Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 17 (2203) 30 апреля 1999 г.

ТАБЛЕТКИ ИЗ ЛАБОРАТОРНОЙ КОЛБЫ

Беседовала Л.Юдина.

Помню, на одном из апрельских капустников изобретательно обыгрывалась фраза, смысл которой сводился к утверждению -- "сила человека -- в его лекарствах!". Хотя не так уж и далеко от истины данное высказывание. Они, эти самые лекарства, честно служат нам, можно сказать, со дня рождения до седых волос, помогают справиться с трудными ситуациями, выручают из беды. "Без лекарств, -- утверждали те же шутники, -- не будет жизни на Земле".

Ну, а если всерьез, -- производство лекарственных препаратов, разнообразных, эффективных, дешевых -- одна из самых серьезных на сегодня задач. Значительная доля "пилюль", заполнивших полки наших аптек, поступают в страну издалека, со всех концов света. Цены на них, соответственно, упрямо и неуклонно ползут вверх, пугая страдающих недугами покупателей. Лекарственные препараты отечественного производства доступнее.

Целый ряд институтов Сибирского отделения РАН внесли существенный вклад в укрепление здоровья человека. На недавнем совместном заседании президиумов двух академий -- СО РАН и СО РАМН шел разговор о возможностях в области производства лекарств, были продемонстрированы готовые наработки, обнародованы планы на ближайшее будущее, названы главные условия, при которых все интересные проекты могут быть претворены в жизнь.

Среди коллективов Сибирского отделения, способных производить лекарственные препараты, -- Новосибирский институт органической химии. С заместителем директора И.ГРИГОРЬЕВЫМ, доктором химических наук, мы беседуем о том, что уже сделано и как будет развиваться лекарственная тематика в обозримом будущем.

-- Игорь Алексеевич, исследования на названную тему были запрограммированы уже при организации института, или возникли как следствие каких-то работ?

-- Они естественно вытекали из фундаментальной органической химии, наших основных научных направлений. Собственно лекарствами в институте не занимались. Но если по ходу получалось что-то интересное, имеющее отношение к медицине, это всячески приветствовалось. Приобретали известность созданные в институте пищевые добавки, адаптогены, иммуностимуляторы.

Сейчас акценты несколько сместились. В настоящий момент вполне определенно ставится вопрос о том, что лекарства делать надо. Иными словами -- стремиться создавать то, что может быть быстро востребовано и следовательно, будет оплачено. А поскольку у института есть неплохие наработки и предложения для медицины, этим надо непременно воспользоваться. Тем более, что фармацевтическая отрасль -- одна из самых выгодных.

Нынешний наш директор, академик Генрих Александрович Толстиков, горячий сторонник развития работ, связанных с получением лекарств как из природного сырья, так и синтетического происхождения. Некоторые из лекарств, которыми сейчас занимаются в НИОХе и которые включены во многие программы, вначале были проработаны в Уфе, в химическом институте, который академик Г.Толстиков возглавлял. В частности, аллапинин, сердечный препарат, который я демонстрировал на одном из ставших довольно регулярными заседаний круглого стола в областной администрации.

Впрочем, о тех препаратах, которые были сделаны еще в Уфе, я думаю лучше всего расскажет Эльвира Эдуардовна Шульц, доктор химических наук, которая давно работает с ними -- она приехала в наш институт из Уфы.

Э.Шульц: -- В настоящее время в нашей лаборатории под руководством Г.Толстикова проводятся работы над шестью препаратами. Они находятся на разной стадии проработки. Некоторые имеют уже все разрешительные документы для применения, другие готовы к клиническим испытаниям, третьи -- на стадии лабораторных исследований. Но во всех случаях для продвижения препарата нужны деньги. Одна из последних наших разработок -- пищевая добавка "Антиоксифит" состоялась благодаря финансовой поддержке правительства Москвы. Этот препарат, разработанный совместными усилиями нашего института, Московского онкологического института им. П.А.Герцена и ГНЦ РФ НИОПИК, обладает антиоксидантной активностью, иммунокорректорными свойствами. Он рекомендован для сочетанного применения при противоопухолевой химиотерапии. Продолжение работы над "Антиоксифитом" видится нам в усовершенствовании лекарственной формы.

Другой препарат, также на основе растительного лекарственного сырья (для нас важно -- сибирского происхождения), аллапинин, о котором уже упоминал Игорь Алексеевич.

В медицине аллапинин давно был известен в качестве антиаритмического средства. Много усилий потратил, чтобы довести лекарство до врачей, Юнусов-старший из Ташкента. Мы пытаемся наладить производство на основе местного растительного сырья -- аконита северного (борца). В этом году в опытном цехе нашего института проведена колоссальная работа по экстракции растения и получены опытные партии препарата.

Еще в Уфе мы занимались созданием противовоспалительного антиревматоидного препарата "ниглизин" на основе корня солодки. Было установлено, что он имеет еще ряд полезных свойств -- противоязвенную и антивирусную активность. В частности, в ГНЦ ВБ "Вектор", в лаборатории доктора медицинских наук А.Покровского, показано, что препарат обладает анти-ВИЧ активностью в хронически инфицированных клетках, а также является ингибитором размножения вирусов геморрагических лихорадок Марбург и Эбола. Здесь ставится задача разработки регламентов для двух лекарственных форм препарата -- инъекционной и пероральной.

В этом году мы получили грант на создание отечественного противоязвенного препарата "метилан". Этот синтетический препарат сочетает в себе такие свойства, как стимулирование репаративной регенерации слизистой и тканей, противовоспалительное действие, а также способность снижать кислотность желудочного сока. В настоящее время проводим наработку соединения для получения фармакокинетических параметров и изучения канцерогенности. Еще один интересный противовоспалительный препарат этой химической группы -- "бисульфамин", сочетающий в себе комплекс таких полезных свойств, как обезболивающий и противоязвенный эффекты. Он готов к клиническим испытаниям.

Полностью прошел все стадии разработки и рекомендован к применению "оксиметилурацил", отечественный иммуностимулятор. Препарат показан при острых пневмониях, остром абсцессе легкого, остром и гнойном хроническом бронхите и других заболеваниях, протекающих на фоне вторичного иммунодефицитного состояния.

Иногда возникает вопрос -- зачем мы занимаемся созданием собственных препаратов, когда уже есть подобные импортные? Чтобы исправить некоторые имеющиеся в них недостатки, усилить положительный эффект. Например, многие импортные препараты противовоспалительного действия вызывают язву желудка. А мы стремимся в наши препараты заложить противоязвенный эффект. В большинстве случаев это удается.

-- Игорь Алексеевич, а где предполагается производить все эти лекарства?

-- Есть два сценария развития идеи. Первый -- создать технологию получения субстанции, и, отработав ее на пилотной установке, найти партнера, способного производить субстанцию в необходимых объемах. И второй -- часть операций выполнять на месте: нарабатывать в небольших количествах, килограммов по десять, действующее вещество -- в институте есть корпус модельных установок. В принципе, мы такую работу проводим -- в настоящее время нарабатываем субстанцию одного малодозного препарата для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

Производство субстанций требует особых условий. Для вхождения в эту тонкую область необходимы серьезные затраты, большие вложения. И прежде всего -- лицензирование самой субстанции, процессов производства. Ну, а потом, обращение с препаратами медицинского назначения предполагает создание специфичной обстановки -- должно быть соответственно оборудованы помещения, соблюдены санитарные нормы и так далее.

Сейчас такие работы выполняем по госзаказам, по хоздоговорам с фирмами, с предприятиями, которые имеют соответствующее разрешение. Они получают от нас субстанцию, таблетируют и распространяют продукцию. На сегодня это самый простой для нас вариант.

-- Но вам, наверное, хотелось бы придать делу более широкий размах?

-- Конечно, хотелось бы. Тем более, что задачи перед нами ставят солидные! И о науке такое мнение, что она может все сделать, даже если ей ничего не платить. Знаете одну популярную шутку? Разговаривают два вахтера: а чего это научные сотрудники и в будни, и в праздники на работу ходят, ведь денег им не платят? Может, с них за вход деньги брать?

-- А вы, Игорь Алексеевич, как думаете? Будут ходить?

-- Будут! Но в данном случае энтузиазм одиночек дела не решит. Чтобы поставить предприятие на прочные рельсы, надо обеспечить прочный фундамент. А с пустым кошельком лучше и не начинать! На рынке лекарств нужно действовать очень быстро. Иначе можно просто упустить момент.

-- В принципе, при благополучном стечении обстоятельств, вы бы могли наладить свое производство лекарственных препаратов, иметь свою марку?

-- Это, конечно, заманчивая идея, можно сказать, красивая. Есть тут свои "за" и "против". Как вы знаете, Новосибирский институт органической химии имеет в этой области определенный задел. Известны наши препараты -- антигерпесный силур, бензиобензоат, сердечное лекарство метопролол, тирозол. Сейчас в институте активно развивается производство лекарств на основе растительного сырья. НИОХ участвует в ряде проектов по созданию лекарственных препаратов. В частности, существует программа, инициированная Газпромом. В ней несколько направлений, есть и фундаментальное изучение механизма действия некоторых природных веществ, создание производства ряда препаратов, которые упоминала Эльвира Эдуардовна.

Но наш институт прежде всего научно-исследовательский. В мире множество фирм трудится над разработкой и производством лекарств! Громадное количество людей задействованы в этом многосложном процессе. А у нас -- буквально единицы. Но работать, конечно, в этой области будем. Мы не настолько богаты, чтобы накапливать потенциал только на перспективу. Мир уже давно отошел от подобного подхода. И финансово поддерживаются только те исследования, которые в ближайшее время обещают коммерческий результат.

Сейчас Обладминистрацией остро ставится вопрос об импортозамещении. Конкретно за нами закреплен препарат галопиридол. Мы никогда не делали подобного, хотя можем провести соответствующую научную проработку, сделать регламент. Если надо -- значит надо! Хотя и здесь неплохо начинать с решения проблем финансирования.

-- Предпринимаются ли какие-то меры, чтобы облегчить ваше продвижение к намеченным целям?

-- Почти подготовлено решение о создании в Сибири собственного лицензионного центра. Это великое дело! Сертификация всех поступающих лекарств будет производиться здесь, на месте, на базе аккредитованной комплексной лаборатории. В институте есть своя фармакологическая группа. Строится специальный корпус, где будут вестись доклинические испытания препаратов. Работу будем осуществлять совместно с Медакадемией. В клиниках предполагается организовать научно-практические центры, которые будут содействовать продвижению новых лекарственных препаратов в практику.

Должен сказать, что перспективы обрисованы довольно четко. Выстроена логическая цепочка. База под развертывание работ имеется -- у нас прекрасное аналитическое оборудование, сертифицирован аналитический центр.

-- Игорь Алексеевич, весьма существенный, на мой взгляд, вопрос -- будут ли дешевле лекарства, произведенные собственными силами?

-- Есть все основания на это надеяться. Хотя и здесь свои сложности. Химическая промышленность, как вам известно, ныне практически недееспособна. Все исходные материалы для создаваемых препаратов стоят дорого. А многих компонентов в стране вообще не найти -- только за рубежом. Представляете, в какую сумму выливается их приобретение! Суть импортозамещения -- создать дешевые аналоги. Но при существующем раскладе может получиться наоборот. Также надо отыскать сравнительно дешевое природное сырье, наладить его поставку, переработку. Потом еще -- вопросы рекламы, сбыта продукции. Вот так понемногу и набегает!

-- Разговор о нехватке финансов сейчас -- самая популярная тема. А еще о том, как можно заработать самому. Вы научились продавать результаты своего труда?

-- А как же без этого! Мы занимаемся тонким органическим синтезом, и у нас, по свидетельству специалистов, неплохо получается. Разработки НИОХа включены в каталоги, и фирмы закупают вещества в довольно значительных количествах -- мы производим их на довольно выгодных условиях.

Есть еще целый ряд работ, которые идут хорошо. Тот же "силк", средство для защиты растений. Правда, мы до сих пор не получили причитающуюся плату -- были документы, согласно которым институту через предприятия агропромышленного комплекса компенсируют затраты. Но пока до нас ничего не дошло. Надеемся! Это хорошо отработанная технология, интерес к ней большой -- и у нас в стране, и в ближнем зарубежье.

-- А разве те деньги, что вы получаете за свои разработки, нельзя использовать на развитие того или иного направления исследований?

-- Мы не вольны в своих действиях, хотя кое-какие подвижки ожидаются и в этом направлении.

-- Какие задачи в развитии отечественной индустрии лекарств ставите на ближайшую перспективу?

-- Прежде всего, справиться с тем, что начато -- у разработок разная степень завершенности. Найти возможности для дальнейшего успешного продвижения лекарственных препаратов. Выбрать главное, на чем сконцентрировать внимание -- объять необъятное невозможно. Надо посмотреть, что мы способны за короткий срок быстро сделать -- из того, что может быть быстро востребовано.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?21+137+1