ДРЕВНИЕ ХИМЕРЫ ЮЖНОЙ СИБИРИВ течение нескольких лет археологами ведутся работы по программе гранта «Культура населения скифского времени нижней Катуни», поддержанного Президиумом СО РАН. В этом сезоне в одном из захоронений в окрестностях села Манжерок обнаружена уникальная находка из листового золота с рельефом фантастического рогатого хищника. А. Бородовский, В мифологии, эпосе и искусстве многих народов мира широко известен фантастический персонаж химера. У древних греков это чудовище имело голову и шею льва, туловище козла и хвост дракона. Судя по археологическим находкам на территории южной Сибири во второй половине I тыс. до нашей эры также была известна своя «версия» химеры.
В этом полевом сезоне Центрально-алтайским археологическим отрядом Института археологии и этнографии СО РАН (под руководством автора) продолжались исследования на курганной группе Чултуков Лог-1 в северных окрестностях села Манжерок (Майминский район Республики Алтай). Традиционно в экспедиции принимают участие студенты исторического факультета Новосибирского государственного педагогического университета и школьники историко-археологического объединения «Икар» Дома детского творчества им. В. Дубинина г. Новосибирска. Нам удалось раскопать семейную курганную группу, представляющую собой цепочку из шести курганов, размещенных в шахматном порядке. Курганные насыпи расположены по линии запад-восток, поперек долины реки Катунь недалеко от скального склона. В цепочку входили два детских кургана и четыре кургана взрослых людей, один из которых был кенотафом, а в другом находилось вторичное парное захоронение. За пределами курганов с южной стороны расположены ритуальные каменные выкладки. Все погребения были оставлены населением пазырыкской культуры, проживавшим на северном Алтае с V-III вв. до н.э. Во время раскопок в могилах обнаружены интересные находки сопроводительного инвентаря бронзовые и железные кинжалы, ножи, чеканы, зеркала, керамические сосуды с резным орнаментом. Среди украшений встречены оловянные и серебряные серьги, стеклянные и сердоликовые бусы, парные железные гвоздевидные заколки для женских причесок. (Материал об этих находках «Скифские модницы с нижней Катуни» опубликован в «НВС» в № 34-35, 2003).
В одном из женских захоронений в этом сезоне обнаружена изогнутая пластина из листового золота размером 3,5×4 см (толщиной до 0,3 мм), на которой техникой тиснения по металлу выполнен рельеф с изображением фантастического рогатого хищника. Золотая пластина крепилась при помощи отверстий для пришивания. Большинство из них было проколото с внешней стороны, одно с внутренней. Контур изображения на золотой пластине был прорезан ножом. Этот образ выполнен с соблюдением основных принципов линейной перспективы и трехмерности пространства. У фантастического животного изображены четыре когтистых лапы и два ветвистых маральих рога. Два надглазничных отростка рога сильно выступают вперед. Остальные отростки имеют «S»-видное очертание. Этот признак сближает данное изображение хищника с оленными бляшками тагарской культуры и скифской торевтикой. Изображение «объемных» рогов на золотой пластине из Чултукова Лога-1 имеет аналогии в находках Филипповских курганов (южное Приуралье). У этих животных туловище выполнено в одной плоскости, а ветвистые рога в другой. Симметричное изображение рогов известно среди резных деревянных изделий из Берельского некрополя в Казахском Алтае. Образ рогатого хищника, голова которого увенчана маральими рогами, широко распространен на юге Западной Сибири начиная с середины I тыс. до н. э. Наиболее близкую аналогию изображению из Чултукова Лога-1 можно найти в материалах курганной группы Кызыл-Джар. На золотой бляшке из этого погребального комплекса изображение рогатого фантастического хищника выполнено менее тщательно, чем на предмете из Чултукова Лога-1. Очевидно, что для двух этих вещей существовала одна матрица, степень проработки которой серийных предметов могла быть различной. Золотая пластина из Чултукова Лога-1 с изображением фантастического рогатого хищника входила в состав головного украшения, где присутствовали еще бусы бордового и голубого цвета и две железных гвоздевидных заколки. Принадлежность этого украшения к головному убору, видимо, была традиционной, поскольку и в кургане-1 Кызыл-Джара-V золотая пластина с отверстиями для пришивания, декорированная изображением рогатого фантастического хищника, также была найдена с железной булавкой. В металлопластике Верхней Оби (Притомье, Новый Шарап-1, Новоалтайск), гравировках Тувы (Саглы-Бажи-VI), кожаных аппликациях Горного Алтая (Пазырык) скифского времени образ фантастического рогатого хищника во второй половине I тыс. н.э. распространен достаточно широко. Он был не менее популярен, чем грифон, ставший еще в античности своеобразной «визитной карточкой» азиатского мира скифской эпохи. В древнегреческой мифологии химера являлась чудовищем, опустошавшим все вокруг. Позднее, в готическом искусстве эпохи позднего средневековья (скульптуры основания башен собора Парижской богоматери) химеры олицетворяли пороки силы и зла. Для скифского времени вполне обосновано связывать изображение химер рогатых хищников, как схематическое воспроизведение сцен терзания. Именно эта композиция, когда хищник (волк, тигр, барс, грифон) нападает на копытное животное (олень, лось, конь) является одной из наиболее распространенных в скифо-сибирском стиле. Однако общий смысл сцены терзания был далек от охоты одного животного на другое. В индоиранской мифологии эта схватка олицетворяла борьбу сил добра и зла, мрака и света, в итоге которой наступала стабильность и обновление мироздания. Использование изображения химеры в украшениях женского головного убора или прически так же не случайно, поскольку женские волосы и головные уборы имели сложную символику и были связаны с ритуалами, охраняющими жизнь и обеспечивающими благополучие древних родовых коллективов. На севере (Чултуков Лог-1) и юге (Кызыл-Джар-V) горного Алтая замужние женщины времен пазырыкской культуры явно неспроста носили одинаковые головные украшения. Такие особенности были связаны с общим происхождением, родственными связями, и, возможно, общей этнической принадлежностью различных групп населения горного Алтая скифского времени. Фото автора. стр. 11 |