ПРОРЫВ В ОБРАЗОВАНИИОткрытое письмо Президенту РФ и министру образования и науки РФ.
Послушав выступления Президента РФ о российском образовании и последовавшие за ними беседы министра образования РФ, прочитав газеты, обдумав новую информацию, я решила написать открытое письмо высшим лицам государства. Судя по публикациям в газетах, многие педагоги не остались равнодушными к предложенным переменам. Есть идеи, мысли, планы, которые было бы полезно собрать в общую копилку, чтобы новые инициативы не оказались просто очередной кампанией, о которой вскоре забудут. Повторяться и углубляться в глобальные обобщения не буду, остановлюсь, естественно, на собственном опыте работы по программе «Поколение.ру», по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, а также по опыту международной деятельности. Уважаемый господин Президент РФ! Уважаемый господин министр образования и науки РФ! 1. Российское образование должно совершить прорыв и занять достойное место на международной арене. Это слова Президента страны, с которыми я как работник образования полностью согласна. При этом хотелось бы подчеркнуть, что в России имеются школы, педагоги, ученики, которые уже прорвались на международную арену. Одна из самых активных всемирных организаций педагогов «Международное образование и ресурсы компьютерной сети» (IEARN www.iearn.org), существует с конца 1980-х годов, и Россия является ее членом. Есть свое отделение, есть страницы на русском языке. Российские школы участвуют в международных проектах, используя интернет, работы учащихся опубликованы во многих странах мира. С 1993 года проводятся ежегодные конференции учителей, в 2002 году очередная конференция IEARN проходила в Москве. Однако делегации российский учителей на всех этих мероприятиях крайне малочисленны, российское отделение IEARN не заботится о том, чтобы информация о таких мероприятиях публиковалась в СМИ, не оказывает никакой финансовой поддержки педагогам. Не заметно и какой-либо связи или координации работы с министерством образования и науки РФ. Между тем, например, в 2002 году министерство образования Ирана оплатило поездку в Москву на конференцию нескольким десяткам педагогов, чтобы они имели возможность обменяться опытом с коллегами из других стран. В 2004 году меня пригласили на конференцию IEARN в Словакию с оплатой расходов за счет принимающей стороны. Кроме меня, от России присутствовали группа москвичей, приехавших за счет спонсора, и группа из Петербурга, приехавшая за свой счет. В 2005 году 12-я конференция проходила в Сенегале, многие учителя написали мне, что россиян там практически не было. Летом 2006 года очередной слет учителей мира состоится в Голландии. Кто из нас сможет туда поехать? Кто нами будет заниматься? Каждый раз, побывав на крупном международном мероприятии, я пишу статьи, выступаю с докладами, стараюсь вовлечь как можно больше коллег-педагогов в международную деятельность. Раньше писала электронные и бумажные письма в министерство, в отделение IEARN в Москве, в газеты и журналы, пытаясь добиться ответа, внимания, помощи. В основном не получала ничего, один раз пришел ответ из журнала: «Мы не занимаемся помощью учителям». А кто занимается? Почему нет никакой реакции министерства, органов образования на регулярные публикации о роли ИКТ в образовании в «Учительской газете»? Почему наши спортсмены и сонмы болельщиков едут на любые соревнования, спортсмены получают громадные премии за свои победы, а образование остается сиротой при живых родителях? 2. В чем же мы прорвались, и почему я считаю, что российских учителей можно и нужно поддерживать, отправлять на международные конференции вместе с лучшими учениками? Мне пишут коллеги из разных стран, в последнее время пишут студенты, которые читают «Учительскую газету» и уже сочиняют дипломы об использовании ИКТ, о международных проектах, опираясь на наш опыт. Лицей 130 имени академика М. А. Лаврентьева, где я работаю десять лет, получил интернет-класс в подарок от Джорджа Сороса в 1997 году. С тех пор я работаю координатором международных проектов, одновременно имея полную нагрузку учителя английского языка. Обучаю учеников, провожу семинары для педагогов района, города и области, читаю лекции, езжу на конференции, когда приглашают и оплачивают расходы по поездке, веду обширную переписку. Что мы сумели сделать за восемь лет работы? Приняли участие во многих международных проектах, создали многочисленные сайты на русском и английском языках, не один раз побеждали в конкурсах на лучший проект (www-eng.sch130.nsc.ru). Одной из главных своих задач я считаю популяризацию такого рода деятельности, помощь педагогам любого региона, любой страны, координацию усилий. Неоценимую роль здесь играют СМИ, я регулярно печатаюсь в газете «Наука в Сибири», в «Учительской газете», всегда получаю отклики (но не от официальных органов). По собственному опыту знаю, что мы, россияне, сильны как методисты. Вот опять к 1 сентября в международных интернет-новостях прочитала обращение к педагогам мира с просьбой прислать историю об успехе учеников, об использовании ИКТ. Тема это родная и знакомая не только потому, что приходится постоянно заниматься этим на практике, но и потому, что я регулярно участвую (и побеждаю) в различных всероссийских и международных конкурсах. Я сразу откликнулась, написала на английском языке, как участвовала в конкурсе «Лучший урок письма», не первый год проводящемся «Учительской газетой» http://us.iearn.org/professional_development/curriculum/laws_of_life.php. Не так легко написать толковую, понятную методическую разработку, объяснив все ступени работы так, чтобы любой другой учитель мог ею воспользоваться, а потом сделать то же самое на иностранном языке. Знаю, какие сложности испытывает наш отечественный педагог: те, кто хорошо знают, как пользоваться техникой, зачастую не знают иностранного языка, а те, кто знает иностранный язык, часто не владеют компьютером. Невольно вспоминается известный Указ Петра I: «Тех, кто умеет ремеслу, но не умеет художеству, отправить за рубеж обучаться художеству; а тех, кто умеет художеству, но не умеет ремеслу, отправить учиться ремеслу». Любой современный международный проект предполагает умение осуществлять междисциплинарные связи, устанавливать межкультурные контакты. Помимо прочего, это означает, что учитель иностранного языка вполне может сотрудничать с учителем информатики, хотя в идеале, конечно, будет лучше, если каждый учитель-предметник освоит компьютер. 3. Всячески приветствую предложение Президента РФ подключить 20000 школ к сети интернет. В течение нескольких лет я читала лекции в областном Центре информационных технологий, обучала учителей региона, как и для чего использовать ИКТ. Прекрасно знаю, что без соответствующей координации, без методической поддержки вся техника может превратиться в самый дорогостоящий металлолом в истории отечественного образования. Подключим школы к сети а что дальше? Знают ли педагоги, чем заниматься? И попадут ли те школы, где уже «умеют ремеслу», в число тех самых 20000 подключенных? Кто и как будет решать? В мире уже накоплен большой опыт организации подобной работы, почему бы им не воспользоваться? Например, в Великобритании практически 100% школ имеют возможность выхода в интернет. Однако каждая школа должна представить в местные органы образования свой план работы для чего нужен доступ в сеть. Например, для дистанционного обучения, для участия в проектах, для проведения уроков по программе. В конце учебного года школа представляет отчет, и органы управления решают, оплачивать ли подключение к сети дальше. Я спрашивала учителей из Великобритании, не слишком ли много получается бумажной работы, отчетов? Нет, разработаны четкие критерии, формы, причем сделано это педагогами-практиками, а не чиновниками. Можно выполнить за год всего один проект, но при этом войти в пятерку победителей, как получилось у нас в 2003 году, когда мы победили в проекте «Изменения климата», став одной из пяти школ-победительниц, среди 500 школ-участниц из всех стран мира. Можно охватить дистанционным обучением всех учеников, которые по разным причинам не могут посещать регулярные занятия в школе (заболевания, травмы). Можно разработать цикл уроков по своему предмету с использованием ИКТ, вписать их в учебный план и составить методику, которой сумеют воспользоваться другие учителя. Возможности-то безграничны, вопрос лишь в том, чтобы использовать их с умом. Для этого нужно воспользоваться опытом учителей-практиков, уже накопивших подобный опыт, помочь им объединиться, найти друг друга. Работать сообща, находясь на любом расстоянии, несложно, когда имеется доступ к всемирной сети и электронная почта. 4. Деньги, деньги. Участвуя в заседаниях Координационного совета Новосибирской области по информационным технологиям, я неоднократно слышала мнение членов Совета, начиная с губернатора области, о том, что учителям, которые «умеют и ремеслу, и художеству», нужно бы приплачивать. Как учитель с мизерной зарплатой и мать троих детей, приветствую обеими руками. Я тоже считаю, что за фактическое ведение двух предметов (в моем случае иностранный язык и ИКТ) нужно платить вдвое больше, а лучше втрое. Сегодня мое участие в международной деятельности не вписано официально в школьную программу. Я сама пишу методики, сама разрабатываю циклы уроков, сама провожу выходной день в интернет-классе школы, чтобы загрузить нужные для урока материалы или подготовить презентацию к семинару для учителей. Директор школы имеет небольшой фонд, из которого он может платить крошечные надбавки за ту или иную дополнительную работу. И все. Мы с интересом ждем сообщений о «прозрачном конкурсе», готовы побороться за то, чтобы войти в число десяти тысяч учителей, которым обещают выдать грант по сто тысяч рублей. Неужели наше правительство и правда отпустит на поощрение педагогов целый миллиард? Многие учителя достаточно давно работают по-новому, не первый год представляют Россию на различных международных мероприятиях, высоко держат планку отечественного образования. При небольшой финансовой поддержке со стороны правительства и грамотной организации работы можно добиться больших результатов, стать полноправными членами как Всемирной организации педагогов, так и Европейской школьной сети. А главное, можно действительно качественно изменить уровень преподавания в российских школах, добиться того, чтобы учителя и школьники видели в информационно-коммуникационных технологиях не игрушки, не обременительную дополнительную нагрузку, а инструмент для получения информации и для международного общения.
Нина Коптюг, стр. 7 |