ближайшие год-два. Поэтому база инновационных разработок, доведенных до разных стадий: промышленного производства, опытных образцов или НИОКР, всегда должна быть в распоряжении предприятий. Городской и областной департаменты промышленности намерены объединить усилия для ее создания. В то же время, загружать только старые мощности было бы не совсем правильно. Необходимо создавать максимально льготные условия для появления новых отраслей, которые сегодня не представлены в промышленном секторе города и области. Некоторые из таких проектов охарактеризовал в своем выступлении директор Института теплофизики СО РАН чл.-корр. РАН Сергей Алексеенко. Формирование национальной инновационной системы определено одной из приоритетных задач политики Российской федерации в области науки. По мнению ученого, фундаментальная наука должна играть в этом процессе центральную роль. СО РАН является признанным лидером по многим направлениям инновационной деятельности. Примечательный факт: в Сибирском отделении патентов больше, чем во всей остальной Академии наук. Объединив свой огромный научный и промышленный потенциал, Новосибирск может стать полигоном для всех инновационных новшеств. Участники расширенного городского собрания постановили считать главной целью научно-промышленной и инвестиционной политики создание условий для высокопрофессиональной занятости горожан и роста их благосостояния. Предполагается достичь к 2008 году увеличения объемов промышленной продукции до 160-180 млрд, а средней заработной платы до 17-20 тыс. рублей. Как сказал в заключительном слове Александр Нестеров, «у нас нет оснований сомневаться, что планы, намеченные на следующее пятилетие не будут выполнены. Это взвешенные, просчитанные, достаточно осторожные цифры. Они по силам сложившемуся партнерству бизнеса, власти и науки. Это наше главное преимущество, которое мы сами создали в течение прошедшей пятилетки, и которое мы будем бережно хранить и развивать». стр. 9 |