Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 22 (2208) 4 июня 1999 г.

ЧТОБЫ НЕ ОКАЗАТЬСЯ В ХВОСТЕ СОБЫТИЙ...

В. Басарева, "НВС".

Заседание Межведомственного научного совета
по региональной научно-технической программе "Сибирь"

В рамках мероприятий годичного Общего собрания Сибирского отделения 19 мая прошло заседание Межведомственного научного совета по региональной научно-технической программе "Сибирь". Напомним, что в том виде, в котором программа существует сейчас, она была учреждена в 1993 году Миннауки России, Межрегиональной Ассоциацией "Сибирское соглашение" и СО РАН. Несмотря на то, что по существу прогамма была явно межрегиональной, приравнена она была к региональным программам по той простой причине, что по ранее принятому законодательству ранга межрегиональной программы просто не существовало. Государственная классификация предусматривала три вида программ: межгосударственные, федеральные целевые и региональные целевые. Межрегиональных программ, как таковых, не было.

На тот момент решение о возобновлении финансирования РНТП "Сибирь" было прогрессивным. В 1993 году программа получила финансирование из федерального бюджета. Но к 1998 году создалась ситуация, напоминающая дикий рынок XVIII века. Каждый субъект федерации подал свои региональные программы для утверждения, которые стали конкурировать по финансированию с РНТП "Сибирь", будучи одного с ней ранга.

Отсутствие согласованности всегда отражается на финансировании. Один процент от объемов финансирования Миннауки, предусмотренный для распределения на подобные программы, остался прежним, а вот дробить его пришлось чуть ли ни на 89 частей, что соответствует числу субъектов федерации!

Доля средств федерального бюджета в общем финансировании РНТП "Сибирь" постоянно падает. В 1993 г. она составила 37%, в 1996 -- 5,7%, в 1998 -- 2,9% . Сказались и другие общеизвестные факторы. В результате, если общие плановые затраты РНТП "Сибирь" на 1998 год составляли из бюджетов субъектов федерации -- 5932 тыс. рублей, по договорам от предприятий -- 37706 тыс. рублей, из средств Миннауки РФ -- 28098 (госбюджет), то фактическое их исполнение составило: от субъектов федерации -- 14,4 % от планируемых объемов, по договорам предприятий -- 24,8%, от Миннауки РФ -- 1,1%.

Это сверхскромная поддержка со стороны центра научному потенциалу такого региона, как Сибирь. Программа предусматривала разработку 33 тем, актуальных для региона и страны в целом. Многие из них посвящены разработкам новых технологий, которые позволят вовлечь в хозяйственный оборот новые ресурсы и тем самым внести вклад в обеспечение экономической стабильности и подъем народного хозяйства. В 1998 и начале 1999 года подготовлен и передан в правительство ряд записок: "О федеральной программе освоения ресурсов нефти и газа Восточной Сибири и Республики Саха и выходе России на Азиатско-Тихоокеанский энергетический рынок", "О состоянии здоровья населения Сибири", "О состоянии и путях развития углепереработки в России". По инициативе СО РАН и Советов ректоров высшей школы городов Сибири принято решение о проведении Совета МАСС по вопросам науки и высшей школы в июне этого года. На Совете планируется обсудить дальнейшую судьбу региональной научно-технической программы "Сибирь". Требуется повысить ее статус, выйти с предложением в правительство о введении в государственную классификацию ранга межрегиональных программ, проработать источники финансовой поддержки таких программ. Например, есть предложение определить и законодательно оформить положение, по которому часть прибыли, получаемой от продажи сырьевых ресурсов, будет направляться на обеспечение НИОКР и подготовку кадров. Кроме того, СО РАН инициировало заключение дополнительного соглашения с Миннауки, Минобразования, МАСС и академиями Сибири о реализации научно-образовательных и научно-технических программ, разрабатываемых под эгидой этих организаций, в рамках РНТП. Подписание такого соглашения будет означать еще один шаг в легализации межрегиональных программ на государственном уровне.

Время безжалостно обходится с теми, кто не может приспосабливаться к его капризным новациям. Как сказал, присутствующий на заседании академик Г.Марчук, сейчас надо искать другие источники, привлекать инвестиции, находить другие пути финансирования, адекватные стоящим проблемам. Гурий Иванович также отметил, что в проектах, включенных в программу, как правило, заложены прекрасные идеи, но нет очень многих компонент, которые идею могут превратить в реальность. Не ясно, кто получатель, кому это нужно, как стимулировать разработку, когда нет бюджета. Иными словами, инвестора не столько интересуют технические подробности проекта, как его маркетинговое и финансовое обоснование, прибыль, которую он может получить, вкладывая свои деньги в проект. Чтобы получить финансирование под проект, необходимо прежде всего ясно изложить его бизнес-план.

Программе "Сибирь" не хватает специального блока, который бы отвечал за законодательное и бизнес-сопровождение проектов. Одно из предложений, много раз прозвучавшее на заседании, -- резко усилить правовую проработку вопросов, связанных с программой "Сибирь". Есть опасность, что программа превратится в простой комплекс локальных программ, потеряет свою целостность. Уже сейчас намечаются тенденции замыкания в проблемах собственного проекта. Блок нефтегазового комплекса анализирует только разведку и добычу без связи с машиностроением. В угольной промышленности при расчете рентабельности также не обсуждаются вопросы эффективности работы оборудования. Ориентация на собственный интерес скорее всего проявится и в организации финансирования. Можно ожидать, что регионы не захотят создавать единый фонд. Тогда надо проработать механизм, когда каждый участник смог бы профинансировать часть проекта, тем самым достигнуть интеграции, хотя бы на уровне целей.

На заседании было заслушено несколько докладов. С новой заявкой на включение в РНТП "Сибирь" проекта "Транспорт Сибири" выступил ректор Сибирского государственного университета путей сообщения К.Комаров. Приведем лишь некоторые из мероприятий, осуществленных на этапе подготовки проекта этой программы. Подписан договор о совместной деятельности СО РАН и Сибирского государственного университета путей сообщения в сфере интеграции фундаментальной науки и образования. Образовано 11 совместных лабораторий СО РАН и СГУПС. Проведено совместное заседание Научно-технического совета сибирских железных дорог и СО РАН. Формируется блок проектов "Транспорт Сибири", как составная часть программы "Сибирь". Подписано соглашение между Министерством путей сообщения РФ, СГУПС, железными дорогами региона и СО РАН. Выстроена достаточно стройная система взаимодействия со всеми транспортными системами Сибири. Здесь и речной, и авиационный, и автодорожный транспорт.

Есть совместные разработки с СО РАН. Например, на Ганноверской выставке в этом году экспонировался проект Новосибирского мультимодального транспортного узла (совместная разработка ИЭиОПП и СГУПС). Этот проект находится на стадии поиска авторитетных проектантов и инвесторов. К проекту уже подключился ТАСИС. В июне планируется проведение конференции "Транзит на пороге XXI века".

Не обошел вниманием докладчик и назначение министра путей сообщения Н.Аксененко на пост первого вице-премьера Правительства РФ. Николай Иванович выпускник СГУПС, председатель Совета попечителей СГУПС и, по заверению его ректора, с большим уважением относится к академической науке.

Академик А.Конторович проинформировал собравшихся об исследованиях, проводимых в рамках проекта "Нефть и газ Сибири". Ушел из жизни Андрей Алексеевич Трофимук, один из создателей программы "Сибирь" и координатор блока нефтегазового комплекса страны, но борение за нефтегазовый комплекс страны продолжено. Предложены макроэкономические показатели для прогноза развития экономики и топливно-экономического комплекса России (валовый внутренний продукт -- ВВП на душу населения, энергопотребление на душу населения, энергоемкость ВВП, структура энергетического баланса), выполнен многовариантный прогноз развития экономики России до 2030 года, сформулированы предложения к "Концепции выхода России из экономического кризиса", подготовлены предложения о необходимости разработки федеральной целевой программы "Освоение ресурсов нефти и газа Восточной Сибири и Республики Саха и выхода России на Азиатско-Тихоокеанский энергетический рынок".

"Вынуждены признаться, -- отметил докладчик, -- что многие проблемы нефтегазового комплекса возникают из-за внутренних противников. Например, строят заводы по малой переработке нефти, но ведется она кустарными методами, без всякой связи с наукой. Закупается оборудование за бешеные деньги за границей, хотя есть более прогрессивные отечественные технологии. На импортном оборудовании получают низкокачественные бензины и другую продукцию. Со стороны регионов нет попытки связаться с наукой и довести работу "до ума".

Координатор программы "Уголь Сибири", член-корреспондент Г.Грицко констатировал, что во всех странах, кроме России, за последние годы произошло увеличение добычи угля. Он обратил внимание собравшихся на значимость угля в энергетической безопасности страны. В связи с этим большое беспокойство вызывает закрытие шахт в Кузбассе.

По мнению докладчика, неверная дифференциация цен между источниками энергии и высокая налоговая составляющая делают шахты неэффективными, но они неэффективны в этой искаженной экономике. Зачем закрывать шахту, когда можно изменить принципы налогообложения и цены на первичные ресурсы и продукты!

Шахты закрывают, а не консервируют. Закрытие шахты означает следующее: засыпаются выработки, затапливается шахта. Когда изменится налоговое законодательство, и шахта по новым правилам станет эффективной, ее просто не будет! На некоторых закрытых уже шахтах запасов угля хватит на 200 лет добычи!

Первоначально планировалось закрыть 8 шахт, сейчас в списке подлежащих закрытию уже 44 шахты, почти все они с коксующимся углем. А это необходимое сырье для металлургии и оборонки. Происходит системное удушение нашей экономической основы.

Что такое кредит Всемирного банка на 500 млн долларов для угольной промышленности? Это продажа 8--10 млн. тонн коксующегося угля на международном рынке. Раз плюнуть, добыть эти деньги! Есть группа из 8--9 шахт, которым по сто лет, и их надо закрыть. Но остальные! Ученые-горняки предлагают немедленно прекратить массовое закрытие шахт. Если так уж необходимо -- законсервируйте. Это дешевле в несколько раз и позволит решить ряд экологических проблем, возникающих при закрытии шахт, когда нарушается водный режим.

Предложения казалось бы прозрачны, но социального заказа на проработку нет. Еще одна проблема: в Кемеровской области действуют 700 посредников. За последние 8 месяцев после проверок ФСБ и МВД открыто 180 уголовных дел по углю. Что делают посредники? Они занижают цену на экспорт угля, а на внутреннем рынке цена завышается в 2--3 раза. В Турции продают наш уголь, полученный через Кипр и т.д. При ломке системы управления была сломана структура сбыта в Углепроме. Предполагалось, что шахтеры сами продадут свой уголь. Но этого силами шахт не осуществить. Углесбыт должен быть восстановлен. Сибирскому отделению нужно мобилизовать все имеющиеся разработки и выступить за новую энергетическую стратегию России.

О состоянии дел и проблемах развития золотодобывающей промышленности рассказал директор Институт химии и химической технологии Г.Пашков, координатор программы "Золото Сибири". В 1978 г. МВФ отменил золото, как эталон стоимостной оценки валюты, но оно продолжает быть тем мерилом, который может предотвратить финансовый кризис. Например, Южная Корея смогла предотвратить финансовый хаос в своей стране не только за счет государственных запасов золота, но и за счет сбора его с населения. Золотой запас страны по-прежнему измеряет стабильность экономики. Сейчас наиболее значим золотой запас США. Интересен такой показатель, как запас золота на душу населения. В США этот показатель составил 32 грамма, во Франции -- 45 граммов, в России -- 3 грамма.

Можно назвать несколько причин, препятствующих развитию золотодобывающей промышленности России. Это, во-первых, сохранение политических и экономических рисков при инвестировании; отсутствие законодательной базы, стимулирующей инвестиции и создающей нормальный инвестиционный климат в России (cтраны Южной Америки и Канады остаются более привлекательными для вложений в горные проекты); чрезвычайно высокий уровень налогообложения (до 30 % от выручки, в то время как в США налоги в горном бизнесе составляют 2,5 % от объема продаж). К тому же золотодобывающая промышленность вынужденно кредитует государство. Если золото сдается сегодня, то деньги за него она получает через полтора-два года.

Структура разведанных запасов золота в России такова: 20% находится в россыпях и 80% в коренных и комплексных рудах. Структура же добычи обратная. Мы извлекаем 70 % золота из россыпей и 30 % из коренных и комплексных руд. При этом содержание золота в россыпях за последние 30 лет значительно снизилось. Это формирует направление научно-исследовательских работ, связанных с геологоразведкой и освоением новых месторождений. В первую очередь надо обратить внимание на коренные комплексные руды и подготовить технологии, чтобы вовлечь в переработку мощные месторождения коренных руд.

Присутствующие заслушали информацию начальника отдела региональных, экономических и социальных проблем при Президиуме ИрНЦ И.Думовой о парламентских слушаниях по проекту федерального закона "Об особой экономической зоне Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Закон Государственной Думой принят в первом чтении. Против предложенной концепции закона есть много возражений по достаточно принципиальным моментам, начиная от структуры закона, предлагаемых территориальных границ, управления и т.д. Предложения сибирских ученых не были приняты во внимания. Проект закона требует кардинальной переработки. Предложено выйти в Госдуму с законодательной инициативой от лица субъектов федерации зоны БАМ с альтернативным законом. Таков далеко не полный перечень проблем, стоящих перед разработчиками РНТП "Сибирь".

В заключение отметим, что РНТП "Сибирь" органически связана и является самостоятельным блоком Федеральной целевой программы "Основные направления экономического и социального развития Сибири на период до 2005 года", которая была утверждена постановлением Правительства в декабре 1998 года. Но несмотря на свой высокий федеральный статус и множество источников финансирования, перечисленных постановлением, реальных денег, которые могут поступить на реализацию научно-технических работ через ФЦП "Сибирь", ожидать не приходится. Будем надеется, что эта программа сможет, по крайней мере, сыграть роль боевого знамени, вокруг древка которого соберется научное войско, способное на ратные подвиги во имя богатейшего сибирского края. Как сказал академик Г.Марчук, завершая свое выступление: "Надо идти и идти, чтобы не оказаться в хвосте событий".

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+142+1