Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 5 (2191) 5 февраля 1999 г.

ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НГУ

Н.Федоровская.

В Новосибирском государственном университете наступила пора юбилеев. Не так давно гумфак праздновал 35-летие, самому НГУ исполняется 40, а вот техническому факультету НГУ в этом году -- 5 лет. В 1993 году состоялся первый набор на техфак, в 1998 году 17 выпускников получили дипломы о высшем образовании Новосибирского государственного университета. 1 сентября этого года к занятиям на техфаке приступили уже 206 студентов.

Технический факультет входит в состав Высшего колледжа информатики Новосибирского государственного университета (ВКИ НГУ). Сам ВКИ был образован на базе Новосибирского политехникума в 1991 году, здесь осуществилась идея непрерывной подготовки специалистов.

Технический факультет имеет целью подготовку специалистов с высшим образованием в области информатики и вычислительной техники. Сейчас уже можно констатировать, что эта задача успешно решается. Об этом говорит и список специализаций на техфаке: компьютерное моделирование, системное программирование, интеллектуальные системы, компьютерная графика, геоинформационные системы, бизнес-системы, экономическая информатика, информационно-управляющие системы, телекоммуникации, и список базовых СОРАНовских институтов технического факультета: Институт вычислительной математики и математической геофизики, Институт систем информатики им. А.П.Ершова, Институт экономики и организации промышленного производства, Конструкторско-технологический институт вычислительной техники. Кроме базовых для работы на техфаке привлекаются сотрудники других институтов и организаций.

Технический факультет развивался постепенно. Сначала обучение велось на двух потоках: физико-технической информатики и систем информатики, потом добавилась экономическая информатика и, наконец, -- гуманитарная информатика. В настоящий момент на техфаке имеется 7 кафедр, на них работает более 80 преподавателей, в том числе 50 докторов и кандидатов наук.

В Высшем колледже информатики реализуется идея многоуровневой системы образования. Ребята после 9-го класса поступают на базовый уровень в "Специализированную школу информатики и программирования ВКИ НГУ", учатся здесь два года, получают аттестат и могут поступать на техфак НГУ или в любой другой вуз, желающие могут продолжить обучение на среднетехническом факультете колледжа до получения среднего профессионального образования. Нетрудно заметить, что при такой системе на технический факультет попадают только лучшие.

А как же быть потенциальным студентам из других школ? О них тоже не забыли, с 1999 года планируется набор студентов и "со стороны".

В целом можно сказать, что эксперимент удался. Существует Высший колледж информатики, существует технический факультет НГУ. Здесь готовят высококвалифицированных специалистов по информатике. И можно только поздравить тех людей, которые обеспечивают работу технического факультета НГУ с 5-летием успешной деятельности.

На "юбилейные" вопросы отвечает директор ВКИ, кандидат физико-математических наук Николай СЫЧЕВ

-- Николай Андреевич, почему возникла идея создания нового учебного заведения -- Высшего колледжа информатики НГУ вместо политехникума?

-- В начале 90-х годов стало ясно, что Новосибирский политехникум, расположенный в Академгородке, не нужен научному центру. Дело в том, что и дети в нем учились, в основном, приезжие, и выпускников на работу в СОРАНовские институты не брали, да и уровень образования не соответствовал уровню Академгородка. И тогда было решено создать совершенно новое учебное заведение, более продвинутое, с многоуровневым обучением вплоть до высшего образования и ориентацией в области информатики. И такое заведение было создано. В его структуру вошли среднетехнический факультет (это, собственно, то, что осталось от политехникума) и факультет, дающий высшее образование. Он был условно назван техническим, хотя сегодня ясно, что логичнее его было бы назвать факультетом информационных технологий.

-- В ВКИ НГУ используется система многоуровневого образования. В чем ее специфика?

-- Идея многоуровневого образования появилась вслед за идеей раннего профессионального образования. Ребята, пришедшие к нам после 9 класса, должны, как мы считаем, уже на четвертом году обучения выполнять реальные разработки. Что они и делают, а мы фиксируем это дипломом о среднем профессиональном образовании, определяя таким образом, что данный уровень пройден. На самом же деле студенты подготовлены гораздо сильнее, чем требуется для этого диплома. Сейчас после окончания второго курса техфака мы выдаем им дипломы среднего профессионального образования повышенного уровня, и если по каким-либо причинам ребята не смогут доучиться, этот диплом позволит им занимать инженерные должности.

-- Быть подразделением такого серьезного учебного заведения, как НГУ, очень ответственно. Высшему колледжу удается, как говорится, "держать марку"?

-- Когда создавался Высший колледж информатики, речь шла о том, что он будет тесно сотрудничать с факультетом информатики университета. Создания такого факультета мы не дождались, поэтому начали сотрудничать с матфаком, физфаком, экономическим факультетом. Вначале мы дублировали их учебные планы за 1 и 2 курсы, затем пришли к выводу, что этого делать не следует, так как набор у нас небольшой, дублирование планов разных факультетов очень сложно, и мы перешли на свои планы. Студентов надо было учить, а факультета информатики все не было, и кончилось все тем, что в настоящее время мы даем такое образование. Университет пошел на это, потому что мы постоянно доказывали, что способны давать образование высокого уровня. Мы и сейчас сотрудничаем со всеми структурами университета. Например, три ведущих в области информатики кафедры механико-математического факультета НГУ --- математических методов геофизики, программирования и вычислительных систем являются специализирующими и для наших студентов, обучающихся на потоке "Системы информатики". Я считаю большой удачей для ребят, что они имеют возможность работать в достаточно серьезных практических проектах на кафедрах у Анатолия Семеновича Алексеева, Игоря Васильевича Поттосина, Бориса Михайловича Глинского. Это соответствует нашей установке, что студенты должны как можно раньше начать выполнять конкретные разработки в рамках тех работ, которые делаются в институтах Сибирского отделения. Студенты успевают принести пользу институту в обмен на обучение, и можно даже сказать, что в каком-то смысле ранняя отдача от студентов стала практикой технического факультета.

-- На базовом уровне ВКИ есть специализация "гуманитарная информатика", существует поток с таким же названием и на техфаке. Что же это за дисциплина, и есть ли необходимость ее изучения будущими специалистами в области информатики и вычислительной техники?

-- Гуманитарная информатика -- это очень интересный новый проект, который делает колледж совместно с гуманитарным факультетом НГУ. До нынешнего года у нас существовали группы обучающихся на уровне 10--11 классов. Но мы для себя никак не могли решить вопрос, кто же они в большей степени: гуманитарии или информатики. Сейчас мы окончательно определились, что это поток все-таки информатиков, но таких, которые способны решать задачи в области гуманитарных наук. На сегодня это два направления: информатик-лингвист, умеющий создавать и работать с лингвистическими программами, и информатик-археолог, который будет развивать информационные технологии в интересах археологии. Как мне кажется, потребность в таких системах будет очень большой, потому что у археологов достаточно объектов, с которыми нужно работать, используя средства информатики. Мы надеемся на интересное сотрудничество с Институтом археологии и этнографии СО РАН. В этом году уже набран I курс технического факультета по направлению "гуманитарная информатика". Специальность официально называется "Информационные системы в области гуманитарных наук". Но мне все же хочется обратить внимание на то, что по этой специальности готовится информатик-программист, и поступающим необходимо хорошо знать математику.

-- Первый выпуск техфака состоялся. Как вы считаете, окажутся ли востребованными на рынке труда его выпускники?

-- Практика показывает, что уже сейчас многие организации просят наших студентов поработать у них в период обучения. И, конечно, студенты-старшекурсники где-то работают и получают деньги, хоть это не обязательно то место, где они пишут диплом. Бывает, что студент хочет писать диплом там, где работает, но иногда нам приходится отказывать ему в этом, потому что мы хотим, чтобы дипломная работа была на должном уровне, чтобы студент получил максимум знаний. А вообще, как я уже говорил, спрос на наших выпускников достаточно большой, и не думаю, что у кого-либо из них будут проблемы с трудоустройством. О том, что уровень профессиональной подготовки достаточно высок, свидетельствует и успешное участие наших студентов в последней межвузовской областной новосибирской олимпиаде по информатике, где они заняли 1, 3 и 4 места.

-- Пять лет -- срок, позволяющий сделать какие-то выводы, подвести итоги.

-- Я считаю, что за эти пять лет сделано много. Нам удалось реализовать концепцию деятельностного обучения, когда студенты рано начинают заниматься профессиональной работой, удалось дать им глубокие практические знания информационных технологий. Можно сказать, что вырисовалась достаточно сильная линия обучения, которая вполне жизнеспособна и ее можно развивать и укреплять. Что мы и будем делать.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+125+1