В оглавление

О ШКОЛЕ «ИНСАЙТ»

Открытый ответ на коллективное письмо.

В Президиум Сибирского отделения РАН в конце июля 2005 г. поступило письмо, в котором группа жителей Академгородка выражает поддержку деятельности негосударственного образовательного учреждения «Инсайт» и обращается с просьбой о продолжении размещения этой организации на базе имущественного комплекса СО РАН. Письмо подписано родителями (11 подписей), чьи дети посещали эту школу, и работниками школы (12 подписей).

Обращение и сложившаяся ситуация со школой «Инсайт» внимательно рассмотрены службами аппарата Президиума. В результате анализа всей истории вопроса можно сделать следующее заключение.

В январе 2003 г. негосударственному общеобразовательному учреждению «Инсайт» по договору аренды были переданы помещения площадью 166 кв. м в действующем, но не полностью укомплектованном дошкольном образовательном учреждении № 241. Бюро Президиума СО РАН по Новосибирскому научному центру в октябре 2003 г., признавая целесообразность вариативного подхода к обучению детей с нестандартными психо-физическими характеристиками, нуждающихся в коррекционно-развивающем образовании, приняло решение увеличить размеры площадей, передаваемых в аренду «Инсайту», до 50 % от общего объема здания. Другая часть здания была передана под размещение лаборатории экологического воспитания Института цитологии и генетики, в течение более сорока лет хорошо известной всем жителям Академгородка как Станция юных натуралистов (СЮН) и ютившейся до настоящего времени в половине служебного жилого коттеджа.

Однако уже в конце 2003 г. у Сибирского отделения возникли проблемы с директором школы «Инсайт» О. И. Кабановой, которая категорически отказывалась выполнять условия договора аренды в части размеров и месторасположения арендуемых помещений, а также фактически блокировала заселение в здание по ул. Золотодолинской, 6 Станции юных натуралистов. Не говоря уж о несвоевременной оплате аренды и компенсации эксплуатационных расходов.

При попытке урегулировать этот конфликт неожиданно обнаружились обстоятельства, которые вообще ставят под сомнение правомочность существования этого учреждения как юридического лица. В частности, речь идет о фальсификации учредительных документов со стороны одного из учредителей — директора школы О. И. Кабановой. Суть фальсификации состоит в том, что «собрания учредителей», на котором якобы было принято решение о создании образовательного учреждения, утвержден его Устав и назначен директор, фактически не было. Трое из пяти заявленных «учредителей», а именно — академик В. В. Власов, академик В. Н. Пармон и академик В. К. Шумный, на «собрании» не присутствовали и ни Устава, ни протокола этого «собрания» не подписывали. Да и не могли люди в здравом уме утвердить Устав, который полностью выводит из-под контроля большинства учредителей деятельность директора создаваемого учреждения (пп. 6.3 и 6.9 Устава).

По заявлению этих трех «учредителей» прокуратурой Советского района г. Новосибирска 17 мая 2004 г. было возбуждено дело об административном правонарушении. В постановлении о возбуждении дела, в частности, говорится:

«Директор и один из учредителей школы Кабанова  О. И., которая занималась подготовкой документов для государственной регистрации и предоставлением их в налоговый орган, в ходе проверки пояснила, что все названные в протоколе (имеется в виду протокол общего собрания учредителей) лица участвовали в собрании учредителей и выражали намерение быть учредителями данного образовательного учреждения.

При проведении проверочных мероприятий не установлено ни одного документа, подтверждающего волеизъявление Власова В. В., Шумного В. К. и Пармона В. Н. на создание негосударственного образовательного учреждения «Инсайт».

Еще цитата из постановления прокуратуры: «Директором НОУ „Инсайт“ Кабановой О. И. в налоговый орган представлены недостоверные сведения о составе учредителей юридического лица, а именно, указаны лица, не выражавшие волю быть учредителями и собственниками имущества юридического лица.»

И это при том, что и учреждение, и его директор призваны осуществлять воспитание детей. Таким образом, О. И. Кабанова и люди, способствовавшие ее неправомерным действиям, фактически поставили и себя, и возглавляемую ею организацию в положение «вне игры». Но мало этого, директор школы и группа «энтузиастов», пытаясь переложить вину за возникшие проблемы на Сибирское отделение РАН, пустились во все тяжкие, организуя телерепортажи, направленные на дискредитацию Президиума СО РАН.

В сложившихся обстоятельствах Сибирское отделение РАН, которое в свое время активно поддержало инициативу создания школы «Инсайт», не может себя связывать обязательствами с нелегитимной с правовой точки зрения организацией. В настоящее время в производстве Арбитражного суда Новосибирской области находится дело по иску Сибирского отделения РАН об освобождении негосударственным образовательным учреждением «Инсайт» незаконно занимаемых помещений.

Что касается имеющихся в письме замечаний о том, что некоторые здания детских учреждений используются не по назначению, то необходимо заявить следующее.

Авторам письма, как жителям Академгородка, должно быть хорошо известно, что, с одной стороны — в Новосибирском научном центре все дети дошкольного возраста по первому заявлению получают места в дошкольных учреждениях, а с другой стороны — сотрудники СО РАН платят за содержание своих детей в детских садах ННЦ не более 20 % от фактической суммы затрат. Кроме того, несмотря на то, что уже в течение почти 15 лет не выделяются бюджетные средства на ремонт детских дошкольных учреждений, Сибирское отделение РАН ухитряется поддерживать помещения в удовлетворительном состоянии. И делается это в основном за счет средств, получаемых от аренды тех объектов, которые в настоящее время не могут быть использованы по прямому назначению (именно как детские сады), поскольку по действующим санитарным нормам эти здания требуют капитального ремонта. И делается это в соответствии с действующим законодательством.

И.о. председателя Отделения
академик В. Молодин,
члены Президиума Отделения, академики
В. Власов, В. Пармон, В. Шумный

стр. 2