НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕГотовясь отпраздновать шестидесятилетие победы в Великой Отечественной войне, мы снова и снова обращаемся к тем людям, благодаря которым победа стала реальностью, к ветеранам, пережившим события военных лет и сделавшим все возможное и невозможное для будущих поколений Ю. Александрова В новосибирском Академгородке таких немало некоторые давно на заслуженном отдыхе, кто-то продолжает трудиться в институтах, в университете. В одном только НГУ насчитывается 53 участника Великой Отечественной это и собственно ветераны, и лица к ним приравненные труженики тыла, блокадники, несовершеннолетние узники фашистских концлагерей. Среди ветеранов и Александр Ильич ФЁДОРОВ главный научный сотрудник Института филологии СО РАН, доктор филологических наук, профессор, преподаватель Новосибирского государственного университета, прошедший почти всю войну в составе 22-го полка Авиации дальнего действия. Александру Ильичу восемьдесят три. Говорит он четко, уверенно видимо, сказывается многолетняя привычка общения с аудиторией. О своей молодости рассказывает немногословно родился в тверской деревне, семья была бедная, восемь детей. Перед самой войной закончил два курса филфака Ленинградского педагогического института, но из-за того, что в это время большинству студентов перестали платить стипендию (а возможность продолжать образование в таких условиях имелась далеко не у всех) вынужден был оставить институт поехал по направлению учительствовать в Алтайский край. Отсюда его и призвали в авиацию, он начал учиться в летном бомбардировочном училище (г.Энгельс) под Саратовом. Надо сказать, что еще в Ленинграде закончил Федоров снайперскую школу и аэроклуб в те годы молодые люди увлекались авиацией. Во-первых, это было модно, а во-вторых, при посещении такого клуба парней обеспечивали авиационной формой и каким-никаким питанием, что было немаловажно при всеобщей бедности, а порой и полной нищете Такая вот проза жизни. Ну и, конечно, в конце тридцатых начале сороковых велась подготовка к войне еще и этим можно объяснить повальное стремление молодежи овладеть «военными науками». В летной школе А. Федоров должен был стать пилотом, но когда новичков привезли туда, набор уже закончился, оказалось около пятидесяти лишних человек. Всех их вызвал начальник школы и предложил пойти в стрелки-радисты. Война разгоралась, немцы стремительно захватывали Украину, Белоруссию, а нашим войскам нужны были бойцы, прошедшие подготовку, так что после некоторого периода учебы, хотя и с незаконченным образованием, Александра направили в боевой полк под Сталинград. До 1942 года ребята продолжали в полку тренировки, а потом Сталинградское направление стало основным для немецких войск. Тогда-то и потребовались Советской армии новые силы. «Войну по-настоящему я встретил только в сорок втором году», признается Александр Ильич. Но и здесь не пришлось долго летать немцы бомбили безжалостно весь полк (да и другие полки) был разбит за какие-нибудь две недели, экипажи остались без машин. Впрочем, без дела не сидели с подбитых самолетов сняли турели самолетные установки с пулеметами и использовали их, чтобы не позволять неприятелю бомбить на низкой высоте. Через какое-то время бойцов летного полка направили в воздушно-десантные войска. Александр попал под Москву, в Звенигород, но пробыл там недолго месяца три. А потом пришел приказ отозвать из полка весь летный состав штурманов, стрелков-радистов, пилотов и направить в Авиацию дальнего действия. В 1942 году в армию по ленд-лизу начали поступать американские «боинги», которые и стали боевыми машинами для наших летчиков. Командир эскадрильи Иван Егорович Гаврыш приметил молодого бойца и предложил ему стать стрелком в экипаже («А стрелял я неплохо», вспоминает рассказчик). Так и воевали они вместе, вплоть до ранения, которое получил Федоров в конце 1943 года. На три месяца пришлось расстаться, но после госпиталя Александр вернулся в свой полк и снова летал с командиром И. Гаврышем почти до конца войны. Конечно, наши самолеты (со скоростью около 350 километров в час) летали медленнее немецких, были менее маневренными, имелись и другие недостатки, например, непростреливаемая зона «мертвое пространство», где самолет становился уязвимым для противника. Не всегда удавалось летчикам дальней авиации «элитным войскам» выполнить свою непосредственную задачу случалось, не было горючего. Когда же они поднимались в воздух, то не стремились сбить вражеский самолет, важно было уйти от атаки. Перед экипажами ставили цель довезти бомбы или груз мешки с оружием, медикаменты, боеприпасы. Иногда над Польшей или Югославией в партизанские отряды (часто расположенные в горах, в труднодоступных местах) на сигнальные огни сбрасывали десантников молодых парней, девушек. Порой это было очень нелегко иногда в последнюю минуту будущие бойцы, радисты (особенно девушки) чувствовали сильный страх и отказывались прыгать. Но законы военного времени суровы. Летчики должны были возвращаться, только сбросив «груз», пусть даже насильно парашюты открывались самопроизвольно. Бывали и трагикомические ситуации. Как-то зимой, когда десантировали очередную группу, молоденькая, насмерть перепуганная радистка уцепилась за ноги одного из членов экипажа и ни в какую не хотела отпускать так и прыгнула, сжимая в руках один унт. Потом надо было пройти заградительные огни на немецкой территории, не попасть под обстрел истребителей, так что приходилось идти не по прямой, а уходить от локаторов, которыми оснастили немецкую авиацию к концу войны. До конца войны полк (а это 3-4 эскадрильи по 11-12 экипажей) утратил треть машин и летного состава. Александр Ильич, сдерживая эмоции, вспоминает о «буднях войны»: сожженные деревни, гибель людей, налеты авиации и страшные бомбежки. Все это подстегивало летчиков, заставляло забывать о себе, находить силы, когда их уже, кажется, не оставалось. На смену погибшим приходили новички неопытные, спешно и плохо подготовленные вчерашние школьники пилоты, стрелки-радисты. И частенько в бой шли не только «старики» времени на обучение не оставалось. Молоденьких летчиков для «натаскивания» сажали в кабину на правое сиденье к опытному пилоту, стрелков контролировали, рассказывали, что и как следует делать («Ведь сразу в бой таких пускать нельзя!»). Начиная с сорок третьего года авиационный полк неоднократно менял место дислокации сначала стоял под Москвой, а после наступления наших войск летчиков перевели в Смоленскую область (в основном, это были необорудованные аэродромы). Постепенно, по мере отступления фашистов, продвигался вперед двадцать второй полк Авиации дальнего действия на территорию Румынии, Югославии, Венгрии. Вылетали бомбить немецкие и венгерские города, в которых располагались фашисты. А если не удавалось сбросить смертоносный груз в нужном месте, делали это на обратном пути над Ржевом, позднее над Кенигсбергом. Конечно, понимали, что бомбы могут попасть вовсе не на тех, кому предназначались, но, на войне, как на войне, боевое задание не обсуждается, возразить было невозможно такого человека объявили бы изменником Родины. День Победы Александр Ильич Федоров встретил в Венгрии и сразу же был демобилизован; вернулся в Ленинград, чтобы продолжить учебу в пединституте на филологическом отделении. В разбитом, голодном и холодном городе доучивался, подрабатывая по ночам грузчиком в порту. После окончания института был рекомендован в аспирантуру, успешно закончил ее, работал в Ленинградском институте языкознания. А в 1962 году переехал с семьей в новосибирский Академгородок. С тех пор вся жизнь профессора Федорова тесно связана с Сибирским отделением, в котором он работает больше сорока лет. А еще Александр Ильич пишет стихи. Прорывались мы с боем Это строки из его стихотворения, посвященного ветеранам 22-го авиаполка стр. 4 |