ОБРАЗОВАНИЕ: ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН31 мая этого года появился проект Федерального закона о внесении поправок в несколько десятков законодательных актов РФ, касающихся социальной сферы, в том числе — по реформированию науки и высшей школы. О предложениях относительно науки говорилось в предыдущем обзоре (НВС № 31). В этом обзоре — о некоторых предлагаемых изменениях в сфере высшего образования. Наталья Притвиц Поправки к поправкам
Новый законопроект мало сказать взволновал — возмутил научное и вузовское сообщество. Достаточно назвать заголовки статей по этой теме: «Образовательная политика не должна сломаться на переломе» (И 5.06), «Погром в законе» (СР 26.06, Пр 29-30.06), «Бомба пролонгированного действия» (П 2.07), «Ректоры возмущены решением Госдумы» (НГ 14.07) — этот список можно продолжать долго. Перечислять все поправки — дело безнадежное, это, по свидетельству знакомившихся с ним, документ на нескольких десятках страниц. Вот некоторые из откликов. Ж. Алферов, лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН, депутат Госдумы: «В новых поправках фактически исчезает право на бесплатное высшее образование. Никто не против разумных перемен, но эти поправки опасны и губительны не только для образования и науки, но и для страны в целом. Ведь их реализация снизит интеллектуальный уровень страны». В. Козлов, вице-президент РАН: «При обсуждении таких серьезных проблем нужно обращаться к профессионалам, выслушать их мнение. А у нас получается так, что, например, Российский союз ректоров узнает обо всем постфактум. Поправки предлагаются без всякого обсуждения, без какой-либо экспертизы со стороны академического и университетского сообщества». И. Мельников, член профильного комитета Госдумы: «Правительство предлагает Думе пакет „изменений и дополнений“, с помощью которого государство отказывается от всех своих обязательств в области образования… Ликвидируются и все налоговые льготы, которые были у образования на протяжении многих лет… Полностью лишаются права на бесплатный проезд иногородние студенты очной формы обучения и аспиранты государственных и муниципальных вузов. Таким образом, правительство уверенно предлагает студентам и аспирантам платить самим или выбирать себе вуз только по месту жительства». Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ О. Смолин: «Столь антинародного законопроекта не было еще за всю историю пяти российских парламентов» (НоГ 28.06, НГ 14.07). В первом чтении законопроект был принят Думой в спешном порядке, но дружное сопротивление общественности не осталось незамеченным. Правительство пошло на то, чтобы при подготовке ко второму чтению из законопроекта были исключены самые одиозные предложения. Добиться этого удалось и с учетом обсуждений и заключений комитета Госдумы по образованию и науке (П 2.07), и прежде всего, под давлением сообщества ректоров. Именно они настояли на встрече с премьером М. Фрадковым. О том, чего удалось добиться, а чего нет — в статье «Разбудим спящие законы» (П 13.07) и в интервью с В. Филипповым (П 13.07). Рассмотрение проекта во втором чтении состоится в сентябре.
Выбор профессии и потребности обществаВ ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент России В. Путин, в частности, отметил: «Условия глобальной конкуренции требуют от нас практической направленности образования. <...>. Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности». По словам руководителя Федерального агентства по образованию Г. Балыхина, «агентство как раз и занимается тем, что пытается найти баланс: спрогнозировать, какие специалисты понадобятся в ближайшие годы. Такой прогноз мы даем с участием субъектов РФ, федеральных министерств и ведомств. Контрольные цифры приема в вузы мы превратили в государственное задание, которое размещаем в вузах на конкурсной основе второй год подряд» (РГ 21.07). По данным комитета Госдумы по образованию и науке, в настоящее время государство больше всего нуждается в специалистах в сфере медицины, образования и оборонно-промышленного комплекса (И 31.07). По мнению главы думского комитета Н. Булаева, в России сохраняется разрыв между рынком подготовки специалистов и рынком труда. «Поэтому работодатели должны активно участвовать в формировании госзаказа». Один из руководителей всероссийской общественной организации среднего бизнеса «Деловая Россия» Н. Брусникин считает: «Нынешняя система образования не имеет сколько-нибудь выраженных форм взаимодействия между потребностями работодателей и мотивами для образовательных учреждений. И если сегодня стоимость обучения на такие специальности, как юрист, экономист, дизайнер верхней одежды, высокая и есть большой поток желающих по ним обучаться, то нынешние образовательные учреждения ориентированы на этот спрос, а не на реальные потребности» (И 31.07). Пока что, по данным социологов «Левада-центра», почти каждый четвертый россиянин хотел бы видеть своего сына, дочь, внука — юристом, экономистом, финансистом, почти каждый пятый — программистом, специалистом в области высоких технологий. Каждый шестой — врачом. Каждый седьмой — предпринимателем, бизнесменом. По утверждению главы федерального Агентства по образованию Г. Балыхина, в последние два года стабильно растет конкурс на технические и инженерные специальности (сейчас по России 3-4 человека на место), а на гуманитарные направления конкурс несколько снизился (РГ 15.07). По данным опроса абитуриентов, проводимого информационно-издательской фирмой Begin Group, предпочтения сегодняшних выпускников распределены так: экономика, менеджмент, технические специальности (И 29.05). В Новосибирском педуниверситете, например, наиболее популярны были нынче реклама и дизайн, в СГУПСе — «управление персоналом», в НГТУ — факультет бизнеса, в НГУ — отделение журналистики (ВН 17.07). Пока в образовании не заработало в полную силу взаимодействие государства и бизнеса, последний времени не теряет. В 2002 г. компания ЮКОС организовала при своем Центре исследований и разработок специальный магистерский курс в области нефтедобычи и нефтепереработки. Недавно состоялся первый выпуск. Одновременно представители 12 лучших вузов России и Запада подписали меморандум о создании некоммерческой организации — Международного фонда «Нефтегазовое образование» для подготовки высококвалифицированных научных кадров в области нефтехимии и нефтепереработки для компании (НГ 6.07, Тр 7.07, НоГ 8.07, АиФ № 27.
Рейтинги и «урезание» вузовМинистерство образования и науки РФ обнародовало новый рейтинг вузов (РГ 18.06). Теперь он составляется отдельно по 9 группам: университеты, технические, педагогические, экономические, сельскохозяйственные вузы и т.д. В КП 1.07 приведен список вузов (первые 10-15 по каждой группе) по рейтингу министерства. Первая строчка везде — исключительно столичная: московская и санкт-петербургская. Из сибирских вузов в «авангард» попали в каждой группе по 1-2 вуза, томские фигурируют там три раза, новосибирские — два раза. Удивительно, но НГУ не попал в передовую группу университетов. Рейтингование — дело хитрое, все зависит от набора оцениваемых сведений. С точки зрения Министерства образования и науки, статус вуза определяется прежде всего количеством, а главное — качеством профессорско-преподавательских кадров. Важен также их возраст: учитывается количество докторов наук моложе пятидесяти и кандидатов — моложе тридцати лет. Учитывается, выпускает ли вуз собственную учебную, научную и методическую литературу, каков объем библиотек, обеспеченность общежитиями и т.д. Как замечает РГ (18.06), «в официальном рейтинге нет новых показателей, которые уже применяют передовые вузы (ТПУ и НГУ). Это «экспорт образовательных услуг» и «индекс международного признания». Ректор НГУ Н. Диканский объясняет невысокий рейтинг университета его уникальностью — он абсолютно не подходит под стандартные методы подсчета рейтингов. Если учитывать в научной обеспеченности НГУ весь материальный и кадровый потенциал СО РАН, которым он пользуется, то эта обеспеченность в расчете на одного студента будет в 30 раз больше, чем в МГУ! (МК 14-21.07). Собственный рейтинг вузов составил фонд Потанина — в нем в качестве критериев оценки вузов были взяты интеллектуальный и личностный потенциал студентов и профессиональный уровень молодых преподавателей. Высшие позиции в этом рейтинге заняли университеты «из глубинки»: Воронежский, Южно-Уральский, Дальневосточный и Томский, за ними — МГИМО (И 10.07). В июне КП подняла волну паники: «Университеты начинают резать» (10.07), «Черный список вузов» (15.07). Действительно, на заседании правления Российского союза ректоров министр образования и науки РФ А. Фурсенко заявил, что осенью пройдут жесткие проверки вузов и их филиалов по всей России. Объяснение этому простое: сейчас зарегистрировано около тысячи государственных и негосударственных вузов и около двух тысяч их филиалов (в советские времена вузов было в пять раз меньше). Появилось слишком много слабых филиалов, не обеспеченных кадрами. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предъявила претензии ряду вузов. В «черный список» попали 18 высших учебных заведений. Отказали, например, в аттестации филиалам Тюменского государственного нефтегазового университета в Сургуте, Нефтеюганске, Нижневартовске, Новом Уренгое. Замечания получили отдельные вузы по отдельным специальностям. Однако служба по надзору заверила, что если вузы устранят имеющиеся недостатки, то смогут продолжить работу. Мнение министра А. Фурсенко: «Никаких „черных списков“ вузов нет. Есть отработанная процедура комплексной проверки вузов, и я за то, чтобы эта система работала. Сокращение количества вузов в России возможно, но это не инструмент, а следствие сложившейся ситуации. Я большой противник резких движений, но мы должны добиваться повышения качества образования. Работодатель должен быть уверен, что за дипломом стоят знания, а студент — что ему эти знания в вузе дадут» (РГ 13.07, 19.08; КП 15.07). Очередная плановая проверка намечена на сентябрь. Пресса продолжает волноваться: «Тысячи российских студентов могут оказаться на улице» (Т 18.08).
Отраслевых вузов не будетВ конце июля правительственная комиссия по административной реформе решила передать вузы, находящиеся в ведении 9 отраслевых министерств — Минтранса, Минздрава, Минсвязи, Минсельхоза и т.д., — в ведение федерального Агентства по образованию. Руководитель Федерального агентства по образованию Г. Балыхин, отвечая на вопросы читателей РГ (21.07), сообщил, что агентству будут переданы также образовательные учреждения Росгидромета, Госкомстата, Минэконоразвития. О медицинских вузах — «считает это несвоевременным». Члены рабочей группы собираются выйти с таким предложением: разрешить отраслевым министерствам иметь собственные инвестиционные вузовские программы. Тогда, во-первых, они смогут по-прежнему помогать институту или университету готовить специалистов, в которых нуждается отрасль, причем в нужном количестве. Во-вторых, само министерство сможет выбирать вуз, который хочет поддержать (И 29.07). Что касается статуса НГУ, то по последним данным (НВС № 30) СО РАН и НГУ готовят проект постановления правительства РФ о вхождении НГУ в состав СО РАН.
Образование и армияОсенью в Госдуму будет внесен законопроект, предусматривающий значительное сокращение отсрочек от военной службы по призыву. Причины: предстоящая «демографическая яма» и поставленная Президентом РФ В. Путиным задача — чтобы срочная служба составляла с 2008 г. один год. Действующие сегодня 24 вида отсрочек от призыва делятся на 4 группы. Первая, на которую приходится 60% всех отсрочек, включает проходящих обучение в вузе и в аспирантуре. По социальной группе не призывали в армию при наличии малых детей, старых, больных родителей и беременности жены. По профессиональной группе отсрочек освобождение от призыва получают сотрудники милиции, сельские учителя и люди, работающие в системе ГУИНа в местах лишения свободы. Около 30% от числа тех, кому полагается отсрочка от службы, приходится на больных. Сегодня со всеми действующими отсрочками из общего числа граждан, которых можно призвать, реально под ружье удается поставить не более 10%. Есть некоторые идеи. Так, Новосибирский областной военный комиссар генерал-майор Г. Нехаев предложил обязать тех, кто не хочет служить, платить за это деньги государству, так уже делают в Киргизии, Узбекистане, Армении, а также в Турции (РГ 09.06). Контрпредложение — чтобы заставить служить и детей богатых родителей, есть идея сделать невозможным получение высшего образования в государственных (иными словами, наиболее авторитетных) вузах без обязательной годовой службы в вооруженных силах (НГ 13.07).
Криминальные услугиС июля, когда в вузах начались вступительные экзамены, газеты заботливо сообщают гражданам о стоимости криминальных образовательных услуг. Корреспондент КП по заданию редакции изучил, сколько стоит купить (с рук, в переходах метро) хороший школьный аттестат. Оказалось: чистый бланк — 500 рублей, компьютерная копия с оценками — 150 долларов, а оригинал (в престижный вуз) — 350. В приемных комиссиях подделок не замечают — проблема в том, что сейчас абитуриентам можно поступать в несколько вузов одновременно, в комиссию сдают копии («Полчаса — и ты отличник», КП 15.07). «Известия» 1 июля проинформировали: «В этом году взятки в престижные вузы выросли на 15-20 процентов». Взяточники в вузах разработали и единые расценки на поступление. В престижных вузах с ограниченным приемом на платное отделение — цена взятки на бесплатное отделение составляет стоимость платного обучения за все пять лет. Например, если обучение на платном отделении стоит 5000 долларов, то сумма взятки составит около 25 тысяч, причем евро. Прискорбно, но среди названий вузов и имен взяточников прозвучало имя ректора Кемеровского госуниверситета чл-корр. РАН Ю. Захарова — против него возбуждено уголовное дело (РГ 18.08). Взятка — дело подсудное (для обеих сторон). По сообщению зам. начальника управления следственного комитета МВД РФ С. Манахова, «в 2003 году зарегистрировано 8456 фактов подкупа преподавателей, к уголовной ответственности привлечено всего 858 преподавателей. Большинство ушли от наказания. Есть 575-я статья Гражданского кодекса России. По ней госслужащие и служащие муниципальных образований в связи с их должностным положением на работе могут получать „обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда“. При этом частота получения подарков, в том числе и от одного и того же лица, этой статьей не оговаривается» (КП 29.07). К тому же взятка удобна обеим сторонам — абитуриент поступает, а преподаватель получает прибавку к невысокой зарплате… Сокращения: АиФ — «Аргументы и факты»; ВН — «Вечерний Новосибирск»; И — «Известия»; КП — «Комсомольская правда»; МК — «Московский комсомолец»; НВС — «Наука в Сибири», НГ — «Независимая газета»; НС — «Новая Сибирь»; НоГ — «Новая газета»; ПГ — «Парламентская газета»; Пр — «Правда»; РГ — «Российская газета»; СР — «Советская Россия»; Т — «Труд»; Тр — «Трибуна». стр. 4 |