ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
С УЧАСТИЕМ ВЕНЧУРНЫХ ФОНДОВ:
ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
В. Суслов, чл.-корр. РАН, заместитель директора Института
экономики и организации промышленного производства СО РАН
А. Баранов, д.э.н.
Инновационные проекты в США и Западной Европе уже несколько
десятилетий в значительной степени финансируются из средств
венчурных фондов. Венчурный капитал как источник финансирования
частного бизнеса возник в Силиконовой долине в США в середине
50-х годов. Через венчурное финансирование (особо рисковое) прошли многие ныне
всемирно известные компании. Достаточно назвать такие фирмы как
Cisco Systems, Apple Computers, Intel, Compaq, Sun Microsystems и
др. В США и Западной Европе такие вложения ежегодно составляют
многие десятки миллиардов долларов. Венчурное финансирование в
развитых странах стало важнейшим инструментом внедрения новых
технологий в производство.
В России этот бизнес находится на начальной стадии развития и до
недавнего прошлого финансировался в основном из средств
Европейского банка реконструкции и развития, создавшего сеть
региональных венчурных фондов, американского правительства и
других зарубежных источников.
Необходимость перевода экономики России на инновационный путь
развития ставит задачи по организации конкретных форм венчурного
финансирования внедрения научных разработок в производство. По
нашему мнению, наступило время предпринять совместные усилия
научно-исследовательских коллективов и бизнеса по формированию
ряда венчурных фондов для финансирования инновационных проектов,
в которых реализуются новые технологии, созданные на основе
научных разработок Сибирского отделения СО РАН.
Такие фонды могут быть созданы одним инвестором (крупный
российский банк или производственная компания) или группой
(пулом) инвесторов, в том числе иностранных. Задачей фонда
должно быть финансирование имеющих наилучшие перспективы развития
инновационных компаний, реализующих достижения сибирских ученых.
Один из вариантов развития венчурного бизнеса в Академгородке
предлагает управляющая компания «Мономах». Особенность ее подхода
заключается в использовании при создании венчурных фондов такой
юридической формы, как закрытые паевые инвестиционные фонды.
Управляющая компания работает на финансовом рынке 9 лет с
марта 1996 года. С 2002 года входит в Инвестиционную группу
«Прайд» (г. Новосибирск), которая является одним из старейших
участников фондового рынка России и специализируется на
доверительном управлении активами. В настоящее время в
доверительном управлении Управляющей компании «Мономах» находятся
шесть паевых инвестиционных фондов. Суммарная стоимость чистых
активов, находящихся под управлением Управляющей компании
«Мономах», по состоянию на 31 декабря 2004 г. составила свыше
1,25 млрд. руб. Часть руководителей УК «Мономах», в том числе
председатель Инвестиционного комитета Ю. Бовкун, являются
выпускниками НГУ и имеют опыт работы в системе Академии наук.
Необходимо отметить, что УК «Мономах» приступила к реальному
воплощению своих планов в жизнь: 2 марта 2005 г. ФСФР был
зарегистрирован закрытый паевой инвестиционный фонд особо
рисковых (венчурных) инвестиций «Академия» под ее управлением.
Планируется, что этот фонд будет работать как фонд так
называемого второго уровня в рамках предлагаемой УК «Мономах»
концепции.
Управляющая компания «Мономах» предлагает концепцию создания
двухуровневой системы венчурных закрытых паевых инвестиционных
фондов с целью коммерциализации научных разработок. Юридическим
основанием создания закрытых паевых инвестиционных фондов
является Закон РФ № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
В соответствии со статьей 10 названного Закона, паевой
инвестиционный фонд представляет собой обособленный имущественный
комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное
управление управляющей компании учредителем (учредителями)
доверительного управления с условием объединения этого имущества
с имуществом иных учредителей доверительного управления, и
имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве
собственности на которое удостоверяется ценной бумагой,
выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не
является юридическим лицом и может существовать только при
лицензированной управляющей компании.
В соответствии со статьей 14 вышеупомянутого закона
инвестиционный пай является именной ценной бумагой,
удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на
имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.
В соответствии с замыслом авторов Концепции, венчурные закрытые
паевые инвестиционные фонды первого уровня будут играть роль так
называемых «фондов-инкубаторов» при научных учреждениях. Такой
фонд полностью (на 100%) принадлежит соответствующему научному
учреждению. Например, одному из НИИ, входящих в систему СО РАН.
По сути, речь идет о создании при научных учреждениях
инновационных центров в форме закрытых паевых инвестиционных
фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций.
В соответствии с концепцией, фонды первого уровня решают
следующие задачи: 1) обеспечивают доведение инвестиционных
проектов до стадии готовности к продаже или приему внешних
инвестиций; 2) получение дохода от реализации инвестиционных
проектов, в которых воплощены научные разработки соответствующего
НИИ; 3) частичное финансирование научной деятельности НИИ учредителя
фонда; 4) целевое финансирование интересных для фонда
научных разработок.
По замыслу авторов концепции фонды-инкубаторы создаются путем
внесения денежных средств (полученных, в том числе, из
внебюджетных источников) НИИ, которым они принадлежат. В свою
очередь, фонды-инкубаторы инвестируют свои активы в дочерние
бизнес-единицы (ЗАО, ОАО, ООО), занимающиеся развитием конкретных
проектов, созданных на базе научных разработок НИИ-учредителя.
Такие бизнес-единицы могут принадлежать полностью
фонду-инкубатору или быть в совместном владении с другими
учредителями. Например, такими учредителями могут выступать
физические лица: ученые разработчики новых продуктов или
технологий. Таким образом, по мнению авторов концепции,
преодолевается юридическая проблема, состоящая в запрете
бюджетным НИИ учреждать дочерние фирмы и вкладывать в их уставные
капиталы свои активы.
Деньги, полученные фондами первого уровня от продажи
принадлежащих им долей в дочерних инновационных компаниях или в
виде дивидендов от текущей хозяйственной деятельности таких
компаний, распределяются на финансирование научных исследований в
материнском НИИ, на развитие фонда и покрытие текущих затрат
фонда.
Содержательно фонд управляется структурами НИИ. При этом авторы
концепции предлагают создать в качестве таких управляющих
структур в НИИ подразделение, выполняющее функции Оператора
фонда, а также Инвестиционный комитет.
Оператор фонда осуществляет оперативное управление фондом.
Оператором фонда первого уровня авторы концепции рекомендуют
сделать инновационные подразделения соответствующих НИИ,
выполняющие следующие функции: поиск и анализ потенциальных
проектов на основе разработок НИИ-учредителя, разработка
инвестиционного проекта (в т.ч. определение состава органов
управления проектом, подготовка бизнес-план проекта), контроль
его реализации, предоставление необходимой информации
Инвестиционному комитету фонда.
Инвестиционный комитет является коллегиальным органом,
осуществляющим стратегическое управление фондом. Инвестиционный
комитет с определенной периодичностью контролирует деятельность
фонда и принимает решения о реализации тех или иных проектов, их
продаже и т.д.
Второй уровень венчурных фондов создается также в форме закрытых
паевых инвестиционных фондов за счет средств сторонних
инвесторов. Инновационные компании, учрежденные
фондами-инкубаторами совместно с другими физическими или
юридическими лицами, имеющие хорошие перспективы роста
капитализации за счет увеличения продаж и прибыли на рынке внутри
страны и (или) за рубежом выкупаются фондами второго уровня у
фондов первого уровня путем приобретения долей последних в
уставном капитале соответствующих бизнес-единиц (ЗАО, ОАО, ООО).
Таким образом, фонды второго уровня решают проблему «выхода» из
бизнеса дочерних коммерческих структур для фондов первого уровня.
По замыслу авторов концепции, фонды второго уровня решают
следующие задачи: 1) привлечение крупных финансовых ресурсов
внешних инвесторов для выполнения инновационных проектов,
реализующих научные разработки институтов СО РАН; 2)
инвестирование необходимых финансовых ресурсов в проекты,
подготовленные фондами первого уровня, для превращения
соответствующих бизнес-единиц из небольших инновационных фирм в
масштабные коммерческие компании; 3) извлечение прибыли в пользу
инвесторов, вложивших свои средства в фонды второго уровня, при
продаже своей доли в проинвестированных инновационных компаниях.
В соответствии с концепцией предполагается, что фонды первого
уровня и фонды второго уровня действуют под управлением УК
«Мономах». При этом основная задача управляющей компании создание
инфраструктуры для осуществления инновационной
деятельности и привлечения инвестиций. Управляющая компания
привлекает инвесторов в фонды второго уровня, обеспечивает
функционирование паевых инвестиционных фондов (бухгалтерский
учет, отчетность и т.д.), методическую помощь НИИ по организации
управления фондами, выполняет контрольные функции за
деятельностью фондов и операторов фондов, объединяет вокруг себя
«инфраструктурные» компании, услуги которых могут понадобиться
при реализации бизнес-проектов (юридические, консалтинговые,
аудиторские, кадровые и т.д.).
Степень участия управляющей компании в содержательном управлении
фондами определяется для каждого фонда его собственниками
отдельно и может быть минимальной.
По нашему мнению, в целом можно поддержать идею создания системы
коммерциализации научных разработок, предложенную УК «Мономах», с
использованием в качестве юридической формы паевых инвестиционных
фондов. Предложенная концепция представляет один из возможных
вариантов оживления инновационной деятельности на основе
разработок НИИ, входящих в систему СО РАН, и получения ими
дополнительного финансирования. Такая схема может быть
реализована на добровольной основе институтами СО РАН. Вместе с
тем, по нашему мнению, целесообразно обратить внимание на
следующее.
1. Необходима дополнительная проработка юридических вопросов,
связанных с созданием фондов первого уровня. В частности, ст.
1013 Гражданского кодекса РФ говорит о том, что имущество (в том
числе денежные средства), находящееся в хозяйственном ведении или
оперативном управлении, не может быть передано в доверительное
управление. Между тем, институты СО РАН должны передать в фонды
первого уровня денежные средства в доверительное управление. В
соответствии с действующим на настоящий момент законодательством,
НИИ, входящие в систему СО РАН, могут передавать в уставной
капитал юридических лиц только исключительные права на
использование интеллектуальной собственности патенты. В связи
с этим встает вопрос о юридической форме, в которой будут созданы
фонды первого уровня, или о том, что фонды второго уровня должны
инвестировать в дочерние инновационные предприятия, созданные НИИ
СО РАН, напрямую.
2. В настоящее время большинство НИИ, входящих в систему СО РАН,
могут квалифицированно выполнять функции оператора и
инвестиционного комитета фонда первого уровня только в части
научно-технического обеспечения проектов. Большинство (если не
все) научно-исследовательских институтов для выполнения функций
оператора и инвестиционного комитета фонда первого уровня должны
будут привлечь специалистов в области проектного анализа,
маркетинга, корпоративного управления и т.д.
3. Подготовка проработанного на хорошем уровне бизнес-плана и
юридических документов для успешной реализации инновационных
проектов дочерними бизнес-единицами и привлечения внешнего
финансирования требует определенных финансовых затрат и
привлечения квалифицированных специалистов в области финансового
анализа, консалтинга, специалистов, знающих российский и (или)
международный рынок товаров и услуг, предлагаемых к реализации в
соответствующем инновационном проекте, юристов, менеджеров.
4. Следует иметь в виду, что далеко не все проекты, реализуемые
Фондами первого уровня, будут коммерчески успешными. Иначе
говоря, Фонд второго уровня не гарантирует (и не может этого
делать), что он проинвестирует все проекты. Исходя из российского
и международного опыта, можно сказать, что большинство проектов
фондов первого уровня не будет проинвестировано венчурным фондом
второго уровня. Развитие таких проектов можно обеспечить за счет
других источников финансирования: собственных средств,
заработанных бизнес-единицами, долгосрочных кредитов банков,
государственных инвестиций, инвестиций заинтересованных в
разработках компаний и т.д.
стр. 11
|