НАУКА И ПРАВИТЕЛЬСТВО: ОЧЕРЕДНОЙ РАУНДРеформирование (иначе модернизация) российской науки продолжается. Острые дебаты развернулись на майском Общем собрании РАН, в итоге намеченное на 26 мая 2005 г. рассмотрение в правительстве доклада Минобрнауки «О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки» было отложено. Предполагалось, что до осени, но оно все же состоялось 30 июня. Наталья Притвиц
Обмен мнениями в СМИ
Весь месяц, завершившийся заседанием правительства по реформе науки, со страниц газет не сходили статьи на эту тему. Академия наук не сидела сложа руки, дискуссия о путях реформирования продолжалась. В первой декаде июня в Казани прошло заседание Совета по координации деятельности региональных отделений и научных центров РАН. Из выступления вице-президента РАН академика Н. Платэ. «Нужно повышать зарплату, привлекать молодежь, устанавливать для работников науки нормальные пенсии. Не дело, когда дежурные по станции метро получают втрое больше, чем научный сотрудник, когда у профессора пенсия 2200 рублей, а у полковника в отставке около 10 тысяч. Чтобы начать решать эти проблемы сегодня, в Президиуме РАН достигнуто соглашение с правительством об увеличении процентного отчисления на зарплату работникам РАН от общего финансирования академии и о сокращении численности институтов за счет целой сети научных учреждений, которые будут питаться не из бюджета, а на доходы от своей инновационной деятельности и средства, выигранные в конкурсах научных проектов Из штата институтов предполагается вывести тех, кто просто держит свои трудовые книжки в отделе кадров, а работает на стороне, не принося институту ни славы, ни денег. Будут расформированы некоторые научные учреждения, созданные когда-то под яркую личность, но потерявшие научную значимость после того, как этой личности по разным причинам в институте не стало. Официальные документы Минобрнауки (по идее призванного холить и лелеять науку и образование) четко проводят мысль, что научная работа в институтах должна быть ориентирована на результат. А если нет то института не должно быть. Но какой, например, запланированный результат должен быть у Института астрофизики РАН? К субботе открыть новую звезду?». Президиум РАН, подчеркнул Платэ, отнюдь не стоит на позициях «надо все кардинально переделывать». Надо переделывать многое, но так, чтобы те институты, которые нас не удовлетворяют, стали лучше. О том, как это можно сделать, рассказал академик Н. Добрецов, подробно изложив опыт реформирования Сибирского отделения РАН. Затем он зачитал проект решения Совета, где было сказано о том, что Совет поддерживает концепцию реформирования РАН, но настаивает на организации нескольких программ по исследованиям мирового уровня, кадрам РАН и устойчивому развитию высокотехнологичных производств. Очевидно, что программы эти нужны. Но, оказывается, Минфин написал категорическое заключение, что РАН должна заниматься только фундаментальными исследованиями, а инновационные проекты не ее задача. То есть Минфин категорически возражает не кому-либо, а Президенту РФ (П № 25). РАН упрекают в том, что ее «не видно и не слышно», что она «Академия молчащих наук». «В обществе происходят радикальные перемены, которые затрагивают всю страну, решаются стратегические задачи будущего страны, определяется ее курс. А Академия наук исчезла в обществе как феномен его жизни. Еще выступают в СМИ академики, но вспомнить о какой-то важной социальной Академии или ее позиции по общественно важному вопросу сегодня довольно-таки затруднительно. Конечно, РАН готовит документы, готовит оценки развития страны, но в обществе об этом почти ничего не известно. Мы знаем, что думают о важнейших проблемах развития страны артисты, пародисты, фотомодели и так называемые политологи, но практически ничего об оценке Академии наук. Это проблема и Академии наук, и всего нашего общества. Обществу необходимо знать и понимать оценку научных экспертов высшей квалификации по важнейшим проблемам развития страны» (РГ 16.06). Академик В. Гинзбург, лауреат Нобелевской премии, размышляя на тему «Так все-таки какая Академия наук нужна России?», на одно из первых мест ставит проведение ею экспертиз, которым должны подвергаться любые более или менее крупные проекты. «Разумеется, экспертиза может быть эффективна только в случае полной ее независимости. Но о какой независимости экспертизы может идти речь, если сама Академия будет зависеть от власти, которая управляет ею?» (НоГ 16.06). Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы чл.-к. РАН Ю. Назмеев резко выступил против отмены государственной аккредитации научных учреждений ибо повышение эффективности использования бюджетных средств, внедрение конкурсных начал при их распределении, формирование института государственного заказа на НИОКР невозможны без наличия перечня организаций, потенциально способных заниматься наукой, исследованиями. Необходимо выделить действительно солидные научные структуры и создать барьер для всевозможных контор типа «Рога и копыта» (П № 22). Мнение председателя Уро РАН академика В. Черешнева такое же надо вернуть научную аккредитацию. Иначе конкурсы на разработку будут выигрывать ООО, ЗАО и т.д., готовые представить любые проекты и пообещать моментальную отдачу (П № 25). Участились публикации о нарушениях в деятельности РАН по использованию материальных и финансовых средств. Главный упрек Счетной палаты (после проверки в 2002 г.) «нецелевое использование бюджетных средств» (НГ 21.06). Говорится и о проверке Агентства по управлению имуществом РАН ревизорами Министерства. «Проверка проводилась надзорным ведомством в связи со специальным обращением ФСБ России. Как выяснилось, государственной недвижимостью руководство РАН действительно свободно распоряжалось в своих интересах, не имея на то особых прав Теневые доходы, полученные администрацией Академии только по выявленным в ходе проверки незаконным контрактам, оцениваются специалистами в 4-5 млрд. руб.» (НИ 30.06). Досталось и СО РАН. «К примеру, его проверка показала, что один из омских НИИ перечислял деньги на оплату тепла, света, воды и связи в помещении, где находится цех, в котором лепили на продажу пельмени». Этот факт даже дал убийственное название большой статье «Наука лепит пельмени» (НоГ 27.06). Фонд «Общественное мнение» обнародовал результаты масштабного опроса, посвященного деятельности РАН. Вывод: «общество не верит в эффективность РАН» (ПГ 25.06). Но в той же статье подробно говорится не об эффективности, а опять же о проверке Агентства по управлению имуществом РАН Какое же может быть мнение общественности, если она все время получает из СМИ негативную информацию? Как вам понравится, например, такое мнение: «Не следует путать ополчившуюся на реформы научную бюрократию с эффективными научными кадрами у нее в подчинении. Российская наука жива. Но, как правило, не имеет отношения к РАН и ГНЦ. Живет на иностранные гранты и с помощью российского бизнеса» (И 21.06). Недаром же президент РАН Ю. Осипов на заседании правительства посетовал; «Каждый день публикуется по 10-15 лживых статей об имуществе РАН. Кто их заказывает?» (Ъ 01.07).
Заседание правительства 30 июняПервым прокомментировало его, конечно, телевидение. Первый канал: «Жаркие дискуссии разгорелись на заседании Правительства России по поводу развития отечественной науки. Главный вывод без развития науки нельзя решить проблемы развития России. Правительство одобрило концепцию, предложенную научным министерством»; «Сегодня»: «Обсуждение напоминало яростную перебранку». В один и тот же день (1 июля) в газетах появились совершенно различные (порой противоположные) оценки состоявшегося. «Чиновники победили ученых. Науку будут реформировать по-министерски» (МК). «Концепция реформирования научной сферы России в ее нынешнем виде, после правки со стороны Российской академии наук, оказалась выхолощена. Академики практически реализовали свою мечту: чтобы все было как есть, только денег побольше» (В). «Количество вопросов, по которым так и не найден был компромисс чиновников и научного сообщества, значительно сократилось (РГ). По сообщению в «Известиях», А. Фурсенко предложил провести тотальный мониторинг эффективности действующих научных учреждений а их в России около 2600. После этого наиболее бесполезные лаборатории придется ликвидировать или реорганизовать. Общее количество финансируемых из бюджета вакансий в науке может уменьшиться на 20 %. Однако у оставшихся ученых зарплата за несколько лет возрастет в 3-5 раз средний российский ученый должен начать получать до 30 тысяч. Хотя заседанию кабинета предшествовали долгие и очень тяжелые дискуссии между министерством и учеными, которые не желали реформироваться «по-министерски», однако, на самом заседании и президент РАН Ю. Осипов, и глава Курчатовского института академик Е. Велихов, и ректор МГУ В. Садовничий реформу поддержали. «Врагом науки» на заседании оказался министр экономического развития и торговли Г. Греф, который сказал, что не понимает, зачем нам нужна РАН в ее нынешнем виде. Ведь за рубежом академии наук это просто элитарные клубы выдающихся ученых, а организацией и финансированием научных исследований занимаются госструктуры, университеты и научные фонды. Реплика вызвала резкую отповедь со стороны президента РАН, который назвал заявление главы МЭРТ «по меньшей мере оскорбительным». По словам Ю. Осипова, последние 15 лет наука «истязается», поскольку кто-то пытается представить дело так, чтобы «сложилось мнение, что люди, руководящие наукой, это очень плохие люди, которые все делают не так». Явно намекая на Грефа, Осипов заметил, что «есть люди, которые позволяют себе думать, что все понимают и все знают». За академию наук вступился А. Фурсенко (сам сын академика). По словам министра, наука в России развивалась не так, как в Европе: построив систему РАН, «мы создали уникальный инструмент с определенными недостатками, но и с большими достоинствами». Разрушив РАН, мы не сможем быстро создать никакой альтернативы. Г. Греф подверг представленную программу уничтожающей критике за ее бессодержательность и неконкретность. «Как делать ответа нет. Что делать ответа нет. С такими решениями никакого удвоения ВВП не будет». А. Фурсенко фактически признал критику («я согласен, что есть много незавершенных, нечетко сформулированных предложений»), но попросил одобрить программу. «Да, есть пробелы, но мы просим дать нам добро двигаться в этом направлении, исправляя недостатки на ходу». С этим кабинет и согласился (И 1.07). Примерно такой же рассказ (с разной степенью подробностей) находим и в других газетах (МК, РГ, Т, СР). Премьер М. Фрадков оставил последнее слово за собой: «Наука не ждет стопроцентных решений. Мы сейчас одобрим концепцию реформы в основном, а вы продолжайте постоянно над ней работать» (Ъ 1.07). Уточнил, что предлагаемые меры «это только предбанник», за которым должны стоять конкретные решения (ПГ 1.07). И закончил: «Вы чувствуете ответственность, Андрей Александрович?» (КП 1.07).
Что думают о реформе науки |