Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 31 (2217) 13 августа 1999 г.

НОВЫЕ ШАГИ ЕВРОСОЮЗА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УКРЕПЛЕНИЕ НАУКИ

Перевод Л. Замараевой (ИК СО РАН)
из журнала C&EN.

Начало 1999 года во всем мире ознаменовалось крупнейшим за последние десятилетия событием -- введением единой европейской валюты -- евро. Но для тех, кто занимается наукой и новыми технологиями, не менее важно и другое событие: начало новой пятой программы Европейского Союза по поддержке науки и технологий -- F5.

Первая такая программа была разработана в 1982 году, ее бюджет в 4,4 млрд долларов был рассчитан на пять лет. Программа "F5" рассчитана на четыре года, бюджет равен 17,5 млрд долл., а сама она состоит из восьми отдельных программ, включая программы, касающиеся восьми европейских национальных лабораторий, принадлежащих недавно открытому Объединенному исследовательскому центру.

Программа "F5" опирается на опыт предыдущих программ и учитывает их достоинства и недостатки. Основным недостатком "F4" было распыление ее на множество пространных документов, что сделало ее неуправляемой машиной, которая неспособна адекватно реагировать на изменение реалий и поспевать за скоростью социально-экономического и научного развития. Таким образом число программ в "F5" было значительно уменьшено, бюрократические препоны сведены к минимуму, цели обозначены более четко.

Главную цель можно сформулировать так -- построение новой, полной сил и перспектив Европы, заботящейся об окружающей среде, конкурентоспособной в технологическом плане, словом, мировой класс в любом аспекте. Это, если хотите, попытка ввести в игру Европейскую науку как единое целое, противопоставив ее возможности возможностям американской науки.

Не все члены Евросоюза стремятся использовать крупные средства "F5", т.к. ими нельзя пользоваться по своему усмотрению, большинство старается "выжать" максимум из бюджета своих собственных стран. Однако все без исключения согласны с тем, что Европа должна объединиться, чтобы соперничать с США и Азией.

Исследования широкого профиля такие, как новые технологии, окружающая среда, энергетика, сельское хозяйство и здравоохранение, способны вызвать интерес людей, а следовательно мобилизовать их для выполнения самих программ. Такие программы составляют около 9% четырехлетнего бюджета "F5".

Существует три основных критерия, на которых базируется все дальнейшее развитие программы.

Первый критерий основан на двойном принципе "вспомогательности" и "прибыльности". При этом "F5" получает утроенную прибыль от своего вложения. "Вспомогательность" (subsidiarity) -- общеевропейский термин, означающий, что небогатые члены ЕС такие, как Греция, Португалия, Ирландия, получают специальное финансирование на подготовку ученых и квалифицированных специалистов, которые потом смогли бы поехать в более развитые страны для исследовательской работы.

Второй критерий -- это социальные аспекты. Необходимость учитывать безработицу, проблемы здравоохранения, экологии, роста населения -- делают социальный критерий решающим для этой программы. Третий критерий -- ориентация на поддержку малого и среднего бизнеса. Европа, в противовес США, не отличается мощным духом предпринимательства, хотя и очень к этому стремится. Поэтому для нее исключительно важно подписанное в прошлом году соглашении с США в сфере сотрудничества в бизнесе.

В отличие от предыдущих программ, "F5" предусматривает большую автономию для исследователей. Строгое наблюдение идет за результатами работы, а направление исследований, как правило, ученые выбирают сами. Время покажет эффективность такого подхода. Во всяком случае это устраняет огромное количество бюрократических процедур, так замедляющих процесс работы.

Один из первых пунктов программы "F5" -- осуществление научного исследования, технологического процесса и демонстрационных программ. Внутри этой программы находятся: проект общества по информации для потребителей (4,2 млрд долл.), проекты, направленные на улучшение уровня жизни (2,8 млрд долл.), развитие предпринимательской деятельности (3,1 млрд долл.), развитие в области поддержки энергетики и окружающей среды (2,5 млрд долл.). Под последним, в частности, подразумеваются такие проблемы, как глобальное потепление и изменение климата в целом, морские экосистемы, термоядерная энергия и пр. Все документы программы "F5" можно прочесть в Интернете. Там можно получить подробную информацию о том, как получить финансирование.

Одной из приоритетных задач "F5" является интеграция производства с Академией наук и Государственными исследовательскими центрами. При этом сами исследования выполняются в рамках международных контрактов. Собственно осуществление этих контрактов и работа ученых за рубежом является вторым пунктом программы: предполагается, что ученые стран Восточной Европы, России и др. стран, включая США, будут работать вместе.

Третья цель -- поднять на ноги слабейших членов Евросоюза, развить там малый и средний бизнес.

Четвертая -- улучшить образовательную базу для подготовки научных работников. Здесь объединяются научные и социально-экономические проблемы.

Все направления и мероприятия вместе образуют семь подпрограмм. Кроме того есть еще Объединенный исследовательский центр, представляющий собой несколько лабораторий, разбросанных по Европе. Однако работа этих лабораторий была признана мало эффективной, т. к. не была социально-экономически направленной, и их даже хотели упразднить. Однако в свете новой объединенной Европы эти лаборатории приобретают особое значение, подобно правительственным структурам, поэтому новая администрация Центра собирается сделать все, чтобы оправдать его существование. Примером новой политики Центра может служить его работа по изучению только что начавшейся торговли токсичными веществами.

Евро-Американское соглашение, на которое так рассчитывают участники "F5", вступит в силу только в середине следующего года. В июне 1999 года в Штутгарте (Германия) состоялась встреча, на которой были определены направления работы. Ими стали: сельское хозяйство, биотехнологии, информационные технологии, материалы, системы мер, транспортировка, энергетика, здравоохранение (особенно восстановление утраченной трудоспособности и эндокринология). Вокруг предстоящего сотрудничества ведется много разговоров. Ранее эти партнеры не сталкивались лицом к лицу. Предлагаются различные проекты, например, соглашение, позволяющее признавать и в США, и в Европе продукты, протестированные только в одной из этих стан, при условии, что тестирование проводилось в лаборатории, участвующей в соглашении. Пока США в соглашении заинтересованы меньше. Ситуация, впрочем, может измениться уже в следующем году. Решающую роль здесь будет иметь прибыль США от финансирования своих партнеров.

Велика роль F-программ в объединении Европейского сообщества и европеизации в целом. Каждый европейский университет сегодня возглавляется профессором, уделяющим большое внимание международному обмену. Это можно оценить только очень положительно.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+151+1