Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 20 (2206) 21 мая 1999 г.

ЭКСКУРСИЯ ПО ВЕЧНОСТИ

На экскурсии побывала В.Садыкова.

О работе музея Института археологии и этнографии СО РАН и его экспонатах рассказывает заведующий музеем кандидат исторических наук Андрей БОРОДОВСКИЙ.

-- Музей археологии и этнографии СО РАН был организован академиком А.Окладниковым в 1968 году. Длительное время он располагался в главном корпусе Института истории, но два года назад был переведен в экспериментальный корпус. Благодаря усилиям академика А.Деревянко было принято решение о реорганизации и дальнейшем развитии музеев и целенаправленном финансировании их из средств Сибирского отделения. Музей выиграл грант фонда "Открытое общество" "Музей на пороге XXI века", который позволил переоборудовать несколько комнат бывшего детского садика под музей. И вот наконец работы по переезду, оборудованию и размещению экспозиций от 3 тысяч лет тому назад до этнографической современности закончены. Экспозиционные площади здесь небольшие, но есть надежда, что со временем музей расширится и можно будет показать всю огромную коллекцию, насчитывающую сотни единиц. Учитывая все археологические находки, лежащие в хранилищах, даже трудно назвать общую цифру экспонатов.

В музее сосредоточены, без всякого сомнения, предметы мирового класса, начиная от наиболее ранних находок -- каменных орудий, найденных на территории Северной Азии, Алтая, Приморья, ранней керамики с Нижнего Амура и до получивших широкую известность мумий из курганов плато Укок в Горном Алтае. Подобные находки интересны не только жителям нашего города, они побывали на международных выставках в ряде стран -- Австралии, Корее, Японии, Германии и, в конечном итоге, это способствовало не только пропаганде нашего института и Сибирского отделения, но и Новосибирска. Как это ни печально сознавать, но за рубежом коллекция музей больше известна, чем в нашей стране. Хотя в последнее время стало чуть ли не правилом хорошего тона при посещении Новосибирска высокими делегациями показывать наш музей.

Благодаря усилиям наших сотрудников за 30 лет собрана совершенно уникальная коллекция, хотя обычно для того, чтобы создать подобные экспозиции, музею нужно не менее ста лет. Но у нас музей не совсем обычный -- это научно-исследовательское подразделение, куда стекаются результаты работ всех секторов и подразделений института. Такую концепцию разработал академик А.Окладников, и она себя оправдала. Новым перспективным направлением в развитии музейного дела стала идея виртуального музея доктора исторических наук Ю.Холюшкина, создавшего электронную версию коллекции, уже активно посещаемую.

В музее как в научно-исследовательском секторе института работает 12 сотрудников, реально музейной работой, начиная от комплектации выставок, разработки экспозиций и проведения экскурсий, занимаются пять человек. У нас даже нет ставки экскурсовода, экскурсии проводят сотрудники института, каждый из которых своеобразно и неповторимо рассказывает о нашем прошлом.

-- Какой путь проходит находка, прежде чем чистенькая, снабженная ярлыком займет отведенное ей место в вечности?

-- У нас есть группа реставраторов под руководством Галины Ревуцкой, которая целенаправленно занимается подготовкой экспонатов. Но весь процесс работы над находкой проходит в два этапа: научным изучением занимаются сотрудники, обнаружившие этот артефакт, а реставрацией наиболее ценных и ярких находок занимаются реставраторы. Например, в нашей экспозиции выставлены деревянные конструкции -- это итог многолетнего труда реставраторов, который позволил сохранить дерево более 2,5-тысячелетней давности. Большая работа требуется для реставрации и сохранения войлоков, кожаных изделий, тканей. В этой работе помогают сотрудники Новосибирского краеведческого музея.

Общую цифру экспонатов назвать невозможно -- коллекции постоянно пополняются. Каждый сезон исследователи привозят находки, но только 10--20 процентов наиболее ценных попадают в музей. В наших экспозициях выставлены только оригинальные экспонаты, а не копии, как принято во многих музеях. Хотя здесь есть и определенные проблемы, связанные с безопасностью, особенно во время поездок на зарубежные выставки. Зарубежные партнеры настаивают на оригиналах, хотя по опыту других музеев я знаю, что обычно выставляются высококлассные копии. В нашем музее такие копии изготавливаются группой сотрудников под руководством Бориса Абрамова, и они пользуются спросом во многих музеях. В частности, поступил заказ из Южной Кореи на серию реплик находок, найденных нашими археологами. Конечно, лучше бы если за рубеж ездили не оригиналы, а копии. Например, пазырыкские вещи, особенно деревянные, настолько изящны, что когда они едут за несколько десятков тысяч километров, переживают несколько запаковок и распаковок, транспортировок, за них всегда болит душа, как у авторов находок (они постоянно терзают музейных сотрудников), так и у нас.

-- Но, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать... и Андрей Павлович любезно согласился выступить в роли экскурсовода...

-- В зале нижнего палеолита представлены каменные изделия с Дальнего Востока, возраст которых приблизительно 3 тысячи лет. Наиболее ранние артефакты, связанные с деятельностью древнего человека: ножи, пластины, рубила, остроконечники из Улалинки (Горный Алтай) -- по изменению их формы можно представить ступени развития человека. Есть экспонаты, связанные с самим древним человеком, например, находки зубов неандертальцев, возраст которых от 50 до 60 тыс. лет из Сибиричихинской и Денисовой пещер, крупнейших памятников Северной Азии. А рядом -- современники человека эпохи камня, представители древней фауны -- мумии соболя и росомахи из Нижнеудинской пещеры в Восточных Саянах, возраст их 15--20 тыс. лет. Это та дичь, на которую охотился древний человек, современники мамонтов. Мамонты представлены в нашей экспозиции в виде многочисленных изображений из Среднего Енисея -- фигурок с четко обозначенными основными очертаниями животного.

Широко распространены женские фигурки эпохи палеолита, они встречаются на территории от Франции до Сибири. Как правило, они изображены обнаженными, поэтому их называют "Палеолитическими Венерами". Но вот одна фигурка, как считают специалисты, изображена в одеянии -- в меховой кухлянке, восходящей к образцам той одежды, что до сих пор носят сибирские аборигены. Однако некоторые ученые подобные насечки трактуют как календарный цикл, утверждая, что, возможно, это ритуальная магическая вещь с глубоким подтекстом.

Экспозиция эпохи камня заканчивается на уровне 8--10 тыс. лет. Пройдя по небольшому залу, можно увидеть, как человек на протяжении нескольких сотен тысяч лет овладел виртуозной техникой обработки камня, использовав все возможности и варианты. Если на начальном этапе мы видим грубые орудия, то к концу этого периода они приобретают чуть ли не ювелирное изящество, что всегда поражало исследователей: как можно было изготовить такие изделия, не имея никаких инструментов?

Следующая эпоха -- неолит, ее визитной карточкой является керамика и шлифованные каменные орудия. Изделия из керамики появились очень рано, порядка 7--8 тыс. лет назад. В музее выставлены уникальные образцы керамики, аналоги которых можно увидеть только в музеях Японии. Кроме керамических изделий, использующихся для хозяйственных нужд, найдены ритуальные сосуды. Поразителен осколок большого сосуда, расписанного личинами, с прокрасками, которые позволяют ученым проводить параллели с греческой керамикой. Обращают на себя внимание изделия неолитического искусства с Нижнего Амура -- сосуды со спиралевидным орнаментом, таинственные шары, которые, как выяснилось, использовались в качестве орнаментиров -- прокатывались по поверхности сосудов, создавая замысловатый орнамент, который нес, видимо, глубокий мифологический смысл. Здесь же представлены ритуальные изображения промысловых и культовых животных: кабана, медведя, а также людей того времени. Например, хорошо известна фигурка женщины с Нижнего Амура, Амурская Нефертити. Она достаточно реалистична, с ярко выраженными монголоидными чертами, видимо, тунгуска, поворотом головы она действительно напоминает египетскую красавицу.

Поражают искусно выполненные каменные изделия того времени: звездчатые булавы, аналоги которых найдены в Северном Китае; острые, прочные, изящные наконечники стрел, по своим характеристикам мало чем отличающиеся от металлических, и использовавшиеся аборигенами до недавнего времени. Вполне современно выглядят рыболовные принадлежности той эпохи: приманки рыб, мотушки для лески, каменная пешня. Для изготовления всех этих изделий использовались различные прочные камни: обсидианы, яшмы, сланцы, нефриты.

Своеобразное украшение, изготовленное из маральих клыков, принадлежало, видимо, женщине. Чтобы дама могла носить подобное украшение, нужно было добыть по меньшей мере несколько десятков маралов.

В экспозиции представлены пластиковые копии каменных петроглифов. В ряде музеев выставлены сами эти объекты, но мы считаем, что каменные памятники должны оставаться там, где они были найдены, когда их вырывают из контекста, они теряют свою ценность.

Группа экскурсантов у главного экспоната экспозиции Пазырыкской культуры. Благодаря вечной мерзлоте замумифицированные тела женщины и мужчины избежали тления, сохранились даже татуировки в виде грифонов на предплечьях, видимо это был племенной символ.

Провожает нас из этой эпохи реконструкция бюста неолитического человека из могильника Кыштовского района -- он жил здесь несколько тысяч лет назад. На территории Сибири проживало очень много народов и говорить о его национальной принадлежности сложно, хотя в нашем древнем предке явно чувствуется влияние монголоидной расы.

Отдельная комната в музее выделена под Пазырыкскую культуру, являющуюся современницей эпохи черноморских скифов, приблизительно 5--3 вв. до нашей эры. Представлена она материалами с памятников высокогорного плато Укок, на стыке границ Казахстана, Монголии и Китая. Раскопки велись начиная с 90-х годов группой археологов под руководством Н.Полосьмак и В.Молодина. Ими были найдены наиболее интересные предметы по всем направлениям, от деревянных конструкций, погребений лошадей с предметами конской упряжи, огромного многообразия предметов из органического материала: войлока, кости, дерева, рога, кожи до мумий женщины и мужчины, сохранившихся благодаря вечной мерзлоте и мумификации. Женщина предположительно относилась с шаманскому роду, мужчина, видимо, был воином.

Самая большая проблема была спасти находки от разрушительного воздействия окружающей среды. К работе были подключены сотрудники московских подразделений, связанных с мавзолеем, что позволило сохранить их в первоначальном состоянии. Они уже неоднократно экспонировались на международных выставках.

...В небольшом этнографическом зале совмещено экспонирование и хранение предметов. Здесь представлены народы всей Сибири, от Урала до Дальнего Востока: русские переселенцы из различных областей России, казахи, хакасы, буряты, эвенки, ханты, манси, ульчи, нанайцы... Уникальные эвенкийские шаманские короны и подвески, прекрасная коллекция из культовых памятников Западной Сибири, серебряные блюда от X до XVIII--XIX вв. Например, блюдо из Сосьвы имеет аналог только в Эрмитаже, но наше древнее и красивее... Культовый амбарчик, куда приносились жертвоприношения и выставлялась стража из идолов, яркие покрывала с медвежьего праздника, ритуальная одежда божеств и ульчский шаманский пояс, с целым складом интересных вещей от китайского зеркала до самурайских мечей, духов-покровителей, приклада ружья и т.д.; коллекция берестяных изделий разных народов, одежда, украшения, предметы убранства жилищ и многое другое.

Здесь выставлена даже на десятая, а сотая часть коллекции. К сожалению, в музее не хватает места, чтобы выставить богатейшие этнографические фонды, накопленные за тридцать лет. Такой коллекцией в Новосибирске не располагает даже краеведческий музей. По некоторым народам наш музей может поспорить с лучшими российскими музеями.

...В небольшом зале музея мы как бы перемещаемся в машине времени от 600--300 тыс. лет тому назад до XVIII--XIX веков. На площади около 200 кв.м, как в своеобразном фокусе, отражены яркие свидетельства материальной культуры всего многообразия народов, которые проживали на территории Сибири и Дальнего Востока на протяжении многих тысячелетий.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?7+140+1