В оглавление

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРАВИТЕЛЬСТВУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная общественность страны глубоко обеспокоена реформаторскими планами, вынашиваемыми в недрах Министерства образования и науки. В конечном счете, речь идет о коренной ломке науки, культуры, просвещения. Вслед за этим предполагается пересмотреть положения об отраслевых академиях, исследовательских институтах, учебных заведениях. Их планируется превратить в некие «автономные предприятия» и передать под управление назначаемых администрацией «попечительских советов», которым передается право не только определять научную тематику, но и решать вопрос о самом существовании этих учреждений. Кому это нужно? Только тем, кто, скупив по дешевке землю и здания академий, университетов, больниц, исследовательских институтов, построит на их месте элитные дома, увеселительные заведения, получив баснословную прибыль. Что касается академий наук, то их намереваются лишить права на самоуправление, которое существует с первых дней их основания. Поговаривают даже о том, что академиков и президентов академий надо не избирать, а назначать.

Наука, образование, здравоохранение нашей страны признаны во всем мире. Всё это в последние годы, оставленное практически без средств, оказалось подорванным, а теперь нас упрекают в малой эффективности, тем самым, обосновывая целесообразность «реформ».

Именно научные достижения должны являться стимулом к реформам организации науки. Сейчас предлагается обратное: исполнительная власть (аппарат) будет не стимулировать реализацию и тиражирование тех или иных научных достижений, а «определять», как и в каких направлениях вести исследовательскую работу, равно и как надо учить детей, студентов, лечить больных. Никогда в истории мира не было столь сокрушительных и скоропалительных тотальных реформ науки, культуры, образования, здравоохранения, подобных тем, что планирует и уже осуществляет наше правительство. Но примеры тотального разрушения этих основ цивилизации миру известны.

Ни цели, ни планы, ни обоснования реформ, ни обсуждения со специалистами нам не известны. Предложена лишь «технология» уничтожения науки, образования и культуры России.

Невозможно безучастно смотреть и слушать по телевидению: в одном месте хотят отобрать у детей стадион и построить очередной небоскреб для богачей, в другом — выгоняют владельцев 6-соточных участков для продажи их земли под элитные коттеджи. А министерство культуры предлагает передать исторические памятники в частные руки, так как государству их «дорого содержать».

Пока это еще возможно, нужно не разрушать остатки научных и культурных учреждений, а срочно вкладывать средства в их переоснащение, обучение молодежи, в частности, за рубежом. Ссылки чиновников Минобрнауки на низкую продуктивность академических учреждений отчасти верны, но именно они, обобрав науку, привели ее к этому состоянию. Вопреки всему, в России сегодня все еще существуют, хотя и в небольшом количестве, институты, успешно сочетающие фундаментальные исследования с прикладными, ведущие эти исследования на мировом уровне. Казалось бы, этот опыт нужно всемерно поддерживать. Куда там. Реформаторы-дилетанты главное видят в том, чтобы все было параллельно и перпендикулярно. Но такой порядок хорош для кладбища. Насильственное расчленение фундаментальной и прикладной науки, которое они замышляют, приведет к неизбежному уничтожению того ценного, что пока еще есть в лучших российских институтах. Надо прекратить бездумное разрушение науки. Потеря науки по своим последствиям сопоставима с разрухой после Великой отечественной войны, с последствиями террора 30-х годов. По нашему мнению, все проекты предполагаемых реформ науки, культуры, образования должны быть опубликованы, представлены на всеобщее всестороннее и компетентное обсуждение: слишком велика цена вопроса, слишком тяжелы могут оказаться последствия для России.

Путь к спасению страны — обратиться за кадровой помощью к ведущим профессионалам от науки, техники, культуры, образования, которые известны своими реальными делами и готовы взять на себя личную ответственность и сформулировать понятные и реальные цели в социальной, образовательной сфере (зарплата, пенсия — не ниже прожиточного минимума, обязательное бесплатное среднее и бесплатное высшее образование, сокращение безработицы, нищеты), включая восстановление профилактического направления в медицине и реально бесплатной помощи больным. Хозяйственная и управленческая деятельность должны быть прозрачны для общественности, подконтрольны ей, как это принято в цивилизованном мире, а не кучке бюрократов, узурпировавших власть и собственность. Ни в каком противоречии с рыночными отношениями, с демократическим устройством государства сказанное не находится. Время реформ назрело, но реформ, в первую очередь, системы власти, управленческого аппарата, а не науки, культуры и образования.

Слово сейчас еще за властью, если она не потеряла пока ощущения реалий в своей стране.

Академик РАН и РАМН А. И. Воробьев
Академик РАН и РАМН М. И. Давыдов
Академик РАН и РАМН В. С. Савельев
Академик РАН, Лауреат
Нобелевской премии В. Л. Гинзбург
Академик РАН  Н. С. Кардашов
Академик РАН  Э. П. Кругляков
Академик РАН  В. Н. Кудрявцев
Академик РАН  Ю. А. Рыжов
Академик РАН  А. Н. Яковлев


Письмо представлено в редакцию «НВС» лично ак. Э. Кругляковм.

стр. 2