В оглавление

ЮБИЛЕЙ ПЕРВОГО УЧЕБНИКА ИНФОРМАТИКИ

Двадцать лет назад школьники Советского Союза получили первый учебник компьютерной грамоты — «Основы информатики и вычислительной техники». Тираж этой книжки на русском языке составил свыше трех миллионов, тысячи экземпляров были изданы в переводе на все языки союзных республик.

И. Крайнева, Институт систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН

Сознавая серьезные социальные последствия будущего широкого применения компьютеров, академик А. П. Ершов вел неутомимую борьбу за школьную информатику. Работа по теме «ЭВМ и школа» в команде А. П. Ершова началась с 1961 г. с отдельных экспериментов по преподаванию программирования в кружках и факультативах. Затем, пройдя стадии внеклассной работы и предпрофессиональной подготовки, сложилось фундаментальное научное направление, выполняемое по заданиям государственного плана.

Иллюстрация
Издания учебника «Основы информатики и вычислительной техники» для 9-10 классов под редакцией А.П. Ершова и В.М. Монахова на языках союзных республик.

По воспоминаниям ученицы академика Ершова к.ф.-м.н. Лидии Городней (ИСИ СО РАН), объем работы, выполненной им за 1985-88 гг., потребовал невероятно интенсивного ритма жизни. Работа шла почти без выходных, без передышек между очень частыми командировками, без скидок на болезнь, на недостаточность кадровой и финансовой поддержки. Серьезно больной, за день до операции Ершов пишет статью «Алгоритмы работы с величинами, пятый урок для учителя» — пример преданности делу, ответственности и душевного благородства.

Андрей Петрович был в это время признанным идеологом компьютерной грамотности, организатором работы по созданию и автором учебных пособий для учащихся и учителей, пропагандистом информатизации и методистом. Создание учебника — это только часть комплексной программы информатизации школы. Ершов руководил разработкой программного обеспечения школьного учебного процесса (система «Школьница»), типового учебного кабинета, курировал составление технического задания на разработку и производство технических средств и оборудования школьных кабинетов вычислительной техники. Параллельно шла интенсивная пропагандистская и просветительская работа: участие в подготовке партийных и правительственных постановлений, выступления в Политбюро, перед министрами просвещения республик, учителями. На телевидении было записано шесть тридцатиминутных уроков программирования, подготовлено пять статей под рубрикой «Уроки для учителя» в «Учительской газете», открыта рубрика «Как учить программированию» в журнале ГКНТ «Микропроцессорные средства и системы». В архиве Ершова сохранились сотни писем противников и сторонников компьютеризации школы: на многие он отвечал лично. Ершовский школьный курс называли программистским — он был нацелен на изучение алгоритмов и программ. Критики такой постановки дела считали, что программирование не нужно изучать в школе, потому что это трудно и не всем доступно. На это Андрей Петрович справедливо отвечал: «Мало, кто станет писателем, однако писать сочинение в школе учат всех. Нельзя лишать детей возможности творчества и самовыражения. К программированию это относится в той же мере».

стр. 2