СЕКРЕТ УМНОЙ СТАРОСТИВ следующие пять лет достигнет пенсионного возраста самое многочисленное поколение в истории Америки (его здесь называют «babyboomers»). Это 78 миллионов человек. Их ждет долгая старость в среднем они проживут по 85 лет. Понятно, что это обещает Америке настоящую демографическую революцию и социальную, и экономическую, и политическую, и, конечно, культурную. Понятно и то, что самой важной отраслью медицины в Америке сейчас становится геронтология, которая обещает не только скрасить старость, но и сделать ее достойной и полноценной частью нашей жизни. О том, как этого добиться, рассказывает доктор Элхонон Голдберг.
Уроженец Риги, Голдберг живет в Америке 30 лет. Многолетние занятия нейробиологией привели его к важным научным открытиям. О них он рассказал в нескольких переведенных на многие языки книгах. Особый интерес представляет его только что вышедшая работа с обнадеживающим названием «Парадокс мудрости: как ум может развиваться, в то время как мозг становится старше». С профессором Голдбергом беседует корреспондент Радио Liberty Виктория Купчинецкая. Доктор, расскажите, почему вы решили написать эту книгу. Книгу я решил писать от старости это такая форма авторской терапии, само-терапии. То есть, мне сейчас 58 лет было 56, когда я начал писать книгу. Все эти вопросы у меня были в отношении самого себя. И я решил, поскольку я еще и ученый, а не только пожилой человек (я доктор, который занимается мозгами и памятью), рационально все это проанализировать, в надежде на то, что такой рациональный анализ будет и мне полезен, чтобы самому нервы успокоить, и полезен миллионам моих сверстников, которые активны и энергичны, но находятся в таком возрасте, когда начинаешь задумываться о том, что грядет через 10-15 лет. Можно ли резюмировать вашу книгу одним тезисом: чем больше мы свой мозг используем, тем лучше он будет работать на протяжение многих лет? Наш мозг, нервная система, весьма пластична. И новые нервные клетки продолжают рождаться и созревать в нашем мозгу на протяжении всей жизни. Лет десять назад ученые исходили из того, что мы рождаемся с каким-то количеством нервных клеток, но потом они только умирают. И это порождало такой пессимистический взгляд на то, что происходит с нашим мозгом в процессе старения. Но совершенно новые научные данные показывают, что нервные клетки продолжают зарождаться и развиваться на протяжении всей нашей жизни. Этот процесс, оказывается, в высокой мере зависит от характера наших умственных процессов, от характера нашей умственной деятельности. Из этого следует, что чем более разнообразна наша умственная деятельность, тем в большей степени эти нервные клетки зарождаются даже в стареющем мозгу, и тем самым мозг обновляется. Так что, в какой-то мере мы можем своей собственной активностью регулировать судьбу собственного мозга. Это немножко похоже на занятия спортом. Не немножко даже. Хотя мозг наш не является мускулом Но мозг является физической частью тела, бытия. Мозг это тоже биологическая система, которая управляется сходными биологическими законами, и аналогия между физической и умственной активностью весьма прямая. Так же, как физическая активность стала массовым феноменом, а не только уделом экзотических спортсменов эта идея стала проникать 30-40 лет назад в широкие круги общества, а сегодня физическая тренировка стала неделимой частью нашего образа жизни. И я думаю, что в течение ближайших нескольких лет эта идея, что умственная активность, умственная гимнастика очень важна для поддержания благополучия нашего мозга, нашей психики, тоже станет неделимой частью нашей массовой культуры. Насколько новы эти идеи относительно умственной гимнастики? Они новы в том смысле, что стали появляться в печати на протяжении последних нескольких лет. И последнее время совершенно фантастические данные попадаются в литературе. Например, у людей, которые владеют несколькими языками, части мозга, связанные с языком, с речью больше, чем, у людей, которые говорят только на одном языке. А связанные с процессами восприятия мелодий больше у музыкантов; части мозга, связанные с памятью, больше развиты у людей, которые занимаются такой деятельность. Например, лондонские таксисты знают все улицы в этом огромном городе, как куда приехать. И у них часть мозга, связанная с памятью, так называемый гиппокамп, больше, чем у нас с вами. У людей какой профессии больше шансов сохранить умственную активность? Чем более разнообразна ваша умственная деятельность, тем более широкая панорама частей мозга будет от этого выигрывать. Это известный факт многие великие люди как-то интуитивно до этого дошли Эйнштейн играл на скрипке, Черчилль был любителем-живописцем. Эти люди, явно очень незаурядные, как-то дошли до того, что им было полезно еще в дополнение к своим профессиональным занятиям, заниматься чем-то весьма отдаленным от своих профессий. Это их тоже обогащало. Многие факторы определяют то, как мы стареем: факторы образа жизни, генетические факторы. Чем больше вы интересуетесь разнообразным кругом вопросов, чем больше ум напрягаете тем больше у вас шансов сохранить ясную голову, хорошее внимание, хорошую память до глубокой старости. Но не получится ли тогда, что интеллигенция будет жить долго и счастливо, и думать, и писать книги, и будет такой прекрасный мир, наполненный пожилыми, мудрыми, интеллигентными людьми, а вот рабочие, которые всю жизнь проработали на заводе на конвейере, они все впадут в старческий маразм в возрасте 55-ти лет? Это слишком драматизировано. Понятно, что люди интеллектуальных профессий больше напрягают свои мозговые процессы, но люди, которые работают на фабрике, тоже мыслят, их работа тоже требует интенсивных усилий. Может, не таких усилий, но это количественная разница, а не качественная. Говорить, что одни будут мудрецами до глубокой старости, а другие впадут в маразм чрезмерное упрощение. Есть данные, которые в более умеренной форме эту точку зрения подтверждают. Есть фонд «МакКартер Фаундэйшн», который поддерживает всякие интересные исследования, авангардные, самые современные. Там организовано исследование «секретов успешного старения». Один из секретов, который они открыли это уровень образования. Люди с более высоким образованием в мозговом смысле дольше не стареют, чем люди с меньшим образованием. Вероятность умственного упадка существенно меньше у людей с высшим образованием. Вот эти исследования весьма прямым образом поддерживают то, о чем мы говорим. Вы практикующий нейропсихолог, вы создали программу «Cognitive Fitness Program», по-русски мы ее назовем «Программой по поддержанию умственного здоровья». Расскажите, пожалуйста, более подробно об этой программе какие вы предлагаете вашим пациентам упражнения, чем и как вы с ними занимаетесь. Программа построена на аналогии со спортивным залом, но в отличие от машин металлических у нас есть компьютеры, и на этих компьютерах у нас упражнения для памяти, для внимания. Ведь наша умственная деятельность неоднородна, она состоит из очень многих сложных компонентов. То есть, для каждого из этих компонентов у нас есть упражнения в форме игр. Но созданы эти игры со знанием неврологии, психологии у них есть научная основа. Каждое из этих упражнений тренирует какой-то аспект памяти, какой-то аспект внимания, языка, речи, принятия решений, и т.д. Это такой умственный тренажерный зал. К нам люди приходят и проводят около часа с этими программами под наблюдением тренеров умственной гимнастики. стр. 8 |