В оглавление

ДРЕВНИЕ ХИМЕРЫ ЮЖНОЙ СИБИРИ

В течение нескольких лет археологами ведутся работы по программе гранта «Культура населения скифского времени нижней Катуни», поддержанного Президиумом СО РАН. В этом сезоне в одном из захоронений в окрестностях села Манжерок обнаружена уникальная находка из листового золота с рельефом фантастического рогатого хищника.

А. Бородовский,
к.и.н., ИАЭТ СО РАН

В мифологии, эпосе и искусстве многих народов мира широко известен фантастический персонаж — химера. У древних греков это чудовище имело голову и шею льва, туловище козла и хвост дракона. Судя по археологическим находкам на территории южной Сибири во второй половине I тыс. до нашей эры также была известна своя «версия» химеры.

Иллюстрация
Идут раскопки на кургане Чултуков Лог-1.

В этом полевом сезоне Центрально-алтайским археологическим отрядом Института археологии и этнографии СО РАН (под руководством автора) продолжались исследования на курганной группе Чултуков Лог-1 в северных окрестностях села Манжерок (Майминский район Республики Алтай). Традиционно в экспедиции принимают участие студенты исторического факультета Новосибирского государственного педагогического университета и школьники историко-археологического объединения «Икар» Дома детского творчества им. В. Дубинина г. Новосибирска.

Нам удалось раскопать семейную курганную группу, представляющую собой цепочку из шести курганов, размещенных в шахматном порядке. Курганные насыпи расположены по линии запад-восток, поперек долины реки Катунь недалеко от скального склона. В цепочку входили два детских кургана и четыре кургана взрослых людей, один из которых был кенотафом, а в другом находилось вторичное парное захоронение. За пределами курганов с южной стороны расположены ритуальные каменные выкладки. Все погребения были оставлены населением пазырыкской культуры, проживавшим на северном Алтае с V-III вв. до н.э.

Во время раскопок в могилах обнаружены интересные находки сопроводительного инвентаря — бронзовые и железные кинжалы, ножи, чеканы, зеркала, керамические сосуды с резным орнаментом. Среди украшений встречены оловянные и серебряные серьги, стеклянные и сердоликовые бусы, парные железные гвоздевидные заколки для женских причесок. (Материал об этих находках «Скифские модницы с нижней Катуни» опубликован в «НВС» в № 34-35, 2003).

Иллюстрация
Золотая пластина с изображением фантастического хищника.

В одном из женских захоронений в этом сезоне обнаружена изогнутая пластина из листового золота размером 3,5×4 см (толщиной до 0,3 мм), на которой техникой тиснения по металлу выполнен рельеф с изображением фантастического рогатого хищника. Золотая пластина крепилась при помощи отверстий для пришивания. Большинство из них было проколото с внешней стороны, одно с внутренней. Контур изображения на золотой пластине был прорезан ножом. Этот образ выполнен с соблюдением основных принципов линейной перспективы и трехмерности пространства.

У фантастического животного изображены четыре когтистых лапы и два ветвистых маральих рога. Два надглазничных отростка рога сильно выступают вперед. Остальные отростки имеют «S»-видное очертание. Этот признак сближает данное изображение хищника с оленными бляшками тагарской культуры и скифской торевтикой. Изображение «объемных» рогов на золотой пластине из Чултукова Лога-1 имеет аналогии в находках Филипповских курганов (южное Приуралье). У этих животных туловище выполнено в одной плоскости, а ветвистые рога в другой. Симметричное изображение рогов известно среди резных деревянных изделий из Берельского некрополя в Казахском Алтае.

Образ рогатого хищника, голова которого увенчана маральими рогами, широко распространен на юге Западной Сибири начиная с середины I тыс. до н. э. Наиболее близкую аналогию изображению из Чултукова Лога-1 можно найти в материалах курганной группы Кызыл-Джар. На золотой бляшке из этого погребального комплекса изображение рогатого фантастического хищника выполнено менее тщательно, чем на предмете из Чултукова Лога-1. Очевидно, что для двух этих вещей существовала одна матрица, степень проработки которой серийных предметов могла быть различной. Золотая пластина из Чултукова Лога-1 с изображением фантастического рогатого хищника входила в состав головного украшения, где присутствовали еще бусы бордового и голубого цвета и две железных гвоздевидных заколки. Принадлежность этого украшения к головному убору, видимо, была традиционной, поскольку и в кургане-1 Кызыл-Джара-V золотая пластина с отверстиями для пришивания, декорированная изображением рогатого фантастического хищника, также была найдена с железной булавкой.

В металлопластике Верхней Оби (Притомье, Новый Шарап-1, Новоалтайск), гравировках Тувы (Саглы-Бажи-VI), кожаных аппликациях Горного Алтая (Пазырык) скифского времени образ фантастического рогатого хищника во второй половине I тыс. н.э. распространен достаточно широко. Он был не менее популярен, чем грифон, ставший еще в античности своеобразной «визитной карточкой» азиатского мира скифской эпохи.

В древнегреческой мифологии химера являлась чудовищем, опустошавшим все вокруг. Позднее, в готическом искусстве эпохи позднего средневековья (скульптуры основания башен собора Парижской богоматери) химеры олицетворяли пороки силы и зла.

Для скифского времени вполне обосновано связывать изображение химер — рогатых хищников, как схематическое воспроизведение сцен терзания. Именно эта композиция, когда хищник (волк, тигр, барс, грифон) нападает на копытное животное (олень, лось, конь) является одной из наиболее распространенных в скифо-сибирском стиле. Однако общий смысл сцены терзания был далек от охоты одного животного на другое. В индоиранской мифологии эта схватка олицетворяла борьбу сил добра и зла, мрака и света, в итоге которой наступала стабильность и обновление мироздания. Использование изображения химеры в украшениях женского головного убора или прически так же не случайно, поскольку женские волосы и головные уборы имели сложную символику и были связаны с ритуалами, охраняющими жизнь и обеспечивающими благополучие древних родовых коллективов. На севере (Чултуков Лог-1) и юге (Кызыл-Джар-V) горного Алтая замужние женщины времен пазырыкской культуры явно неспроста носили одинаковые головные украшения. Такие особенности были связаны с общим происхождением, родственными связями, и, возможно, общей этнической принадлежностью различных групп населения горного Алтая скифского времени.

Фото автора.

стр. 11