ОТ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ
|
![]() |
Михаил Катасонов |
У истоков новосибирской школы гидродинамической неустойчивости и турбулентности жидкостей и газов стояли академики В. Струминский и Н. Яненко. Об этом можно прочитать в книге «Ведущие научные школы России». Сегодня дело отцов-основателей продолжают доктора физико-математических наук Виктор Козлов и Валерий Рудяк, начинавшие еще в 70-х годах. А наши молодые люди стартовали в разное время, уже в 90-е. Михаил Катасонов и Валерий Чернорай вышли с кафедры аэрогидродинамики НГТУ, Василий Сова выпускник НГУ, кафедра аэрофизики и газовой динамики. Все трое отучились в аспирантуре в лаборатории аэрофизических исследований дозвуковых течений (зав. лабораторией д.ф.-м н. В. Козлов) и защитились в срок, что, по данным суровой статистики, среди нынешних механиков удается одному из пятнадцати. Когда начались конкурсы молодежных проектов СО РАН, были одними из главных застрельщиков участвовали дважды и оба раза оказались в числе победителей. Поэтому заголовок отнюдь не случаен.
![]() |
Валерий Чернорай |
Аэродинамическую трубу, на которой все сделано, построил Струминский в 1969 году. Стоимость объекта была эквивалентна миллиону долларов. Обладая государственным мышлением, академик целенаправленно стремился создать аэродинамическую базу именно в Сибири, подальше от уязвимых европейских центров, и именно в Академии наук, вне ведомственных пределов. Годы его руководства Институтом теоретической и прикладной механики Сибирского отделения стали временем интенсивнейшего «трубостроительства». Труба Т-324, проект которой Струминский один к одному перенес в Новосибирск из города Жуковского, была построена в ИТПМ раньше, чем в ЦАГИ. Время подтвердило прозорливость великого ученого. Сегодня подмосковная труба-близнец, к сожалению, простаивает. У нас кипят идеи, ставятся эксперименты, пишутся книги и, как результат, множится число лауреатов. В чем причина? В различии между подходами, техническим и физическим.
Инженерные сливки уже сняты, констатирует профессор В. Козлов. В гражданской авиации, например, идет борьба за двухпроцентное увеличение дальности полета. Заметьте, о 50% речь уже не идет это уже в прошлом. Поэтому сегодня для дальнейшего продвижения в этой области нужны новые физические идеи, понимание сути физических процессов. Именно на такую перспективу в свое время академик В. Струминский нацелил наш институт.
![]() |
Василий Сова |
Возможно, это покажется парадоксальным, но труба, предназначенная для изучения турбулентности, должна быть бестурбулентной. Для чего это нужно? При авиационных масштабах скоростей всеми возмущениями атмосферы можно пренебречь: аппарат пролетает сквозь идеально спокойную среду. На аэродинамической трубе физики решают обратную задачу: воздушный поток налетает на неподвижную модель. И для придания этому потоку идеальных качеств приходится идти на ухищрения. Специализированная труба строится из дерева этот материал очень хорошо гасит акустические колебания. Снаружи обычная фанера, окрашенная в небесный нежно-голубой цвет (видимо, кто-то в свое время вспомнил «струю светлей лазури»), внутри фанера авиационная, тщательно отобранная, без единого сучка, к тому же еще и полированная. Собственно рабочая камера невелика метр на метр, но общий размер сооружения если не с футбольное поле, то пару баскетбольных площадок точно. Построили его таким длинным, чтобы 17-кратное «поджатие», успело задавить все возмущения в потоке к моменту его набегания на модель. Другие аэродинамические трубы работают от компрессоров (знаменитых ИТПМовских «бочек»), а эта от двигателя с подводной лодки. Кстати, так и электричества расходуется меньше. Все сделано с умом и на совесть. В результате получается поток с минимальной акустикой и очень малой пульсацией. Теперь, добившись практически абсолютного спокойствия, ученые могут возмущать его дозированно и по заказу. Требуется акустика включают динамик, возникает потребность в турбулентности вставляют решетку. Идеальные условия легко испортить. Но получить их дешево невозможно.
Трубу подобных достоинств впервые построили в Америке в самом начале сороковых. А уже в 1942 году обнаружили те самые волны неустойчивости, с которых все и началось. Теорией их существование предсказывалось, но выявить в природе долго не удавалось. А когда удалось, открытие на всякий случай засекретили на пять лет. В чем же заключается существо предмета?
Когда крыло самолета или, скажем, лопатка турбины начинает пронзать окружающую среду, часть газа или жидкости прилипает, образуя так называемый «пристенный пограничный слой». Оказалось, что в нем развиваются очень красивые плоские (на строгом языке науки ламинарные) течения, по имени первооткрывателей названные волнами Толлмина-Шлихтинга. Конечно, на Ту-154 с его экстраординарными заклепками обнаружить их не удастся, но на Як-40, «Боингах», любой машине с гладким крылом это явление присутствует. Потом эти волны начинают потихоньку взбалтываться, турбулизоваться. Есть такой классический физический опыт, известный еще с XVII века. В прозрачную трубу, где спокойно течет вода, запускают порцию краски. Сначала она бежит ровной струйкой, потом начинает вилять и, в конце концов, заполняет собой весь объем трубы. Плохо это или хорошо? В некоторых случаях, например, в химических или биологических реакторах, предназначенных для перемешивания всевозможных веществ, данное явление оказывается весьма полезным. В авиации эффект полностью отрицательный. Энергия топлива тратится не на сам полет, а на то, чтобы пересилить совершенно ненужные возмущения. Поэтому задача стоит такая как можно дольше сохранить пристенное течение ламинарным, а не турбулентным. Если это получится, допустим, на 30 процентах хорды крыла, примерно такой же будет экономия горючего. Но проблема эта не инженерная, а физическая. Необходимо в деталях разобраться в механизме ламинарно-турбулентного перехода.
Уравнение Навье-Стокса, описывающее движение любой жидкости в любой конфигурации, выведено давно, но решается только в отдельных частных случаях. Для пограничного слоя оно удачно преобразуется в так называемое уравнение Фокнера-Скена. Если с его помощью решить задачу устойчивости , мы увидим, как выглядит волна Толлмина-Шлихтинга. Некоторое время многим казалось, что теоретические выкладки не вполне совпадают с экспериментальными данными. Но в начале 90-х в ИТПМ были поставлены новые, более точные эксперименты, и скептикам пришлось смириться. Теория все описывает правильно: в пограничном слое на тонкой пластине волна Толлмина-Шлихтинга обязательно возникает.
Но что же происходит с ней дальше? Вспомним, как накатывается на берег океанская волна: на гладком песчаном пляже остается ровной и плоской, наткнувшись на мыс, опрокидывается по бокам, образуя два бурлящих потока. Впервые на это явление обратил внимание еще Леонардо да Винчи, исследуя обтекание мостовых опор. Сохранились наброски, в которых мастер скрупулезно фиксировал, как меняется конфигурация речных струй в зависимости от размера и формы преграды. Термоанемометра у него не было, приходилось перебиваться подручными средствами. Кто знает, быть может, загадочная улыбка Моны Лизы призвана отразить самоиронию гения, лишенного элементарной приборной базы? Но оставим область непроверенных исторических догадок и вернемся к установленным физическим фактам.
При попадании на любую неровность поверхности ламинарное течение преобразуется в лямбда-структуру, названную так за сходство с соответствующей буквой греческого алфавита: «голова» и две «ноги». Эти «ноги» и есть те самые продольные структуры, на которых развивается турбулентность. Происходит это не сразу. Сначала на продольных структурах возникают колебательные возмущения, приводящие к образованию вниз по потоку так называемого «юного турбулентного пятна», которое в дальнейшем превратится в собственно турбулентное. Все идет по своим законам, которые физики пытаются понять и использовать в своих целях. Чтобы иметь эффективные аппараты, летательные и плавательные, надо уметь этими процессами управлять.
Иногда подсказка приходит от живой природы. Традиционно считалось, что гладкая поверхность это хорошо, поскольку обеспечивает минимальное трение. Однако акулья кожа вовсе не гладкая, а шероховатая, но плавает акула быстрее торпеды. Отсюда появилась идея сделать шероховатой стенку летательного аппарата. Такие шероховатости назвали риблетами. Поначалу была мысль оклеить ими все крыло и посмотреть, что будет. Оказалось, не так все просто: надо точно знать место расположения и размер. Но уже первые эксперименты показали, что амплитуда пульсаций на продольных структурах от этого уменьшается, следовательно, сопротивление трения снижается.
Дельфин, в отличие от акулы, гонит под своей податливой кожей мышечную волну, подстраивая ее под текущий момент времени. Поэтому теперь экспериментаторы вместо риблеты решили сделать в крыле небольшую вставку, которая может колебаться в плоскости поверхности. Эффект поразительный. Зловредные продольные структуры «усохли» сами по себе. Бегущим возмущениям, приводящим к возникновению турбулентности, просто не на чем развиваться.
Наконец, есть уже концепция «думающей поверхности». Представьте крыло, снабженное датчиками и актюаторами на поверхности и процессором внутри. Некое возмущение влетает в пограничный слой извне со скоростью нескольких метров в секунду. А электроны в сети движутся со скоростью 300 000 километров в секунду. Пока это возмущение летит над поверхностью, мы успеваем проанализировать, что оно собой представляет, как развивается и чем его можно убить. Пока все это выглядит довольно фантастично, но может стать реальным с прогрессом вычислительных технологий.
Энтузиазм молодости, огромный труд и бездна изобретательности Десятки опытов, тысячи измерений Простейшие плоские и сложные пространственные слои, нелинейные стадии, когда волн становится настолько много, что трудно наблюдать за отдельной, скользящие крылья, расположенные под разным углом Описать все это в рамках одной газетной статьи невозможно. Цикл работ, отмеченный Государственной премией несколько десятков публикаций в различных журналах, российских и зарубежных. Эксперты были единодушны в оценках: открыто новое, принципиально важное научное направление, передовой фронт исследований на ближайшие годы.
Отрадно, что в последние годы в Сибирском отделении прослеживаются контуры осознанной молодежной политики. Иногда она приводит к блестящим результатам. Но почивать на лаврах рано. Успехи в подготовке кадров очевидны, чего не сказать об их закреплении. Михаил Катасонов оказался в числе счастливчиков, получивших беспроцентный кредит СО РАН на приобретение жилья. Однокомнатную квартиру он купил. Сейчас трудится в Южной Корее, учит корейских аспирантов и заодно зарабатывает деньги, чтобы рассчитаться. Валерий Чернорай обретается в Швеции. Там его и подловил фотограф, когда он что-то мудрил с координатным устройством. Шведы, которых он систематически застает врасплох своими сногсшибательными идеями, держатся за него двумя руками. А вдруг как удержат? Один Василий Сова чинно и спокойно позирует посреди родной трубы. Спокойно ли? Аспирантура закончилась, а «постдоковская» ставка (а точнее, отсутствие под него базового финансирования) вещь ненадежная! А кому же еще место в науке, если не лауреатам Государственной премии? Не уподобится ли Академия тому суровому деду, который однажды, выведя внучка за порог, напутствовал отрока: «Ты не крест, чтобы у меня на шее висеть. Ступай-ка ты в люди!» Мальчишечка оказался живучим, «в людях» не пропал и свои университеты прошел, но никакой благодарности к деду не питал и черной краски для него не жалел. А впоследствии даже стал «буревестником революции». Может быть, хватит с нас революций?
Фото из архива ИТПМ
стр. 1, 7