Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 22 (2208) 4 июня 1999 г.

БАЙКАЛ ПОД ЗАЩИТОЙ ЗАКОНА

Подготовила В.Макарова.

Одним из первых примеров экологического законодательства был указ Петра I, предписывающий боярам и мещанам не сливать воду из бань и прачечных в Москва-реку, а тех, кто ослушается, бить батогами нещадно. Много с тех пор было издано природоохранных правительственных указов и постановлений...

2 апреля Государственная Дума приняла закон "Об охране озера Байкал", 1-го мая он был подписан Президентом Российской Федерации.

Комментирует новый закон директор Байкальского объединенного института природопользования профессор А.ТУЛОХОНОВ, член рабочей группы по подготовке законопроекта.

-- Разработка закона о Байкале неразрывно связана с деятельностью члена-корреспондента М.Грачева по включению озера Байкал в список Участков мирового природного наследия. Именно по его инициативе в 1989 г. на Байкале побывала делегация ЮНЕСКО, которая одним из условий реализации этой идеи поставила вопрос о законодательной основе сохранения уникальной экосистемы озера. Затем в 1990 г. было издано распоряжение председателя СО РАН академика В.Коптюга о создании рабочей группы по разработке закона, в состав которой вошли чл.-корр. М.Грачев, академики Г.Галазий и В.Воробьев и доктора наук В.Викулов и А.Тулохонов.

За прошедшие десять лет разработано около 30 вариантов этого закона, которые широко обсуждались в местной прессе, в Верховном Совете Российской Федерации первого созыва, депутатами первой и второй Государственной Думы. Летом 1997 г. он был принят Государственной Думой и Советом Федерации, но был отклонен Президентом РФ. Затем Совет Федерации пытался преодолеть вето Президента, однако не хватило для этого только одного голоса.

Я полагаю, что такой драматической истории не было еще ни у одного федерального закона. И вот после его рассмотрения в третий раз Госдумой он был поддержан Советом Федерации и подписан Президентом.

Это первый в России региональный экологический закон федерального уровня, который обеспечивает правовую основу для сохранения Участка мирового природного наследия -- озера Байкал. Создан прецедент для других регионов, включенных в этот список от России: девственные леса Коми и вулканы Камчатки.

Он объединяет интересы трех субъектов: Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. Этим законом утверждается, что теперь не только регионы, но и Россия ответственна за сохранение озера. В отличие от других законов, данный документ инициирован не правительством, а научным сообществом и, прежде всего, Сибирским отделением РАН.

Следует отметить его лаконичность и краткость -- всего 26 статей. Впервые в федеральном законодательстве утверждается, что его нормы могут пересматриваться "на основании данных научных исследований".

Принципиально важно отметить, что закон является по своей конструкции рамочным. Основные запреты как бы отосланы к подзаконным актам и отраслевым нормам, хотя многие депутаты хотели бы внести в него жесткие ограничения на определенные виды хозяйственной деятельности. Однако, именно такие запреты встречают противодействие со стороны оппонентов закона. Поэтому, несмотря на его недостатки, закон является своего рода компромиссом разных точек зрения.

-- Арнольд Кириллович, по какой статье было больше споров? Какие статьи в первую очередь требуют подзаконных актов?

-- В ст.15 записано, что создается федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.

Между тем в Конституции РФ и регионов нет такого органа, который должен управлять тремя территориями, да еще границами, проходящими по речным бассейнам. Сразу возникает масса вопросов: из чего он состоит, где располагается, какие у него полномочия и т.д.

Особое значение для нас имеет ст.21, определяющая порядок финансового обеспечения природоохранной деятельности на Байкале за счет федерального бюджета и региональных финансовых источников. Данная статья требует детальной проработки и согласования прежде всего на региональном уровне. Предстоит большая работа не только по консолидации экологических фондов, но и по распределению собранных средств не в интересах регионов, прежде всего для сохранения экосистемы Байкала. И здесь роль науки должна быть определяющей. В первую очередь надо географически закрепить выделенные зоны и, соответственно, определить в них разрешенные и запрещенные виды хозяйственной деятельности.

К числу приоритетов в реализации данного закона следует отнести разработку норм допустимых антропогенных воздействий на экосистему озера Байкал. Прежние давно устарели, а новые требуют обсуждения. В соответствии с новым законом необходимо пересмотреть комплексную программу по охране Байкала. В ст.17 упоминается необходимость реанимации экологической паспортизации хозяйственных объектов, которая впервые была проведена здесь почти 10 лет назад. За эти годы многие предприятия уже исчезли. Неясно, за чей счет будет проводиться паспортизация, кто это будет делать.

Наибольшие споры вызывает по-прежнему деятельность БЦБК. В первых вариантах была записана строка о закрытии комбината. Однако сегодня вряд ли экономика Иркутской области готова к такой акции. Поэтому в законе определено, что перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством РФ. Соответственно вопрос о комбинате будет решаться подзаконными актами.

-- Международный статус Байкала как Участка мирового природного наследия, но достаточная и принятый наконец российский Закон об охране Байкала -- достаточно ли этих мер, чтобы сохранить "славное море"?

-- Единственное, что этот статус показывает, Байкал -- мировая ценность. Россия должна взять на себя основную миссию по его охране. Смысл нашего закона состоит в том, чтобы четко определить "где" и "как" в Байкальском регионе человеку можно хозяйствовать. Правда, несмотря на массированное поступление чужеродных для Байкала веществ, вода в озере остается пока еще самой чистой в мире. Байкал нелегко загрязнить, но очистить его будет невозможно.

В заключение необходимо еще раз отметить, что закон, плохой он или хороший -- принят. И теперь предстоит огромная работа по его реализации. Она сложна еще и потому, что все это мы делаем впервые, и без права на ошибку.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+142+1