В оглавление

О ЧЕМ РАССКАЗАЛ КОСТЮМ ПОСЛАННИКОВ ВЕЧНОСТИ

В начале августа в Доме ученых ННЦ прошла презентация книги Н. Полосьмак и Л. Барковой «Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.)». Научный редактор — академик В. Молодин. На презентацию собрались археологи, сотрудники издательства и представители СМИ.

В. Садыкова, «НВС»

Иллюстрация

— Мне кажется, что эта книга счастливая, — сказала, открывая презентацию, директор издательства «ИНФОЛИО» Лидия Панфилова. — Без всяких наших усилий она вышла за два дня до вручения Государственной премии за открытие, которому она посвящена.

Напомним, что за открытие и исследования уникальных комплексов пазырыкской культуры IV-III вв. до н.э. на территории Горного Алтая академику В. Молодину и д.и.н. Н. Полосьмак была присуждена Государственная премия 2004 г. в области науки и технологий.

Вячеслав Иванович Молодин поблагодарил коллег и журналистов, пришедших на этот праздник. Появление книги для автора, сказал он, действительно праздник, который можно сравнить с появлением ребенка на свет: автор вкладывает в книгу много сил, времени, здоровья и душу. А когда книга получается еще и такая красивая, вдвойне приятно.

Как известно, пазырыкская культура начала изучаться еще в конце XIX в. академиком Радловым. В 30-х гг. XX в. в урочище Пазырык ленинградскими профессорами М. Грязновым и С. Руденко были найдены царские курганы с сохранившимися коврами, тканями, одеждой, возраст которых 2,5 тыс. лет.

В 1990-1995 гг. в погребениях на плато Укок ак. В. Молодиным и д.и.н. Н. Полосьмак были обнаружены неразграбленные могилы с ледяными линзами в погребальных камерах. Одежда, головные уборы, меховые шубы, кстати, найденные впервые, были отреставрированы и предстали в своем первоначальном виде.

А потом у Н. Полосьмак и Л. Барковой (археолога, хранительницы коллекций Государственного Эрмитажа, участницы экспедиций М. Грязнова) возникла идея обобщить и проанализировать весь материал, полученный в Пазырыкских курганах и на Укоке, используя новые научные данные. Этот новый уровень интерпретации стал возможен благодаря привлечению к исследованиям химиков, биологов, физиков из разных институтов СО РАН: НИОХ, ИНХ, ИК, ЦСБС, ИЦиГ и др.

Научное исследование оказалось уникальным, но сам по себе научный материал не привлечет широкого читателя, если его надлежащим образом не преподнести. Издательство «ИНФОЛИО» под руководством Лидии Панфиловой сделало эту научную книгу фактически художественным произведением.

— Я бы никогда не взялась за эту книгу, если бы художник Дмитрий Владимирович Поздняков не создал прекрасные образы пазырыкцев, — говорит Наталья Викторовна Полосьмак. — Тот, кто откроет книгу, будет поражен великолепными иллюстрациями, изображающими пазырыкцев, одетых в свои костюмы. После того, как увидишь эти рисунки, по-другому их уже невозможно представить. В настоящее время ни в России, ни за рубежом нет равных ему в воплощении археологических образов, точного воспроизведения человека и костюма из далекого прошлого, и ценность книги, благодаря этим рисункам, просто удваивается.

Книга во многом строится на результатах исследований химиков, которые занимались текстилем и определяли состав тканей и красителей. Только на основе этих данных археологи смогли сделать исторические выводы. Быть может через 50 лет кто-то будет трактовать это данные по-другому. Но останется источник, результаты исследований химиков и физиков, которые опубликованы в виде приложения, и это является важнейшей частью книги.

— Книга представляет собой огромный контраст с тем, что было извлечено из захоронения во время раскопок, — вспоминает археолог Игорь Слюсаренко, заместитель начальника археологического отряда Н. Полосьмак на тех памятных раскопках начала 90-х. — Все, что сейчас представлено на фотографиях и рисунках, отреставрировано и приведено в порядок, а тогда все это было во льду, лед сразу же начал таять, яма быстро наполнялась водой и каждый день, прежде чем приступить к работе, надо было вычерпать воду. Можно себе представить, как выглядели вещи, находящиеся в погребении. Потребовался огромный труд исследователей, реставраторов, художников, чтобы все это вылилось в прекрасную книгу. Это достойное завершение работы.

В ходе пресс-конференции Н. Полосьмак и В. Молодин ответили на интересующие журналистов вопросы: о чем рассказали костюмы пазырыкцев, что это были за люди, чем занимались, какие имели связи с внешним миром.

Наталья Викторовна рассказала, что традиционно население Горного Алтая носило одежду из кожи и меха. В погребениях Укока люди были одеты совсем по-другому: в одежду из тонких шерстяных и шелковых тканей. Это были люди, которые привыкли к другой одежде, к другому стилю жизни. Ткани говорили о другой среде обитания, а когда их изучили химики, определили состав красителей, оказалось, что красители уводят в Средиземноморье. Весь круг аналогий, подтвержденных химическими исследованиями, указывает на происхождение тканей в регионах, близких к Передней Азии. Видимо люди, которые носили эту одежду, пришли оттуда. Их костюм не вписывается в культуру Горного Алтая. Конечно, сверху они утеплялись меховыми шубами, приспосабливаясь к новым условиям, но под ними была одежда, нетипичная для местных кочевников.

В алтайских курганах представлена часть огромного, так называемого сакского мира, занимавшего Азиатскую часть евразийского пояса степей. В лице пазырыкцев мы видим маленький осколочек огромной культуры, и только благодаря пазырыкским памятникам мы можем представить, каким был мир, начиная от Зауралья, от прикаспийских степей, до границ Синцзяна.

Нет ничего удивительного, что на Алтае оказались следы древнейших цивилизаций Передней Азии. В те времена, когда совершались походы Александра Македонского, народы тасовались, как карты, войны вызывали цепную реакцию подвижек населения. Вот и эти люди, добравшиеся до Алтая, нашли там на какое-то время прибежище. Уникальность Алтая в том, что здесь сохранилось свидетельство их культуры, как части мировой культуры, достижения мировых цивилизаций.

Другие вопросы журналистов касались проблем возвращения мумии на Алтай и продолжения раскопок на Алтае, поскольку раскопки 93-го года получили не только научный, но и широкий общественно-политический резонанс.

В. Молодин ответил, что в каком-то обозримом времени мумия, наверное, вернется на Алтай. Между правительством Республики Алтай и Институтом археологии есть договор о том, что мумия будет возвращена после окончательного завершения научных исследований. Пока же исследования активно продолжаются.

Н. Полосьмак привела пример: в Эрмитаже более 50 лет хранятся мумии из пазырыкских курганов, обнаруженные С. Руденко и М. Грязновым. Фрагменты высокохудожественных татуировок были опубликованы еще в первом издании. И только в этом году мумии посмотрели под лампами специального излучения и оказалось, что они покрыты великолепными татуировками с ног до головы. Это была сенсация! Татуировки даже удалось сфотографировать и срисовать в этом свете.

Это говорит в пользу того, что мумии должны храниться в специальных условиях как можно дольше. В Новосибирске это можно гарантировать. Алтай таких условий пока предоставить не может. Мумия — бесконечный источник информации. Это мировое достояние. Возможно, через 10-20 лет можно будет получить информацию, важную для всего человечества. А пока мы даже не можем сформулировать все вопросы, потому что не знаем, на что она может ответить. Эти посланники из вечности должны служить не предметами для поклонения, а именно объектами для изучения.

Что касается работы на Укоке, то сейчас ее можно бы и возобновить, потому что запрет на раскопки на плато Укок, который был объявлен зоной покоя, снят. Но при таком негативном отношении к раскопкам, особенно после землетрясения, будировать эту проблему не хотелось бы. Кроме озлобления у определенной части населения это ничего не вызывает. Со временем, когда успокоятся все страсти, можно будет возвратиться на Укок.

Но наука на месте не стоит — в течение двух последних лет по приглашению президента Академии наук МНР ак. Чадры проводились работы по соседству с Укоком, на территории Монголии. Там были обнаружены комплексы, сходные с раскопанными на Укоке, что означает распространение культуры на юг. В этом году новосибирскими геофизиками во главе с чл.-корр. М. Эповым были проведены исследования подкурганного пространства, которые показали, что и там, по-видимому, присутствуют мерзлотные аномалии, дающие возможность надеяться на получение важных результатов. То, что не удалось сделать в 90-е годы, можно сделать сейчас с привлечением к этой программе биологов, мерзлотоведов и ученых других специальностей. И если археологам будет сопутствовать такая же удача, наука обогатится принципиально новой информацией.

стр. 2