В оглавление

ОБ ИТОГАХ ПЕРВОГО ЭТАПА
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СО РАН
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ
НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И ЗАДАЧАХ ДО 2007 ГОДА

Отчетный доклад академика Н. Добрецова на Общем собрании СО РАН 13 мая 2005 года.

Иллюстрация

В названии доклада определена задача — оценить итоги нашей работы за 5 лет и наметить пути решения задач, которые мы формулируем сами и частично нас обязывают поручения Президента РФ  В. Путина и решения Правительства.

Начнем с напоминания, что основной задачей Сибирского отделения АН при его создании было названо «всемерное развитие теоретических и экспериментальных исследований…, направленных на решение важнейших научных проблем и способствующих наиболее успешному развитию… Сибири и Дальнего Востока».

После первого наиболее тяжелого периода неразберихи и разрушения науки (1991-1995 гг.) уже в 1996-1997 гг. нами совместно с академиком В. Коптюгом были сформулированы неотложные меры по сохранению российской науки, причем меры как со стороны ученых, так и со стороны Правительства. Эти меры были положены в основу первого плана СО РАН по адаптации и развитию, и часть из них выполнена, но многие наши предложения не потеряли своей актуальности и сегодня. Так, Правительством не принят закон об инновационной деятельности, не создана полноценная нормативная база по интеллектуальной собственности, нет правительственного положения о деятельности международных научных центров, нет закона об академгородках (вместо него подготовлен Закон об особых экономических зонах).

Динамика кадрового состава СО РАН показывает, что после спада численности на 1/3 в 1991-1996 гг. наступила стабилизация численности по всем основным категориям работающих, и доля докторов наук непрерывно растет и в этом году достигнет 1800 человек. За последние 5 лет заметно выросла (на 5 %) доля молодых научных сотрудников, достигнув 20,4 %, при росте числа пожилых сотрудников только на 2 %. Это одна из важнейших тенденций и ее надо сохранять и развивать.

Динамика финансирования последнего пятилетия также положительная, хотя и недостаточная. Объемы и бюджетного, и общего финансирования за 5 лет выросли в 4 раза. Доля бюджетного финансирования в целом для СО РАН все эти годы составляла около 50 % (при 70-75 % в РАН), хотя ситуация в разных институтах отличается. В результате средняя зарплата достигла 7,16 тыс. руб. (в химнауках 8,17 тыс. руб.), для научных сотрудников — 9,65 тыс. руб. в месяц.

Главные направления программы развития СО РАН на 2001-2005 гг. (в этом году она заканчивается, надо принимать новую) включает 15 направлений, сгруппированных в:

1) развитие интеграционных исследований (в свою очередь 4 направления, включая совершенствование механизма конкурсов и расширение участия в программах Президиума РАН);

2) укрепление материально-технической базы (4 направления, включая обновление приборного парка, создание ЦКП, программа капремонта);

3) инновационная деятельность (3 направления, в том числе сотрудничество с крупными фирмами, что успешно развивается, и создание территорий инновационного развития, что реально может быть начато в этом году созданием СибЦИТ и ТВЗ);

4) закрепление кадров и особенно молодежи (4 направления, на которых по строительству жилья и ипотечному кредитованию предстоит сделать серьезный шаг в этом году).

Реструктуризацию сети НИИ в СО РАН мы проводили в 3 этапа и в результате сократили 42 научных учреждения как юридических лица (преимущественно путем реорганизации в филиалы, ликвидации неоправдавших себя объединенных институтов), создали 5 новых институтов (в Омске, Бийске, Кемерове, Якутске, Новосибирске).

Число НИИ сокращено на 30 %. Наибольшие сокращения в механико-математических науках (10) и в науках о Земле (9). До конца года и в начале 2006 г. возможно сокращение еще 12 юридических лиц, в том числе 4 КТИ и СКТБ «Наука», 3 или 4 объединенных института, 2 экспериментальных хозяйства. Необходимости большего сокращения или объединения мы не видим, в чем расходимся с намерениями Минобрнауки. Достигнутый сегодня уровень — 73 института — соответствует 80-м годам.

При всех реорганизациях и оценках институтов уже более 7 лет мы пользуемся рейтинговой оценкой. Рекомендуемые индикаторы:

— количество печатных работ с учетом импакт-фактора изданий;

— индекс цитируемости ученого;

— финансирование по грантам;

— объемы внебюджетного финансирования, учет объектов интеллектуальной собственности (патенты и пр.);

— доля молодых научных сотрудников и аспирантов, защиты диссертаций.

Каждый ОУС модифицирует эту систему, включает в ряде случаев экспертную оценку важнейших достижений и сам определяет лучшие институты по этим индикаторам результативности и эффективности.

Рабочая группа под руководством ак. Н. Платэ рекомендует расширить число индикаторов до 13. Здесь оценка уровня фундаментальных исследований (2-3 результата мирового уровня за последние 3-5 лет); оснащенность современным научным оборудованием, наличие уникальных установок и ЦКП; участие в международных проектах; национальные и международные награды; участие в важнейших государственных программах; участие в образовательном процессе и др. Эти рекомендации одобрены Президиумом РАН, и комиссиям при наших ОУС следует в ближайшее время доработать систему рейтинговых показателей институтов с учетом названных рекомендаций.

Научная деятельность институтов последние два года организована в рамках трех программ:

1. Интеграционные проекты.

2. Базовые фундаментальные проекты.

3. Программы фундаментальных исследований Президиума РАН.

Коротко об особенностях каждой программы и некоторых важнейших результатах.

Одной из главных претензий Счетной палаты РФ к Российской академии наук при проверке последней в 2002 году была неэффективность использования средств государственного бюджета, отсутствие механизмов выделения приоритетов и конкурсности при формировании тематики исследований.

Интеграционные проекты

Как вы знаете, в Сибирском отделении РАН элементы конкурсной системы и программно-целевые методы планирования исследований использовались давно. В этом году заканчивается третий трехлетний цикл интеграционных проектов СО РАН. Сегодня никого не нужно убеждать в эффективности этого направления исследований, в которое наряду с институтами СО РАН широко вовлечены Дальневосточное и Уральское отделения РАН, ряд национальных академий наук стран СНГ.

2004 год был промежуточный — срединный в цикле интеграционных исследований, однако по ряду проектов удалось получить интересные результаты, имеющие не только научное, но и практическое значение.

В рамках междисциплинарного проекта сотрудниками Института физики полупроводников в кооперации с сотрудниками Института неорганической химии им. А. В. Николаева, Института автоматики и электрометрии, Института автоматики и процессов управления ДВО РАН разработан новый низковольтный, быстродействующий элемент памяти на основе нитрида кремния с использованием в качестве блокирующего слоя диэлектриков ZrO2 и Al2O3. Применение альтернативных диэлектриков позволяет на два порядка повысить быстродействие флэш-памяти и существенно уменьшить напряжение перепрограммирования, что приводит к уменьшению стоимости и повышению надежности.

В аэродинамике больших скоростей современные методы измерения характеристик высокоскоростных потоков, основанные на применении тонких (2-5 мкм) нагретых нитей в настоящее время себя практически исчерпали. Назрела необходимость существенного (в 10-100 раз) увеличения частотного диапазона измеряемых сигналов. В совместной работе институтов Теоретической и прикладной механики и Физики полупроводников СО РАН на основе нанотехнологии создан новый тип датчика, не имеющего аналогов в мире — трубчатый датчик термоанемометра. Чувствительный элемент датчика представляет собой полупроводниковую монокристаллическую микроили нанотрубку с наружным диаметром 0,1-10 мкм и толщиной стенки 1-100 нм, на внутреннюю или наружную поверхность которой нанесен чувствительный слой электропроводного материала. Технология ИФП СО РАН изготовления таких трубок отмечена медалью РАН для молодых ученых. Время реакции нового датчика почти в 100 раз меньше, чем у традиционных датчиков. Сравнительные измерения пульсаций скорости в турбулентном пограничном слое подтвердили большую чувствительность нового трубчатого датчика по сравнению с традиционными и увеличение частотного диапазона в 100 раз без дополнительной компенсации тепловой инерции датчика.

Хорошие научные результаты, как правило, находят применение и в других областях. Так, полученные нанотрубки оказались незаменимы в биоинженерии при тонкой работе с клетками в качестве наконечников шприцов.

В Новосибирском институте органической химии СО РАН совместно с Институтом технической химии УрО РАН разработан новый подход к созданию низкодозных лекарственных препаратов, основанный на образовании комплексов фармаконов с растительными гликозидами. Предложенный метод обеспечивает защиту лекарственного агента от преждевременного метаболизма, улучшает его транспорт через биологические мембраны и обеспечивает также концентрирование в органах-мишенях.

В Институте цитологии и генетики совместно с Институтом химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН разработана компьютерная система, предназначенная для распознавания функциональных сайтов в пространственных структурах белков и изучения взаимодействий белка с биологическими макромолекулами. Система состоит из базы данных пространственных структур белков и программы распознавания функциональных сайтов в белках и построения молекулярных моделей белковых комплексов для белок-белковых, белок-ДНК и белок-РНК взаимодействий. Разработанная система во многом может ускорить исследования взаимодействия различных белков с нуклеиновыми кислотами.

Сотрудниками Института геохимии СО РАН совместно со специалистами Дальневосточного геологического института ДВО РАН выполнено моделирование условий полного и метастабильного равновесия углеводородов, что позволило понять и объяснить феномен существования тяжелых углеводородов в земной коре и верхней мантии.

В рамках годичного доклада я могу привести только несколько примеров эффективных интеграционных работ, на самом деле их значительно больше. В апреле этого года по запросу иностранного отдела Президиума РАН мы направили информацию о ряде блестящих результатов исследований институтов Отделения с зарубежными университетами и лабораториями. С какого-то момента интеграционные исследования, особенно междисциплинарные, стали фирменной маркой Сибирского отделения РАН.

После завершения первого цикла конкурса интеграционные направления исследований получили развитие. Лучшие результаты интеграционных исследований публикуются в виде специальной серии монографий. Уже вышли в свет 2 монографии, еще пять находятся в печати.

Регулярно проводится Лаврентьевский конкурс-экспертиза молодежных проектов ученых-лидеров. Конкурс проходит в два этапа. На первом этапе молодые ученые (до 35 лет) представляют «curriculum-vita» и список своих публикаций. Выбранным по рейтинговой оценке молодым ученым дается право сформировать индивидуальный или коллективный проект, который представляется на второй тур конкурса. Решение по конкурсу принимают объединенные ученые советы по направлениям наук.

На последнем конкурсе было отобрано 111 проектов молодых ученых, которые успешно выполнены в 2003-2004 гг. с общим финансированием из централизованных средств СО РАН порядка 10 млн руб. в год. Результаты этих работ представлены Общему собранию во втором томе сводного отчета СО РАН за 2004 год. Часть работ молодых ученых нашла отражение также в томе Основных результатов Отделения, что говорит о высоком уровне исследований молодых коллективов.

Базовые фундаментальные исследования

С 2003 г. Сибирское отделение РАН осуществило переход всех институтов на конкурсные программно-целевые методы планирования «базовых» фундаментальных исследований. На основе Типового положения о конкурсе, утвержденного постановлением Президиума СО РАН, был сформирован предварительный Перечень приоритетных направлений фундаментальных и ориентированных фундаментальных исследований СО РАН по естественным, техническим, гуманитарным и общественным наукам. Перечень программ формировался объединенными учеными советами СО РАН по направлениям наук. По каждой из программ создавались координационные советы либо по решению ОУС был сформирован экспертный совет по приоритетному направлению в целом (общий для всех программ в его рамках).

Реализация программ и проектов осуществляется за счет «базового» финансирования институтов, выделяемые объемы которого уточняются ежегодно с учетом численности и квалификационного состава организаций.

Инициаторами проектов (с длительностью не более трех лет) выступали лаборатории, другие структурные подразделения институтов, временные творческие коллективы, образованные по согласованию с руководством институтов. Окончательный список проектов от институтов, представляемый в ОУС по направлениям наук (экспертную комиссию), формировали ученые советы институтов в рамках 1-го тура конкурса с учетом объемов «базового» бюджетного финансирования и возможностей поступления дополнительных средств из других источников.

Содержание программ и их перечень окончательно были сформированы на основе проводимого ОУСами 2-го тура конкурса и утверждены Президиумом СО РАН. Предварительно проводилась экспертиза проектов на предмет соответствия целям намеченных программ, их научной значимости, адекватности заявки имеющимся кадровым и финансовым возможностям исполнителей, отсутствия дублирования. В случае, если по какой-то причине проект не был одобрен ОУС, он возвращался в институт на доработку. Если проект был отвергнут вторично, институту предлагалось сформулировать новый проект в рамках утвержденного Перечня программ, без изменений объемов его «базового» финансирования.

В результате конкурса в научных организациях Сибирского отделения РАН сократилось до 36 количество приоритетных направлений фундаментальных исследований вместо 182 действовавших ранее. В 2002 году в научных организациях Отделения выполнялось 1577 тем, в 2003 — 1480 тем. В связи с переходом на программно-целевой метод планирования НИР, в результате конкурсного отбора в планы работ институтов СО РАН в 2004 году было включено 514 проектов, т.е. почти в три раза меньше, чем в предыдущие годы.

Формирование приоритетных направлений, программ и проектов фундаментальных исследований позволило не только сократить тематику, но и провести полный анализ направлений нашей научной деятельности, ликвидировать дублирование и обозначить проблемы, которые необходимо развивать, но которые сегодня не исследуются или исследуются в недостаточной степени. С основными проектами скоординированы и дополнительные исследования в рамках проектов РФФИ и РГНФ. Полезность постепенного перехода «снизу» — от научных сотрудников на программно-целевые методы была отмечена подавляющим большинством коллективов институтов СО РАН.

В конце 2004 года объединенные ученые советы по направлениям наук подвели итоги первого года работы по программам. Были отмечены проекты, по которым удалось добиться значительного продвижения. Решением Президиума СО РАН в 2005 году 10 млн рублей направлены на их финансовую поддержку.

Некоторые результаты по таким проектам докладчик привел в традиционном итоговом разделе годичного доклада, отметив работы:

Института математики в области теории алгоритмов;

Института ядерной физики по программе «Физика элементарных частиц и фундаментальных взаимодействий»;

Института гидродинамики по программе «Детонация и высокоэнергетические процессы в сплошных и гетерогенных средах»;

Института химии твердого тела и механохимии в рамках программы «Реакционная способность твердых тел, органических и неорганических соединений и катализаторов»;

Института химической биологии и фундаментальной медицины в рамках программ «Биотехнологии создания генетически модифицированных организмов и биологически активных веществ»;

Института геологии ОИГГМ по прямому тестированию имеющихся геологических моделей, связанных с реконструкцией неопротерозойского суперконтинента Родиния;

Института горного дела по программе «Процессы деформирования массивов горных пород и геоматериалов, в том числе вызванные техногенной деятельностью»;

Института археологии и этнографии по определению характера развития палеолитических традиций на территории Центральной Азии;

Института экономики и организации промышленного производства по проведению сценарного прогноза развития Сибири.

Приведенные примеры относятся к эффективным программам и проектам, выполненным институтами в 2004 году.

Вместе с тем, были выявлены программы и проекты, которые по разным причинам не состоялись. Даны рекомендации по переформированию или закрытию таких программ и проектов, пока без перераспределения «базового» бюджетного финансирования. Однако, в последующие годы Президиум Отделения рекомендовал объединенным ученым советом СО РАН по направлениям наук готовить более радикальные предложения — перераспределение средств между программами и проектами, обещающими скорый «прорыв» и недостаточно эффективными в научном плане. В последнем случае директорам рекомендуется производить внеочередную переаттестацию сотрудников и осуществлять структурные изменения в институтах. Для оценки уровня реализации проектов можно использовать как экспертный подход, так и отработанную рейтинговую систему.

Программы фундаментальных исследований
Президиума РАН

Начиная с 2003 года, институты Отделения приняли активное участие в реализации программ фундаментальных исследований, курируемых Президиумом РАН. Конкурс по участию институтов СО РАН в этих программах проводится ежегодно Президиумом РАН с участием Президиума Отделения в соответствии с Порядком формирования программ фундаментальных исследований РАН, утвержденным постановлением Президиума РАН. После формирования программ и проведения конкурса Президиум СО РАН принимает свое постановление «О перечне и объемах финансирования институтов СО РАН в программах РАН». Проекты институтов Отделения в рамках этого конкурса финансируются по двум каналам — напрямую из бюджета Сибирского отделения РАН и по государственным контрактам через определяемые Президиумом РАН головные институты центральной части РАН. Всего на эти цели в 2004 г. было истрачено около 200 млн рублей (по 100 млн рублей соответственно).

За два года по большинству программ сложились активные творческие связи коллективов региональных и центральных институтов РАН, произошла перестройка тематики с ликвидацией дублирования и организацией взаимодополняющих исследований по приоритетным направлениям. Получен ряд результатов мирового уровня, которые находят отражения в докладах президента РАН на годичных Общих собраниях.

В 2005 году возникли сложности с финансированием проектов региональных отделений из средств РАН. Путем сложных переговоров удалось достичь компромисса, хотя по нескольким программам РАН, в частности в области наук о Земле, финансирование значительно снижено (в разы). Видимо, с 2006 года необходимо вновь добиваться увеличения средств Отделению на участие наших институтов в программах Президиума и специализированных отделений РАН.

Среди утвержденных на 2005 год программ Президиума РАН пять программ координируются с участием Сибирского отделения РАН. Три из них действовали в 2004 году, и по ним получен ряд значительных результатов.

В рамках программы, координируемой ак. Г. Месяцем, в Институте сильноточной электроники СО РАН впервые разработана и изготовлена ступень линейного трансформатора тока LTD-Z для работы в виде первичного накопителя энергии в сверхмощных импульсных генераторах.

Один из результатов по программе «Этнокультурное взаимодействие в Евразии» (координаторы ак. В. Молодин совместно с чл.-к. РАН  В. Тишковым) приводился ранее в ряду достижений по нашим «базовым» программам.

Целый спектр весьма интересных результатов получен в междисциплинарной программе «Происхождение и эволюция биосферы» в части координируемой ак. Г. Заварзиным и ак. Н. Добрецовым.

Хорошие шансы имеют новые программы, координируемые ак. Г. Кулипановым «Терагерцовое излучение») и ак. Г. Жеребцовым («Солнечная активность…»), базирующиеся на имеющихся у СО РАН уникальных научных установках.

Начиная с 2005 года, большая часть бюджета СО РАН распределяется на конкурсной основе.

Президиум Сибирского отделения РАН считает, что осуществляемый постепенно переход на программно-целевые методы планирования НИР не только способствует повышению эффективности научных исследований и оптимизации бюджетных расходов (что требует Правительство РФ), но и может служить «мягким» механизмом модернизации РАН — определения приоритетов, выделения фундаментального «ядра» среди научных сотрудников и оптимизации структуры научных подразделений, как внутри институтов, так и в рамках отделений РАН.

Теме предстоящей модернизации РАН посвящена заключительная часть доклада.

Программа модернизации
академического сектора науки

Пятого апреля 2005 г. Совету директоров институтов РАН был представлен подготовленный комиссией Президиума РАН проект Программы модернизации РАН, 12 апреля он был рассмотрен на Президиуме РАН и представлен в Минобрнауки РФ.

5 мая министерство провело коллегию, а 12 мая представило в Правительство РФ свой доклад. Рассмотрение вопроса на заседании Правительства РФ планируется 26 мая.

Сибирским отделением РАН высказаны следующие замечания к проекту доклада Минобрнауки РФ:

— уменьшение количества главных бюджетополучателей приведет к деградации науки в регионах;

— критерии оценки деятельности РАН не соответствуют ее задачам;

— предлагаемые меры по оптимизации сети и организационно-правовых форм институтов негативно скажутся на уровне фундаментальных исследований и снизят инновационные возможности науки;

— в докладе не учтен отечественный опыт;

— увеличение зарплаты до 30.000 руб. к 2008 г. без увеличения финансирования означает 3-кратное сокращение научных сотрудников.

Наш вывод — доклад министерства требует существенной переработки.

Подготовленный Российской академией наук вариант Программы модернизации академического сектора науки был опубликован в газете «ПОИСК» (републикация в «Науке в Сибири») и состоит в следующем.

Основные цели и задачи программы модернизации РАН:

— эффективная господдержка фундаментальных исследований;

— модернизация системы управления научными исследованиями (сочетание базового, программно-целевого и конкурсного финансирования);

— развитие элементов инновационной инфраструктуры и повышение эффективности хозяйственного использования результатов;

— поддержка научных школ;

— повышение эффективности использования материально-технической базы;

— воспроизводство кадрового потенциала:

— развитие интеграции науки и высшего образования.

Организационная структура и система управления:

— Сочетание государственного управления и самоорганизации РАН.

— Совершенствование механизмов выбора приоритетов исследований. Формирование координационных советов по направлениям.

— Возможное изменение структуры научной организации и организационно-правового статуса.

— Оптимизация сети научных организаций (консолидация, передача субъектам РФ).

Механизмы финансирования:

— Увеличение бюджетных расходов на фундаментальную науку.

— Расширение проектного финансирования (ведомственные целевые программы).

— Выход в течение 2008 г. на показатели минимальной бюджетной обеспеченности научного работника 750.000-800.000 руб. в год. Средняя зарплата — 30.000 руб. в месяц, молодых специалистов - 15.000-20.000 руб.

— Оптимизация численности персонала, занятого в фундаментальных исследованиях на основе переаттестации.

— Создание не меньших по величине дополнительных ставок из внебюджетных средств.

Структура научных организаций и управление имуществом

Структуризация научных организаций:

— научно-исследовательский сектор;

— сектор ориентированных исследований и инноваций;

— научно-образовательный сектор;

— производственные подразделения;

— АУП и эксплуатационные подразделения.

Периодическая внутренняя аттестация организаций.

Оптимизация использования федеральной собственности, коммерциализация разработок с направлением полученных средств на:

— коренную модернизацию приборной базы;

— дополнительную поддержку заслуженных ученых пенсионного возраста.

Система мероприятий программы модернизации РАН:

— Выявление НИИ с близкой тематикой. Оптимизация их количества и структуры.

— Выявление НИИ, выполняющих, в основном, исследования по договорам и контрактам. Рассмотрение возможности изменения их правового статуса.

— Формирование плана финансирования НИИ на основе новых нормативов, переход на отраслевую систему оплаты труда (отказ от ЕТС).

— Возможное изменение структуры научных организаций.

И, наконец, поручения Президента РФ по результатам его визита в Новосибирск 11 января 2005 года:

— Минэкономразвития РФ внести на рассмотрение Госдумы закон об особых экономических зонах.

— Подготовка предложений по стимулированию отрасли информационных технологий и созданию пилотных проектов технопарков в сфере информационных технологий, в том числе в Новосибирской области.

С учетом этого подготовлены перспективные направления развития Сибирского отделения РАН в 2006-2010 годах (предложения РАН):

— Отраслевая программа РАН «Поддержка фундаментальных исследований мирового уровня».

— Отраслевая программа «Кадры РАН».

— Отраслевая программа «Устойчивое инновационное развитие высокотехнологичных производств на базе научного потенциала СО РАН и вузов».

— Федеральные IТ-центры в г.Новосибирске (возможно в гг.Томске, Красноярске и Иркутске).

— Особая экономическая зона технико-внедренческого типа в районе ННЦ СО РАН.

Докладчик продемонстрировал слайд с проектным предложением по развитию НГУ и созданию IT-центра в ННЦ.

Это строительство будет осуществляться своими силами, но важно добиться обещанной помощи от Министерства экономического развития.

Были также продемонстрированы варианты площадок для создания технико-внедренческой зоны на окраине новосибирского Академгородка.

Если все эти планы воплотятся в жизнь, то Сибирское отделение получит новый импульс для своего развития.

стр. 3-4