Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 22 (2208) 4 июня 1999 г.

НАУКА, НАЦЕЛЕННАЯ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Беседовала Л.Юдина.

В преддверии профессионального праздника всех тех, кто имеет непосредственное отношение к "ее величеству Химии", мы встретились с председателем Объединенного ученого совета СО РАН по химическим наукам, директором Института катализа академиком В.ПАРМОНОМ.

-- Валентин Николаевич, в соответствии с приближающимся торжественным днем принято, по традиции, прежде всего говорить о хорошем. Что примечательного удалось сделать ученым-химикам? Какова на сегодня идеология их исследований?

-- В последние годы химики Сибирского отделения оказались особенно активными в той части своей деятельности, которая связана с практикой. На заседаниях Президиума СО РАН, в выступлениях на общем собрании именно со стороны химиков наиболее часто поднимаются вопросы о том, что наука сегодня должна быть нацелена на возрождение химической промышленного, всего отечественного хозяйства. Мы уверены, что страна в ближайшие годы начнет выходить из глубокого экономического спада. И это будет возможно не без помощи ученых.

Получилось так, что консолидированные силы технических специалистов, которые способны вывести промышленность из упадка, поднять ее, в настоящий момент сохранились только в Академии наук, да еще в некоторых высших учебных заведениях. Отраслевые институты, в том числе и химические, практически полностью прекратили свое существование, причем по абсолютно объективным причинам. Значит, вся надежда на Академию, она переложила на свои плечи тяжкий груз забот. Как говорил в свое время Назым Хикмет -- если не ты поднимешь и уберешь камень с дороги, то кто же вместо тебя?

Могут ли специалисты-химики Сибирского отделения решать важные для страны проблемы? Могут, и довольно успешно.

Хотел бы напомнить, что буквально в последние два года Объединенный ученый совет по химическим наукам неоднократно рассматривал на своих заседаниях актуальные вопросы, ориентированные на практические нужды региона. Полтора года назад мы провели выездную сессию в Красноярске по проблемам лесохимии. Это та область знаний, которой химики Сибирского отделения, да и всей Академии наук, занимаются пока не столь активно, как хотелось бы. Здесь масса выходов на разные отрасли.

Рассматривал Совет и другую не менее важную проблему -- она связана с добычей золота. Может возникнуть вопрос -- а при чем здесь химики, добыча -- проблема геологическая. Дело тут вот в чем. Золото у нас в основном добывают не из руд, а из россыпей. А россыпей в стране мало. Извлекать же золото из руд можно лишь химическим способом, пока это очень сложно. Значит, надо постараться сделать процесс более простым и производительным. Химики СО РАН этим занимаются.

Последняя выездная сессия научного совета по химическим наукам прошла в нынешнем апреле в Кемерове и посвящалась проблемам углехимии. В этой области исследователями СО РАН сделано немало, но тем не менее есть еще и неосвоенные зоны -- все то, что связано с коксохимией, переработкой каменных углей. Единственный институт, который занимается сходными проблемами, -- Институт химии и химической технологии в Красноярске. Но объект их исследований -- бурые угли. Каменный же уголь, которого много в Кузнецком бассейне -- совсем другое сырье, другой материал. Исследования в этой области традиционно велись отраслевыми организациями либо в Москве, либо на Украине (на настоящий момент их просто не существует). Значит, и это мы должны взять на себя.

Хотел бы заметить, что Министерство науки недавно утвердило в рамках России шесть проектов социальной значимости. Один из них -- Института катализа Сибирского отделения -- "Новое автономное теплоснабжение".

На протяжении последних двадцати лет в институте довольно много занимались сжиганием разнообразных видов топлив. Были выпущены массовые партии каталитических каминов широкого назначения. Сейчас каталитические камины производятся на ПО "Комета" в Новосибирске. А самое главное, начиная с прошлого года в Сибири стали широко использовать небольшие мобильные котельные, основанные на каталитических принципах сжигания топлив, -- они также разработаны в Институте катализа. Двадцать котельных нового образца успешно используются в Новосибирской области -- не получено ни одной рекламации. Делается ставка на их массовое применение в масштабах всей страны.

-- Каковы положительные качества котельных, построенных на основе каталитических принципов сжигания топлив?

-- Главное их преимущество -- они всеядны в отношении топлива, высокоээфективны и абсолютно чисты. Не менее важны миниатюрные размеры котельных -- они во много раз меньше стандартных комплексов. И, наконец, каталитические котельные, по мнению некоторых экспертов, на много лет опережают все то, что делается на Западе в этой области.

-- Существуют ли препятствия к распространению "каталитических котельных" в масштабах Сибири и всей страны?

-- Сегодня трудностей просто не может не быть! Но это уже проблемы не научного плана. Суть в следующем. В нынешней ситуации у государства утеряны все рычаги управления промышленностью. Прежде существовало такое понятие -- государственный заказ, которому давали зеленую улицу. В настоящий момент большинство предприятий просто неподвластны государству, никто не может спустить директиву, потребовать выполнения задания в определенные сроки, помочь предприятию оборотными средствами на развертывание производства, ну и так далее. И главное -- на большинстве предприятий отсутствуют специалисты по рынку, которые могли бы найти реальных заказчиков, имеющих деньги на приобретение технических и технологических новинок. Поэтому даже самая многообещающая разработка не может в короткий срок воплотиться в изделие. Это для нас настоящая боль. Нужно прилагать огромные усилия, чтобы реализовать тот или иной проект.

-- А по вашим предположениям, сколько котельных вашей конструкции надо изготовить, чтобы удовлетворить спрос в стране?

-- Мы изучали рынок. По России может быть востребовано от сорока до ста тысяч. А используется сегодня, как я уже упоминал, лишь малая толика. Предприятие, изготавливающее каталитические котельные, обанкротилось, мы, как говорится, остались у разбитого корыта. Все понимают, как это здорово -- такие котельные. Для МЧС они -- просто находка! Где-то ЧП, что-то разморозилось -- их помещают прямо в самолет, подвешивают под вертолет, доставляют куда угодно. Но пока, при всех наших усилиях, дело с места сдвигается очень-очень медленно.

Еще одна проблема, которой Объединенный ученый совет начинает активно заниматься -- лекарственные препараты. Вы прекрасно знаете, что на сегодняшний день своих лекарств в стране практически не осталось. Хотя есть необходимые производственные мощности, прекрасные наработки в этой области. Как наладить собственную фармацевтическую промышленность? Вопрос очень непростой! Здесь целая цепочка взаимосвязанных проблем! Получение лицензий, вопросы сбыта, финансовые вопросы. Сибирское отделение уделяет много внимания "лекарственной проблематике". И должен заметить, есть ощутимые сдвиги, достигнуты положительные решения.

С названной проблемой смыкается другая -- производство витаминов, в частности, для животноводства -- здесь мы действуем вместе с администрацией Новосибирской области. Надеемся, что в ближайшее время работы в данной области обретут форму программы. В настоящее время по разработке Института катализа на Новосибирском химзаводе запускается крупнотоннажное производство никотиновой кислоты (витамина РР). В институте созданы еще несколько типов витаминов для сельского хозяйства, но промышленное производство их пока не налажено. Тем не менее, химические институты Сибирского отделения продолжают работать над тем, чтобы сделать животноводство области более устойчивым.

Занимаются химические институты Сибирского отделения и вопросами, связанными с нефтепереработкой. В этой области нерешенных задач на сегодня -- великое множество. Их породили в первую очередь приватизация предприятий, смена хозяев, отсутствие финансов и т.д. Недавно мы с академиком Г.Толстиковым побывали на Ангарском нефтехимическом комбинате, прежде очень крепком производстве. Он сегодня практически простаивает. Работы там для химиков-исследователей предостаточно, но прежде предстоит решить круг вопросов ненаучного характера вне нашей компетенции.

В научно-исследовательских институтах Сибирского отделения не прекращали заниматься проблематикой, направленной на расшитие "узких мест" нефтепереработки. Гордость сибирских химиков -- современные катализаторы крекинга, которые производятся и используются на Омском нефтеперерабатывающем заводе. Это единственные в своем роде катализаторы, которые выдержали испытание открытым рынком. Есть надежда, что производство катализаторов для нефтепереработки будет развиваться и в Рязани. Тогда возможно будет реализовать и другие наши сибирские химические разработки.

В Институте катализа, о котором мне, естественно, говорить проще, чем о других коллективах, созданы не содержащие платины "сотовые" катализаторы для получения азотной кислоты. Они стали активно использоваться в России последние два года. В 1997 году экономия платины на соответствующих предприятиях России составила примерно сто килограммов. А кислоты было произведено более одного миллиона тонн. Надеемся, что показатели по 1998 году не хуже.

Можно назвать еще немало разработок, нацеленных на Россию, предложенных сибирскими химиками. Далеко за пределами страны известны препараты Новосибирского института органической химии "Силк" и "Аласиб". В этом коллективе активно занимаются созданием лекарственных препаратов из природного сырья и синтетических. Институт химии твердого тела и механохимии, наконец-то, "пробил" разрешение на выпуск водорастворимого аспирина. Много интересных работ по фармацевтике у иркутских химиков. Красноярцы ориентируют свои исследования на горнохимический и лесохимический комплексы. Томский институт химии нефти многие годы успешно взаимодействует с нефтяниками страны и Вьетнама.

Еще раз хочу подчеркнуть, что консолидированные специалисты-химики остались сегодня только в рамках Академии наук. Причем в основном в Сибири и на Урале. Это то ядро, вокруг которого и дальше будут объединяться специалисты, чтобы решать актуальнейшие для нашей страны задачи.

-- Какие качества, на ваш взгляд, необходимы в нынешней ситуации научному сотруднику?

-- Качества всегда и во все времена требуются вполне определенные -- умение четко сформулировать цель и последовательно двигаться к ее достижению. Сегодня очень важны также такие качества, как интуиция, ощущение рынка на новые разработки. Ориентироваться только на чисто фундаментальные исследования мы уже не можем, даже отчетливо сознавая, что они были и будут необходимы всегда. А чтобы поднять престиж науки перед нашим народом, главное сейчас, повторяю, направить силы на решение важнейших задач, стоящих перед страной. Это в интересах каждого. И действовать следует вполне осознанно, не растрачивая силы и средства понапрасну, в каждом случае подсчитывая, как лучше всего за короткий срок получить наиболее полновесный результат.

Не могу не остановиться еще на одной важной проблеме -- подготовки кадров. Именно химики постоянно стараются привлечь к ней внимание. Через несколько лет начнется бурный подъем российской промышленности -- это неизбежно. Понадобится большое число технически подготовленных специалистов. И конечно же, специалистов для науки. На Президиуме СО РАН недавно специально рассматривали данный вопрос. Я выступал и приводил цифры, которые, скажем так, не очень радуют. Сегодня основной источник кадров для химических институтов Академгородка -- Новосибирский государственный университет.

-- Разве из столичных вузов в Сибирь уже не едут?

-- Не едут! Раньше кадры для СО РАН поставлял также Московский физико-технический институт. Сейчас у МФТИ, как, впрочем, и у других столичных вузов, другая ориентация. Москва стала финансовой столицей, возник огромный и хорошо финансируемый рынок труда для молодежи, и все столичные вузы повернулись лицом именно к этому рынку. Они в основном "куют кадры" для бизнеса. Собственно, все идет по хорошо известной схеме -- такое же ранее случилось в Америке, Англии, Франции, ФРГ. В крупных бизнес-центрах нет большой науки и не будет.

-- А где же она есть, наука?

-- Переместилась на периферию. Это объективная тенденция, залог того, что наука сохранится. Ни в столице, ни в Санкт-Петербурге, российской науке в ближайшее время не подняться из-за отсутствия подпитки молодежью. Во всяком случае -- точным наукам. Будет развиваться медицина, гуманитарные дисциплины, некоторые компьютерные технологии.

Я подвожу к тезису, с которого начал -- единственным специализированным вузом, продолжающим готовить кадры для академической науки, в России пока остается только Новосибирский университет. Здесь мы должны относиться к подготовке специалистов с особой серьезностью. И ликвидировать некоторые перекосы в приеме студентов. На первый курс принимают 450 математиков, а химиков, биологов -- всего по 70. А ведь у нас в Академгородке семь химических институтов. И молодежи в них становится все меньше -- постоянно об этом ведем речь. Иными словами -- систематически идет недобор именно на те специальности, которые нужны сейчас и будут востребованы уже в ближайшем будущем.

-- Наверное, и специалисты будущего должны быть несколько другими?

-- Объединенный ученый совет по химическим наукам внимательно рассматривает процесс подготовки химиков в НГУ. Выяснилось, что, например, сегодня университет не выпускает химиков-синтетиков, которые наиболее нужны в институтах. Он готовит в основном физхимиков, то есть специалистов, которые в основном исследуют процессы, но не занимаются непосредственно ситезом вещества. Прекрасные, надо заметить, специалисты! Но химики, которые исследуют процессы, без химиков, которые выделяют вещество, могут оказаться в какой-то момент просто не нужными!

-- Все эти вопросы решаемы?

-- Реформирование всегда требует больших усилий -- не так просто ломать привычные рамки! Изменить пропорции, где-то что-то уменьшить, у кого-то отнять -- все это проходит крайне болезненно. Но когда на пользу дела -- стоит постараться!

-- Можете ли назвать плодотворно работающие академические коллективы?

-- Наиболее жизнестойкими из химических институтов, безусловно, являются Институт химии твердого тела и механохимии, Новосибирский институт органической химии, Томографический центр, Институт катализа. Уверенно чувствуют себя иркутяне, красноярцы.

-- У них был накоплен достаточно прочный задел или коллективы сумели вовремя взять нужный курс?

-- Скорее -- второе. Они сориентировались, не растерялись.

-- Какими видятся вам перспективы развития химической науки?

-- Для химиков Сибири -- это ориентир на углеводородное сырье, переработку горнорудных запасов (драгоценные металлы, редкие металлы), лесохимия. Тонкая химия; особенно приносящие наибольшую прибыль фармацевтика и косметика. Пока этим занимаемся явно недостаточно. Не буду глубоко вдаваться в фундаментальные проблемы химии, но отмечу, что сегодня в мире настоящий бум по использованию математических приемов в химии, прежде всего -- молекулярного моделирования. Во всем мире внимание приковано к комбинаторному синтезу, комбинаторному катализу. Мы к этим зонам еще не приступали. А ведь за всем этим -- методы, которые позволяют очень быстро выявить именно те реакции, которые могут оказаться полезны в каждом конкретном случае. Будут развиваться исследования, связанные с физическим воздействием на вещество (Институт химии твердого тела), химия для электроники (Институт неорганической химии), новые физические методы в химии (Институт химической кинетики и горения, Томографический центр).

-- Пожелания коллегам?

-- Прежде всего -- не теряться даже в самой сложной ситуации, твердо уверовав в то, что хорошие и нужные разработки будут востребованы, а труд оценен по достоинству. Главное, помнить -- сегодня от тебя зависит очень многое.

...Если не ты поднимешь и уберешь камень, то кто же вместо тебя?

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+142+1