Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 26 (2212) 2 июля 1999 г.

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА В РАЙОНЕ БАМ

На выездных парламентских слушаниях Государственной Думы в Иркутске 27 апреля 1999 г. по законопроекту об особой экономической зоне в районе БАМ в качестве эксперта участвовал ведущий научный сотрудник ИЭиОПП СО РАН А.КИН, который согласился вкратце осветить основные обсуждавшиеся вопросы.

Государственная Дума РФ на заседании в апреле 1999 г. рассмотрела и приняла большинством голосов проект Федерального закона "Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Выступающие депутаты отмечали важность проблемы освоения зоны БАМ и рекомендовали принять закон. Высказывались и опасения, что особая экономическая зона со специальным органом управления на территории шириной в 400 км и вдоль всего БАМа с льготами по налогообложению, особым таможенным и валютным режимом может принести государству потери.

Для того, чтобы разработчики законопроекта "Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" могли учесть мнение и позицию органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, ученых и практиков в апреле с.г. были проведены выездные парламентские слушания в Иркутске.

Основное внимание здесь уделялось замечаниям юридического характера, которые могут быть рассмотрены при подготовке законопроекта ко второму чтению. При этом указывалось, что необходимо определить соотношение законопроекта с другими действующими нормативными правовыми актами, его место в системе федерального законодательства. Значительная часть замечаний касалась порядка определения территориальных границ зоны БАМ. При этом подчеркивалась недопустимость как установления особого режима на значительной части территории (при определении зоны БАМ как коридора шириной 400 километров вдоль трассы Байкало-Амурской железнодорожной магистрали), так и понимание зоны БАМ как совокупности локальных особых экономических зон. Участники парламентских слушаний пришли к выводу о необходимости развития всех территорий, прилегающих к БАМу. Отмечалось, что создание особой экономической зоны является лишь одним из способов развития всей территории зоны БАМ и должно рассматриваться в комплексе с иными способами, такими как реализация специальных федеральных и региональных программ развития данных территорий и т.д.

Особое значение придавалось вопросам порядка управления деятельностью зоны БАМ. Учитывая, что статус особой экономической зоны будет касаться только отдельных территорий в пределах коридора БАМ, участники слушаний считают возможным при создании особых экономических зон специальные функции по управлению ими передавать существующим органам государственной власти соответствующих субъектов Федерации, на территории которых создаются особые экономические зоны.

Вместе с тем, участники признали необходимость координации действий федерального центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления но развитию зоны БАМ. Предложено создать координирующий орган, задачей которого ставится согласование интересов территорий, находящихся в зоне БАМ, с интересами государства и субъектов Федерации региона БАМ. Участники предложили формировать Координационный совет на паритетных началах из числа федеральных органов исполнительной власти, представителей органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления на территории зоны БАМ. Дискуссионным стал вопрос об определении "особого режима" зоны БАМ. Высказывались суждения о возможности существования льготного режима хозяйственной деятельности, введение которого уже предусмотрено действующим федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. Прежде всего это касается законодательства о налогах и сборах, определенного им порядка установления налоговых льгот. Данные механизмы уже возможно использовать для привлечения инвестиций.

Кроме того, возможно введение действительно особого режима в рамках создания системы особых экономических зон. Таким режимом может быть предусмотренный Таможенным кодексом Российской Федерации режим свободной таможенной зоны с учетом некоторых особенностей, вызванных спецификой как самой территории зоны БАМ, так и характером осуществляемой в ее рамках хозяйственной деятельности. Работа над определением особенностей режима свободной таможенной зоны будет продолжена в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.

Особое внимание на слушаниях было уделено проблеме эффективности предоставляемых льгот, необходимости разработки такого механизма предоставления льгот, который распространялся бы только на действительно хозяйствующих субъектов. При этом поддержкой должны пользоваться только те хозяйствующие субъекты, деятельность которых позволяет решать задачи, стоящие перед органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Подводя итог выездных парламентских слушаний депутаты Государственной думы и выступающие отмечали, что необходимость разработки и принятия подобного закона не вызывает сомнений, вместе с тем, обсуждавшийся законопроект должен претерпеть существенные изменения.

г. Новосибирск.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+146+1